Вспомогательные работы на лесных складах

К вспомогательным работам, выполняемым на лесных складах, относятся учет лесоматериалов, подготовка и заточка режущих инструментов, ремонт оборудования и технические уходы за ним, очистка территории склада от снега и мусора. От своевременного выполнения этих работ зависит нормальное функционирование лесного склада, однако они пока механизированы слабо и трудозатраты на их выполнение весьма значительны.

Современные методы учета лесоматериалов и ухода за режущими инструментами см. гл. 9. Вопросы ремонта лесоскладского оборудования изучаются в специальном курсе «Эксплуатация и ремонт оборудования лесозаготовительных предприятий».

Для очистки территории склада применяют бульдозеры, автопогрузчики с ковшами, трактора и автомашины, снабженные манипуляторами, и др.

Глава 14. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛЕСНЫХ СКЛАДОВ

§ 14.1. ПРИРЕЛЬСОВЫЕ НИЖНИЕ СКЛАДЫ

Общий технологический процесс лесных складов зависит от назначения склада, пункта примыкания, вида доставляемого на склад сырья и отгружаемой со склада лесопродукции, объема переработки лесоматериалов на складе и ряда других факторов. Технологические схемы лесных складов компонуются из отдельных поточных линий, участков и цехов (см. гл. 13). Ниже приводятся технологические схемы наиболее типичных лесных складов. При сравнительной оценке этих схем и выборе оптимальной из них следует в основном руководствоваться положениями, высказанными на с. 302—303 при рассмотрении вариантов основных поточных линий.

Более подробно общие технологические схемы нижних складов рассматриваются в работах, выполненных в ЦНИИМЭ Д. К. Воеводой, Г. А. Рахма-ниным и др. [45], Б. А. Васильевым (Гипролестранс) [11], Б. Г. Залегаллером [27] и другими авторами.

Для прирельсовых нижних складов характерен график режима работы, изображенный на рис. 1.3, а. Склады этого типа обычно принимают, обрабатывают и частично перерабатывают лесоматериалы в течение 250—300 дней в году, работая в две смены. Отгрузка готовой продукции производится в течение 360 дней в году. Наиболее распространены прирельсовые склады, на которые вывозят хлысты. Вывозка деревьев применяется в настоящее время в незначительном количестве, но в дальнейшем получит более широкое распространение. Сортименты на прирельсовые склады вывозят редко.

Основное влияние на общий технологический процесс и технико-экономические показатели нижнего прирельсового склада оказывают его годовой грузооборот, средний объем хлыста, принятая система машин, степень переработки лесоматериалов. Увеличение среднего объема хлыста ведет к существенному улучшению технико-экономических показателей. Наиболее характерными являются нижние прирельсовые склады с годовым грузооборотом 150—250 тыс. м3, однако имеется еще значительное число складов, пропускающих в течение года 75— 100 тыс. м3. Одно из основных направлений дальнейшего совершенствования лесозаготовительной промышленности — укрупнение нижних складов с доведением годового грузооборота до 400—800 тыс. м3. Расчеты, проведенные Гипролестрансом, показали, что это ведет к улучшению показателей работы складов.

Рис. 14.1. Схемы прирельсовых нижних складов на базе системы машин 1НС с годовым грузооборотом: а —75—100 тыс. м8; 6— 150—200 тыс. м8

Переработка лесоматериалов получает все большее распространение на нижних прирельсовых складах. Почти на каждом нижнем складе имеются цехи по переработке низкокачественной древесины и отходов. Лесопильные и шпалорезные цехи также встречаются достаточно часто, особенно на складах с большим грузооборотом. Объем лесоматериалов, подвергающихся переработке на нижнем складе, достигает 30—40 % общего его грузооборота.

Внутрискладские транспортные операции можно выполнять по двум принципиально различным схемам. Первая схема предусматривает транспортирование лесоматериалов в пределах склада посредством продольных и поперечных лесотранспортеров, а также кранов, перемещающихся по рельсовым путям. При значительном грузообороте нижнего склада и большом объеме переработки лесоматериалов применение этой системы связано с существенными трудностями, так как от нескольких раскряжевочных установок лесоматериалы должны подаваться к нескольким перерабатывающим цехам, при этом появляются параллельные и пересекающиеся грузопотоки, возникают трудности в создании запасов полуфабрикатов и т. д.

По второй схеме перемещение лесоматериалов в пределах склада осуществляется безрельсовыми подъемно-транспортными машинами (колесными лесоразгрузчиками и автопогрузчиками). В этом случае может быть принято любое взаимное расположение отдельных участков, цехов, запасов лесоматериалов, погрузочных тупиков и т. п.; направление грузопотоков различных лесоматериалов не зависит один от другого; одни и те же подъемно-транспортные машины можно использовать на различных участках нижнего склада. Однако применение колесных лесоразгрузчиков и автопогрузчиков связано с необходимостью иметь на нижнем складе достаточно высококачественную дорожную сеть, а около цехов, у подштабельных мест и погрузочных тупиков — сплошное бетонное покрытие, что связано со значительными капиталовложениями.

На прирельсовом нижнем складе, базирующемся на системе машин 1НС с годовым грузооборотом 75— 100 тыс. м3 (рис. 14.1, а), пачки деревьев выгружаются с автопоездов разгрузочно-растаскивающей установкой 5 (РРУ-10) и подаются на площадку 4. Обрезку сучьев и раскряжевку хлыстов осуществляют установкой 6 (ЛО-30). Сортировка круглых лесоматериалов производится на продольном лесотрансцортере 8 (ЛТ-86). Деловые сортименты башенным краном 9 (КБ-572) укладываются в штабеля 10, а затем грузятся на железнодорожный подвижной состав, подаваемый на тупик 13. Передвижка вагонов во время погрузки производится маневровой лебедкой 11. Вдоль фронта погрузки устраивается эстакада для безопасной погрузки 12. Низкокачественная древесина с сортировочного лесотранспортера поступает в штабеля 7, а из них

транспортером 14 подается к балансирной пиле АЦ-ЗМ, гидроколуну JIO-46 и станку Н-10, расположенным в цехе 15, и перерабатывается в колотые балансы и дрова; эта продукция выносится из цеха продольным транспортером 17 и укладывается в штабеля 16. Низкокачественная древесина, подлежащая переработке в технологическую щепу, по этому же транспортеру поступает в цех 2, снабженный окорочным барабаном КБ-3, руби-тельной машиной и установкой для сортировки щепы. Технологическая щепа пневмотранспортной установкой подается в кучу 18. Сучья и вершины измельчаются в щепу на рубительной машине ДУ-2, установленной в здании 3. Сезонный запас хлыстов хранится на промежуточном складе, обслуживаемом кабельным краном 1 (КК-20).

На прирельсовом нижнем складе (система машин 1НС) с годовым грузооборотом 150—200 тыс. м3, получающем хлысты (рис. 14.1, б), пачки хлыстов выгружаются с автопоездов козловым 2 (JIT-62) или консольно-козловым краном 1 (JIT-62A), который подает их на площадку 4 или в штабеля 3. Раскряжевка хлыстов осуществляется двумя установками JIO-15C, расположенными в здании 5, а сортировка делового долготья — продольным лесотранспортером 8. Сортименты, отгружаемые с нижнего склада в круглом виде, консольно-козловыми кранами 10 (ККЛ-12,5) укладываются в штабеля 9 и ими же грузятся на железнодорожный подвижной состав. Пиловочник, пройдя через штабеля 11 и продольный транспортер 12, поступает в лесопильный цех 13, где перерабатывается на пиломатериалы, укладываемые башенным краном 14 в штабеля 15. Низкокачественная древесина по поперечному 6 и продольному 18 транспортерам поступает на переработку к станкам, размещенным в здании 5. Колотые балансы и дрова транспортером 17 и консольно-козловым краном подаются в штабеля 7; сырье для переработки в технологическую щепу по транспортеру 19 поступает в цех 20, снабженный окорочным барабаном КБ-6. Щепа пневмотранспортной установкой ссыпается в кучи 16 и грузится в железнодорожные вагоны-щепо-возы.

