решений, особо выделяется инновационный метод системных расстановок, в частности, его разновидность – организационные расстановки или бизнес-расстановки.
Метод бизнес-расстановок построен на базе системно-феноменологического подхода немецкого учёного Берта Хеллингера (4), который тот первоначально применял к семейным системам. При этом под «системой» понимается и семья, и личность в её многообразных проявлениях, и организация, и рынок… Рассматриваемый метод применим к системам любого порядка и масштаба. Адаптировал метод Б.Хеллингера к организационным системам другой немецкий специалист – Гунтхард Вебер (1).
Организационная расстановка (бизнес-расстановка) (3) – это процесс построения модели организации или её части посредством размещения в пространстве внутреннего образа организации (или её части) так, как её представляет заказчик (клиент).
Эта модель:
- позволяет диагностировать и исследовать организацию с точки зрения взаимосвязи ее элементов, структуры и происходящих в ней процессов, а также её взаимодействия с внешней средой;
- позволяет быстро и точно выявлять тенденции и скрыто действующие динамики/проблемы, находить уязвимые звенья для осуществления влияния на организацию;
- позволяет принимать важные решения и вносить изменения в деятельность организации в условиях неопределённости и недостатка информации для анализа;
- позволяет тестировать варианты и предвидеть последствия реализации того или иного решения;
- позволяет привносить позитивные изменения там, где прочие методы изменений оказались малоэффективными.
Метод системных бизнес-расстановок надёжен и высокоэффективен: он позволяет увидеть целостную систему и глубинные, нередко тщательно скрытые взаимосвязи между элементами внутри этой системы, в которых и проявляются истинные причины проблемы. То есть везде, где применим системный подход, где важны не только элементы, но и взаимосвязи и их взаимное влияние, где решение задачи выходит за рамки «проявленности» проблемы – уместен и применим данный метод.
|
|
Особенность метода системных расстановок состоит в том, что как только система (организация или её часть) расставлена, возникает энергетическое поле расставленной системы. Попав в энергетическое поле системы, заместители расстановочной группы (как и расстановщик — специалист, проводящий расстановку) начинают непосредственно и одновременно воспринимать, чувствовать то, что имеет отношениек взаимосвязям и тенденциям, существующим в рассматриваемой системе (совокупность прошлых реальностей и новых возможностей).
.В расстановочной работе с организационной системой или с её функциональными подсистемами принимаются бизнес-решения по различным запросам (проблемам), среди которых можно выделить следующие (1, 2, 3):
|
|
- Определение целей организации.
- Перспективы развития организации.
- Определение стоимости товара.
- Определение целесообразности привлечения инвестиций.
- Нахождение дополнительных ресурсов для развития организации.
- Проведение реорганизации компании.
- Управление конфликтами и стрессами в организации.
- Подбор персонала на ключевые позиции.
- Прояснение скрытых мотивов поведения сотрудников в организации.
- Выявление скрытых причин текучести персонала.
- Выявление скрытых организационных динамик.
- Определение целесообразности освоения нового бизнеса.
- Исследование свойств и качеств товаров.
- Исследование и оценка рынка для товара.
- Определение оптимальных способов привлечения клиентов.
- Влияние брендов (торговых марок) на клиентов, продажи, товар, рынок.
- Исследование путей продвижения товаров.
Основные законы организационных систем (2, 3, 4):
1. Связь (принадлежность) – все элементы системы в равной степени принадлежат к системе. При этом они обязаны вносить вклад и оказывать влияние, соответствующие своей позиции в данной системе. Всё, что попало в систему, с чем сложились связи, принадлежит организации. Они связаны организационной структурой и/или полем системы.
На основании этого закона необходимо определить, какие элементы системы существуют в рассматриваемой системе, и при каких обстоятельствах они могут отделиться от системы.
В процессе системной расстановочной работы при размещении в пространстве внутреннего образа организации в расстановке могут быть представлены как элементы организации, так и элементы внутренней и внешней среды этой организации, а именно:
- цель, задачи организации (подразделения, проекта);
- концепции, стратегии;
- те, кто сыграл в разное время положительную и отрицательную роль для существования и развития организации;
- умения, навыки, опыт;
- товар;
- инновации, технологии;
- клиенты;
- поставщики;
- организации-конкуренты;
- регионы;
- советники и консультанты;
- члены семьи владельца организации.
2. Баланс между «давать» и «брать» — кто (что) кому дал или не дал и насколько эти процессы сбалансированы. Соотношение между тем, что кто-то «даёт» системе и взамен что-то «берёт», должно быть соблюдено. Это верно не только для сотрудников организации, но и для организации в целом. Неуравновешенные балансы вызывают неудовлетворение и чувство вины и требуют компенсации (уравновешивания). Если по отношению к какому-то элементу системы произошла несправедливость (имеется долг), этот элемент получает определённую власть. Если какой-то элемент системы длительное время во взаимоотношениях даёт больше, чем берёт, то возникает тенденция к прекращению этих отношений.
3. Порядок — он включает следующие уровни в системе:
- официальные (гласные) порядки: то, что записано в уставе организации, в должностных инструкциях, в технологии производства;
- негласные порядки: традиции в коллективе;
- организационные порядки, отражающие динамику всей системы: иерархическая структура управления.
Для организационной системы тот, кто выше в иерархии, более значим. Из тех, кто находится на одном уровне иерархии, большим преимуществом (с точки зрения системного порядка) обладает тот, кто пришёл в организацию раньше. Из тех, кто пришёл в организацию в одно время, большим преимуществом обладает тот, кто вносит больший вклад в организацию.
Для проведения бизнес-расстановки необходимо знать:
- основные направления деятельности, историю создания организации, количество учредителей и их вклад;
- время принятия работников на работу в организацию и их движение по уровням иерархии;
- организационную структуру управления;
- факты особых случаев на работе (например, смерть на производстве);
- факты недобросовестного обращения с партнёрами или работниками организации.
В процессе расстановочной работы может быть реализована:
|
|
1. диагностическая бизнес-расстановка, которая позволяет определить, в чем заключается проблема и сформулировать новый запрос;
2. моделирующая бизнес-расстановка, которая позволяет посмотреть, как будет изменяться ситуация в зависимости от принятых решений;
3. разрешающая бизнес-расстановка, которая позволяет найти оптимальное решение поставленной проблемы (запроса).
4. Среди методов, которые повышают качество и эффективность принятия организационных