План обеспечения бесперебойной деятельности организации в случае бедствий не является только техническим планом — он главным образом предусматривает проведение организационных мероприятий. Поэтому в основу плана должны быть положены сведения о структуре и функциях организации, средствах, необходимых для поддержания ее деятельности, величине ущерба от невозможности нормального функционирования, лицах, которые примут на себя управление в кризисной ситуации, и процедурах, которые они будут использовать. Для структуризации процесса разработки плана необходимо использовать соответствующую методологию, что обеспечит учет всех факторов непрерывности.
Методология (как следует из рисунка) состоит из трех стадий и десяти этапов, в совокупности составляющих жизненный цикл проекта по разработке плана обеспечения непрерывности деятельности организации (содержание работ на этапах подробно расписано в следующей главе).
Планирование деятельности организации базируется на слудующих основных факторах: качества услуг, эффективности работы и возможности развития организации. Во многом оно обеспечивается технологией, принятой в организации. Поэтому важно, чтобы при выявлении критических областей деятельности организации учитывалась их зависимость от технологических составляющих.
|
|
Ранее планы на случай непредвиденных обстоятельств учитывали только бедствия, связанные с компьютерной техникой. Это очень узкий подход. Для обеспечения бесперебойной деятельности необходимо учитывать все взаимосвязанные внешние и внутренние функции, в том числе ручные методы учета и обработки информации.
Наиболее важными факторами, обеспечивающими успех планирования, являются учет всех мелочей и поэтапная разработка каждого небольшого элемента плана. Должно быть определено, на события какого масштаба рассчитан план. Если организация располагается в районе, где могут возникнуть региональные бедствия, план должен предусматривать возможность прекращения подачи электроэнергии, воды и других коммунальных услуг. В противном случае достаточно учитывать возможность бедствий лишь в масштабе здания и рассчитывать на помощь поставщиков, властей и городских структур.
Необходимо также установить "широту охвата" плана. Она зависит от многих факторов, в частности, от структуры организации, допустимых затрат, количества имеющихся зданий и т.п.
В основу методологии "Планирование бесперебойной деятельности в случае бедствий" положен прагматический подход, предусматривающий поддержание критически важных процессов. Защита всех аспектов деятельности организации от пагубных последствий в случае бедствий либо нереальна, либо связана с чрезмерными затратами.
|
|
Целями проекта по составлению плана, обеспечивающего бесперебойность и восстановление деятельности организации в случае бедствий, являются:
· Создание методики оценки бизнес-процессов, которая обеспечит разработку плана с помощью хорошо структурированной и всеобъемлющей методологии.
· Разработка прагматичного, экономичного и работоспособного плана, который обеспечит бесперебойность критически важных процессов в случае серьезного нарушения деятельности организации.
· Минимизация последствий любого бедствия для организации.
Эффективный план обеспечения бесперебойной деятельности является относительно недорогой формой страхования компаний от последствий возможных бедствий, и затраты на него должны рассматриваться как составляющая необходимых издержек на поддержание нормальной деятельности организации.
Примерное содержание плана
Непременным условием быстрого и успешного восстановления деятельности организации после бедствия является предварительная разработка и регулярное обновление постоянно действующего плана обеспечения бесперебойной деятельности компании. В зависимости от специфики компании и принятой в ней политики подобный план мероприятий может иметь различные формы и названия. Он может состоять из нескольких разделов, отражающих различные направления работ: план подготовки к чрезвычайным ситуациям, план действий в чрезвычайной ситуации, план резервирования и восстановления информации, план восстановления деятельности и т.п. План может также детализироваться по категориям и продолжительности чрезвычайных обстоятельств.
План включает следующие основные разделы:
1. Основные положения плана.
2. Оценка чрезвычайных ситуаций:
o выявление уязвимых мест компании;
o классификация возможных опасных событий и оценка вероятности их возникновения;
o сценарии чрезвычайных ситуаций;
o потенциальные источники отрицательных последствий каждой чрезвычайной ситуации и оценка величины ущерба;
o набор критериев, на основании которых объявляется чрезвычайная ситуация.
3. Деятельность компании в чрезвычайной ситуации:
o первоначальное реагирование на чрезвычайную ситуацию (оценка опасного события, объявление чрезвычайной ситуации, оповещение необходимого круга лиц, ввод в действие чрезвычайного плана);
o мероприятия, обеспечивающие бесперебойность деятельности компании в чрезвычайной ситуации и восстановление ее нормального функционирования.
4. Поддержание готовности к возникновению чрезвычайной ситуации:
o контроль правильности и корректировка содержания плана;
o составление списка адресов и процедуры рассылки плана;
o разработка программы повышения квалификации и ознакомления персонала с действиями, необходимыми для восстановления деятельности компании после бедствия;
o подготовка к опасным событиям, обеспечение безопасности и предотвращение бедствий;
o регулярное проведение частичных и комплексных проверок (типа пожарных учений) готовности компании к действиям в чрезвычайной ситуации и способности восстановить нормальную деятельность;
o регулярное создание резервных копий данных, документации, бланков входных и выходных документов и основного программного обеспечения, их хранение в безопасном месте.
5. Информационное обеспечение:
o приоритетные функции, выполняемые компанией;
o списки внутренних и внешних ресурсов — технических средств, программного обеспечения, средств связи, документов, офисного оборудования и персонала;
o учетная информация о техническом, программном и другом обеспечении, необходимом для восстановления деятельности организации в случае чрезвычайной ситуации;
|
|
o список лиц, которых необходимо оповестить о чрезвычайной ситуации с указанием адресов и телефонов;
o вспомогательная информация — планы и схемы, маршруты перевозок, адреса и т.п.;
o описание детальных пошаговых процедур, обеспечивающих четкое выполнение всех предусмотренных мер;
o функции и обязанности сотрудников в случае возникновения непредвиденных обстоятельств;
o сроки восстановления деятельности в зависимости от типа возникшей чрезвычайной ситуации;
o смета расходов, источники финансирования.
6. Техническое обеспечение:
o создание и поддержание базы технических средств, обеспечивающей бесперебойную деятельность компании в чрезвычайной ситуации;
o создание и поддержание в надлежащем состоянии резервного производственного помещения.
7. Организационное обеспечение, состав и функции следующих групп, обеспечивающих бесперебойную деятельность в случае бедствия:
o группы оценки чрезвычайной ситуации;
o группы управления в кризисной ситуации;
o группы для работ в чрезвычайной ситуации;
o группы восстановления;
o группы обеспечения работы в резервном производственном помещении;
o группы административной поддержки.
Даже простое перечисление элементов плана говорит о серьезности проблемы и объеме работ по его составлению.
Этапы методологии планирования бесперебойной деятельности организации в случае бедствия
Организации, занимающиеся оценкой квалификации специалистов в определенных сферах деятельности, обычно формулируют общий свод знаний специалистов данной профессии. Такой свод знаний имеет абстрактный характер, он стабилен и независим от используемой технологии, что облегчает общение специалистов данной области и устанавливает единые требования к их квалификации.
Освоение общего свода знаний является необходимым, но не единственным доказательством профессиональных способностей. Для успешной сдачи квалификационных экзаменов, проводимых на его основе, необходимо вести профессиональную деятельность и иметь определенные навыки в данной области.
|
|