Увеличение годового грузооборота нижнего склада до 300— 400 тыс. м3 приводит к необходимости устанавливать не менее четырех автоматизированных раскряжевочных установок с продольным перемещением хлыста; при этом схема грузопотоков на складе становится весьма сложной, так как одинаковые сортименты, получающиеся на различных раскряжевочных установках, необходимо подавать в одни и те же перерабатывающие цехи. Простое удвоение склада, схема которого приведена на рис. 14.1, б, ведет к дублированию перерабатывающих цехов, т. е. к созданию на одной площадке двух отдельных, не связанных друг с другом нижних складов, что явно нецелесообразно. Решение данного вопроса может идти либо по пути перехода на раскряжевочные установки с поперечным переме-щением хлыста (система машин 2НС), либо заменой транспортеров и рельсовых кранов на безрельсовые подъемно-транспорт-ные машины (колесные лесоразгрузчики и автопогрузчики).

На нижнем складе, базирующемся на системе машин 2НС с годовым грузооборотом 300—400 тыс. м3, получающем деревья и снабженном двумя раскряжевочными установками триммерного типа (рис. 14.2, а), два мостовых крана 7 (КМ-ЗОГ) выгружают пачки деревьев с автопоездов и подают их в установки для групповой очистки от сучьев 8 (МСГ-3) или в резервные штабеля 6. Хлысты через буферные магазины 9 поступают к триммерам 10 (МР-8). Деловое долготье сортируется продольными лесотранспортерами 12, штабелюется и отгружается консольно-козловыми кранами 11. Пиловочник через бассейн 13 поступает в лесопильный цех 14. Низкокачественная и тонкомерная древесина с обеих раскряжевочных установок по транспортерам 4 подается в перерабатывающий цех 3, а также в цех технологической щепы 1 и тарный цех 5. Отгрузка колотых балансов, тарных комплектов, дров и щепы производится башенным краном 2.

На нижнем складе (рис. 14.2, б), базирующемся на системе машин 1НС, получающем хлысты и имеющем такой же грузооборот, как и у рассмотренного выше, приходится устанавливать четыре раскряжевочные установки 3 (ЛО-15С); склад работает на базе безрельсовых подъ-емно-транспортных машин. Выгрузка пачек хлыстов с автопоездов и подача их на площадки 2 или в штабеля 1 производится колесными лесоразгрузчиками грузоподъемностью 20—30 т. Сортировка долготья осуществляется продольными лесотранспортерами 4 (ЛТ-86). Из лесонакопителей сортименты забираются автопогрузчиками грузоподъемностью 5—

6 т и доставляются: сортименты, отгружаемые с нижнего склада в круглом виде,— в штабеля 5; пиловочник — в бассейн

7 или в резервные штабеля 6; низкокачественная древесина — на площадку 12 или в штабеля 13. Переработка пиловочника осуществляется в лесопильном цехе 8\ низкокачественная древесина перерабатывается в цехах: 11 (на колотые балансы), 10 (на тарные дощечки) и 9 (на технологическую щепу). Штабелевка и погрузка готовой продукции производятся автопогрузчиками.

Рис. 14.2. Схемы прирельсовых нижних складов с годовым грузооборотом 300—400 тыс. м3:

а — на базе системы машин 2НС с применением рельсовых кранов; б — на базе системы машин 1НС с применением колесных лесоразгрузчиков и автопогрузчиков

Большие трудности возникают при компоновке технологических схем нижних складов, имеющих годовой грузооборот более 500 тыс. м3. На складе такого типа (рис. 14.3, а), работающем на базе системы машин 1НС, получающем хлысты (с грузооборотом 600—800 тыс. м3 в год), разгрузка автопоездов осуществляется мостовыми кранами 13, перемещающимися по высокой эстакаде 14. Пачки хлыстов этими кранами подаются в штабеля 12 или на площадки 11, расположенные перед подающими транспортерами 10 восьми раскряжевочных установок ЛО-15С. Кабины управления манипуляторов этих установок вынесены в сторону от площадок 11. Пильные механизмы, приемные столы и кабины управления раскряжевочных установок размещены в общем здании 15. Деловые сортименты, отгружаемые с нижнего склада в круглом виде, от каждой раскряжевочной установки поступают на свой продольный лесо-транспортер 17, на котором осуществляется сортировка. Из ле-сонакопителей 16 пачки сортиментов забираются автопогрузчиками и укладываются в штабеля 18. Погрузка долготья также производится автопогрузчиками. Низкокачественные лесоматериалы от каждой пары раскряжевочных установок выносятся лесотранспортерами 9, на которых рассортировываются по породам. Хвойные низкокачественные лесоматериалы автопогрузчиками подаются к цеху технологической щепы 4 или в резервные штабеля 3. Лиственные лесоматериалы поступают в резервные штабеля 7 или непосредственно к цеху 6, в котором перерабатываются в колотые балансы, тарные дощечки, лиственную технологическую щепу и др. Балансы и тарные комплекты аккумуляторными погрузчиками грузятся в железнодорожные вагоны с площадок 2 и 5. Щепа из обоих цехов пневмотранспортной установкой подается в кучи 1. Сезонный запас хлыстов хранится на промежуточном складе, обслуживаемом козловым краном 8 (ЛТ-62).

При поступлении на нижний склад леса, подсортиро-ванногопо породам, на складе организуется два потока: первый, базирующийся на системе машин 2НС, обрабатывает хвойные лесоматериалы; второй, включающий систему машин 1НС, пропускает лиственные породы. На таком складе (рис. 14.3, б), имеющем годовой грузооборот 350—450 тыс. м3, пачки деревьев, рассортированных по породам на лесосеке, выгружаются с автопоездов мостовыми кранами 6 и 10 на площадки 5 (хвойные), 9 (лиственные) или в штабеля 7 и 11. Хвойные деревья очищаются от сучьев на сучкорезной установке 4 (МГС-3); хлысты раскряжевываются слешером 3 (ЛО-65). Из накопителей 2 пачки сортиментов забираются автопогрузчиками 1 и подаются на площадку 15, оборудованную растаскивающей установкой с челночным захватом. Сортировка производится двумя самоходными манипуляторами 16 и 14. Первый из них укладывает рассортированные лесоматериалы в накопители 17, расположенные под консолью консольно-козлового крана 19 (ККЛ-12,5). Этим краном пачки рассортированных лесоматериалов укладываются в штабеля 18 и грузятся на подвижной состав железной дороги МПС. Из накопителей 13 пачки лесоматериалов забираются автопогрузчиками и доставляются к перерабатывающим цехам.

Лиственные деревья с площадки 9 манипулятором подаются в сучкорезно-раскряжевочную установку 8 (ЛО-ЗО), где очищаются от сучьев и раскряжевываются. Сортименты, получившиеся в результате раскряжевки, сортируются на продольном ле-сотранспортере 12 (ЛТ-86) и автопогрузчиком отвозятся
к фронту погрузки или к перерабатывающим цехам.

Рис. 14.3. Схемы прирельсовых нижних складов: а — на базе системы машин 1НС с годовым грузооборотом 600—800 тыс. м3; б — на базе систем машин 1НС и 2НС (поступление подсортированного леса) с годовым грузооборотом 350—450 тыс. м3; в — с отгрузкой хлыстов

Использование такой схемы весьма эффективно, если не менее 70 % поступающего на склад леса составляют хвойные породы.

В случаях когда лесозаготовительное предприятие отгружает потребителям хлысты, нижний склад (рис. 14.3, в) превращается в простейший перегрузочный пункт, оснащенный козловым краном 1 (ЛТ-62), в пролете которого размещаются лесовозная автодорога 2, железнодорожный тупик 4 и штабеля резервного запаса хлыстов 3.

Рассмотренные схемы прирельсовых нижних складов не являются единственно возможными. Для каждого нижнего склада следует составлять индивидуальные технологические схемы, учитывающие грузооборот, средний объем хлыста, состав по породам, выход сортиментов, объем и вид переработки, характеристику площадки и ряд других факторов. В связи с этим изменяются система машин, набор оборудования, компоновка и производительность поточных линий, участков и цехов, из которых формируется склад; изменяются и технико-экономические показатели склада. Приведенные выше схемы базируются в основном на выпускаемом или подготовленном к выпуску оборудовании. Для дальнейшего совершенствования прирельсовых нижних складов необходимо более широко использовать установки с поперечным перемещением лесоматериалов, применять автопогрузчики большой грузоподъемности, полностью перерабатывать низкокачественную древесину и отходы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: