Сразу как бы скачком возникает очень возбужденный шум толпы (… народ на площади кипел… народный плеск иль ярый вопль).
Этот кусок длится 37 сек.
Затем непосредственно из этого куска в 3 – 5 секунд надо перейти к еще более сильному гулу толпы. Это уже «вой», «вытье» — с плачем, рыданиями и т. п. Образ моря всегда в таких случаях был, по-видимому, в сознании А. С. Пушкина: «Народ завыл, там падают, что волны, за рядом ряд… еще…»
Длительность этого куска с плачем — 52 сек.
Однако надо принять во внимание, что после реплики — «слюней помажу» (стр. 12) — появляются новые звуки в этом гуле, а именно: издали катится волна криков: «Да здравствует Борис!»
Всю IV сцену (Кремлевские палаты), идущую после трех картин, насыщенных народным шумом, — я предполагаю поставить на тишине, без звучания толпы, в тихих комнатах Кремлевского дворца.
В дальнейшем, картины, где нет музыки, мы просто пропускаем, не снабжая их никакими особыми замечаниями.
{395} VII. Царские палаты
Всю сцену предполагается построить согласно заметке самого А. С. Пушкина (в его планах трагедии): Борис и колдуны.
|
|
С самого начала и до конца картины звучит хор-оркестр колдунов и колдуний, окружающих Бориса и гадающих ему в какой-то тесной, душной комнате. В состав этого своеобразного оркестра можно включить целый ряд колдунов, заклинателей и ворожеек.
Один из них — шаманствующий (с бубном и погремушками),
2‑й — пересыпает горох,
3‑я — льет воск в воду,
4‑я — заставляет петуха клевать просо,
5‑й — раскаленное железо опускает в воду,
6‑я — нашептывает,
7‑я — читает нараспев заговоры,
8‑й — бьет в восточные, монгольские барабаны,
9‑й — играет на дудочке (словно заклинает змей),
10‑й — какой-то калмык (или башкир) поет лирично-заунывно. Это тоже своеобразное заклинание или гадание. Желательно, чтобы это пение выражало внутреннее состояние Бориса в момент произнесения монолога.
Музыка распадается на 2 части:
1) От начала картины — до первой паузы (см. знак на стр. 24) — длится 20 сек.
2) После этой паузы — весь монолог идет на фоне того же оркестра. Здесь длительность приблизительно — 2 мин. 10 сек. или 2 мин. 25 сек.
Мы прилагаем при сем список имеющихся в нашем распоряжении ударных инструментов, но очень просим Вас не стеснять себя этим списком: мы постараемся достать все, что Вам дополнительно понадобится.
(Этот список был составлен позднее, в рабочем порядке, вместе с С. С. Прокофьевым, на репетиции 16 ноября 1936 года, когда композитор знакомил режиссуру и актеров с клавиром своей музыки к трагедии. — В. Г.)