Содержание заданий, подлежащих выполнению

Задание 1. В каких значениях употреблено слово язык в словосочетаниях и предложениях. Запишите конструкции, укажите в скобках значение, используя справочные материалы. Приведите синонимы к каждому из значений слова язык, представленных в словосочетаниях и предложениях: Он не владеет языком; Говорит тяжелым языком; Язык мой – враг мой; Трудный для понимания язык; Языком формул; Шершавым языком плаката.

Справочные материалы:

Язык 1. Орган в полости рта позвоночных животных и человека, способствующий пережевыванию и глотанию пищи, определяющий ее вкусовые свойства, а у человека, кроме того, участвующий в образовании звуков речи орган речи. 2. перен. Способность говорить (обычно в составе устойчивых сочетаний). 3. (мн. язык и и устар. яз ы ки). Система звуковых и словарно-грамматических средств, являющаяся орудием для выражения мысли и служащая средством общения людей. 4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками; стиль, слог. 5. чего. То, что выражает собой какую-либо мысль, может служить средством общения. 6. (мн. язык и и яз ы ки). Устар. Народ, народность. 7. Пленный, от которого можно узнать нужные сведения. 8. Металлический стержень (колокола, колокольчика), при ударах которого возникает звон (Малый академический словарь).

Язык 1 1. Подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека участвующий также в образовании звуков речи. 2. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.

Язык 2 1. Система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. 2. ед. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль. 3. ед. Речь, способность говорить. 4. Система знаков (звуков, сигналов и т. п.), передающих информацию. 5. ед., перен., чего. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). 6. перен. Пленный, от которого можно получить нужные сведения (разг.).

Язык 3 (стар.). Народ, нация (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова).

Задание 2. Прочитайте определения культуры речи юриста. «Речевая культура профессионального общения юристов – это определенный уровень профессионально-языковой компетенции, позволяющий правильно построить и реализовать программу устного и письменного высказывания с учетом изменчивости речевых ситуаций при постоянстве требований Закона» (Т. В. Губаева); «Культура речи при производстве следственных действий состоит в использовании точных, ясных, понятных, соответствующих литературной норме и речевой ситуации языковых средств»; «…культура судебной речи состоит не в том, чтобы отказываться от использования определенных языковых средств, а в том, чтобы употреблять их там, где нужно» (Е. Е. Подголин). Какое из них наиболее точно, на ваш взгляд, отражает содержание понятия? Сформулируйте самостоятельно определение понятия «культура речи юриста», запишите в тетрадь.

Задание 3. Изучите одно из пособий (одну из статей) о культуре речи юриста. Выразите письменно свое мнение о прочитанном.

Методические указания для курсантов по подготовке
к практическому занятию

При подготовке к занятию следует обратить внимание на вопросы, касающиеся структуры русского национального языка, уяснить содержание понятий: современный русский литературный язык, нормализация и кодификация литературного языка, динамическая теория нормы, языковая норма, варианты (вариантность). Необходимо изучить теоретический материал по теме занятия, подготовиться к обсуждению следующих учебных вопросов: 1. Понятие культуры речи. Три аспекта культуры речи. Коммуникативные качества речи. 2. Языковая норма. Вариантность нормы. Типы языковых норм. 3. Современный русский литературный язык, его признаки. Разновидности литературного языка. 4. Характеристика официально-делового стиля, его подстили, жанры. Языковые особенности официально-делового стиля. 5. Формы существования национального языка. Особое внимание при подготовке к практическому занятию следует обратить на изучение характерных признаков функциональных стилей: лексических, морфологических, синтаксических. Необходимо знать определения функциональных стилей; сферу применения; подстили, которые выделяются в каждом стиле; жанры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: