Организация материально-вещественных факторов производства

В качестве места расположения предприятия обозначают то место, на котором находятся его административные здания, производственные цехи, склады и т.д. Если эти помещения распределены по разным местам, то предприятие имеет несколько мест расположения, но тогда чаще говорят о «фирме», представленной многими предприятиями.

В некоторых отраслях выбор места расположения предприятия не является свободным, а связан с определенными материальными предпосылками (например, угольные шахты, ТЭС). Все предприятия, которые не попадают под такого рода ограничения, свободны в выборе своего размещения, то есть они могут найти себе место, которое им кажется наиболее благоприятным. Поэтому менеджмент предприятия должен поступить следующим образом:

- определяется, каким минимальным требованиям расположение в каждом случае должно соответствовать;

- исследуются места, которые удовлетворяют этим минимальным требованиям;

- выбирается то место, которое предположительно обнаруживает наибольшую прибыль, зависящую от фактора расположения предприятия.

Основная проблема состоит в том, что ни зависящие от места расположения затраты, ни соответствующие результаты точно оценить нельзя. Из этого следует, что выбор места расположения – это проблема принятия решения в условиях неопределенности, которую следует решать путем сопоставления альтернативных расчетов с оптимистическими и пессимистическими стоимостными оценками.

Значение проблемы расположения предприятия зависит от того, на каком из следующих уровней она исследуется:

- международный выбор (в какой стране может быть место размещения?);

- региональный выбор (в каком регионе страны должно быть место размещения?);

- локальный выбор (в каком месте региона должно быть место размещения?);

- внутрилокальный выбор (где внутри данной территории должно быть место размещения?);

- выбор внутри предприятия (как пространственно размещаются подразделения в рамках предприятия?).

Решения по поводу размещения предприятия выбираются с учетом многочисленных факторов. Важнейшие из них коротко представлены ниже.

Зависимость местонахождения от ресурсов. Это типично для случаев, когда требуется объемистое или тяжеловесное сырье. Поэтому, как общее правило, предприятия отраслей промышленности аналитического типа предпочтительней размещать вблизи от источников сырья.

Наряду с материальными, к ресурсам относится также рабочая сила. Уровень заработной платы является одним из наиболее важных факторов при выборе места расположения предприятия, особенно для трудоемких отраслей промышленности.

Зависимость места расположения от транспортных затрат. Транспортные затраты возникают при снабжении предприятия сырьем, вспомогательными и другими необходимыми для производства материалами, а также при закупке полуфабрикатов (в промышленности) и готовой продукции (в торговле) и при сбыте изготовленных на предприятии товаров.

Величина этих затрат зависит от:

- необходимых ограничений времени доставки;

- соответствующего количества перевозимых грузов;

- соответствующего качества перевозок;

- удаленности места доставки или сбыта;

- используемых транспортных средств.

Зависимость места расположения от выпускаемой продукции. В известных обстоятельствах близость рынка сбыта имеет для предприятия очень большое значение. Вблизи от рынка стремятся разместить предприятия промышленности синтетического типа, так как для них требуются разнообразные материалы, получаемые из различных регионов.

Сбытовые расходы, которые могут возникнуть в данном месте расположения предприятия или в его окрестностях, интересуют в первую очередь предприятия розничной или оптовой торговли, а также производителей продукции, имеющую ограниченную регионом область сбыта (например, хлебозаводы, пивоварни, строительные фирмы).

Относительно недавно и на промышленных предприятиях-смежниках пришли к необходимости новой оценки проблемы расположения предприятия. Управление их взаимоотношениями с промышленными заказчиками (потребителями) на основе «точно в срок» все более настоятельно требует поставки запасных частей и деталей точно к моменту их монтажа, иногда имеется в виду даже точная последовательность по часам. Поэтому поставщики выбирают места расположения предприятий поблизости от своих покупателей.

Зависимость места расположения от потребностей производственного процесса. Многие производственные процессы предъявляют особые требования к окружающим природным условиям. Производства, нуждающиеся в больших количествах воды, размещаются там, где ее достаточно. Для производств, вызывающих загрязнение источников, решающим фактором размещения является именно это обстоятельство, и соответствующие предприятия должны быть достаточно удалены от населенных пунктов. Другие производственные процессы нуждаются в особенно больших количествах энергии. Так как мест, удовлетворяющих этому требованию, не так уж много, проблема размещения упрощается.

Определенные производственные процессы вызывают неприятный запах или вообще так или иначе загрязняют воздух. В этих случаях размещение в городах и пригородах автоматически исключается. Иногда производственный процесс чувствителен к температуре, влажности воздуха и вообще к метеорологическим условиям. Последние иногда играют существенную роль как причина текучести рабочей силы.

Зависимость места расположения от особенностей местного законодательства и налогового обложения. При выборе местонахождения завода необходимо принимать во внимание муниципальные постановления и законодательство областей и республик.

Из ряда следующих за выбором местоположения завода проблем выделяется проблема планировки завода.

Планировка завода во многом зависит от технологических характеристик производства и содержания технологических процессов. Технологией производства называют прежде всего различные возможности организационного оформления производственного процесса через территориальное сосредоточение и размещение средств производства и рабочих мест в технологическом комплексе. Два возможных экстремальных случая – это поточное производство и маршрутная технология. Если место размещения средств производства и рабочих мест определяется производственным процессом, то есть производственные ресурсы располагаются в такой последовательности, как этого требует ход изготовления продукции, то налицо поточное производство. Если же, напротив, прохождение заготовок зависит от местонахождения средств производства и расположения рабочих мест, то есть заготовки должны быть транспортированы для проведения процессов обработки в определенные производственные участки, то говорят о цеховом методе организации производства или о маршрутной технологии.

После того, как определились в общих чертах технологические характеристики производства и содержание технологических процессов, подвергнуты критической оценке взаимосвязи человека и техники, а также выбрано оборудование соответствующих типов, возникает необходимость в оптимальном варианте пространственного размещения компонентов системы путем планировки завода. Требуется избрать общее решение, но следует также уделить внимание выбору специальных машин, определению их числа, необходимого для сбалансирования системы, размещению операторов и их численности.

Под проблемой планировки подразумевается выбор решения в отношении взятого в целом размещения конкретных элементов системы. Хотя при расстановке такого рода модели вариантов производственных заводских площадей и оборудования приносят большую пользу, в основе их применения часто лежит интуиция.

Можно ли найти оптимальный вариант планировки? По мнению М.Старра к числу возможных показателей эффективности планировки следует отнести:

1. Производственную мощность системы при различных вариантах размещения.

2. Стоимость различных вариантов размещения системы.

3. Гибкость в смысле возможных изменений планировки в случае надобности.

Ясно одно. Существенное значение имеет сбалансированность темпов выпуска на последовательных операциях, что называют проблемой выравнивания поточной линии.

К общим проблемам при решении проблемы планировки завода относят:

1. Использование интуиции, конкретных навыков и здравого смысла.

2. Использование схем – например, маршрутной схемы производственного процесса, двумерных и трехмерных моделей.

3. Использование теории массового обслуживания для выравнивания поточных линий с учетом персонала, транспортного оборудования, хранилищ для межоперационных остатков и машин.

4. Использование теории графов, включая варианты метода решения транспортной задачи для такого размещения компонентов, которое максимизировало бы производственный поток или свело к минимуму время прохождения через сеть.

5. Изучение психологических факторов и моментов личного характера; социологические методы.

6. Математическое моделирование различных вариантов планировки, применяемое для испытания взаимосвязей производственного оборудования и оснастки внутризаводского транспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: