Береговые нижние склады

Береговые нижние склады организуют при примыкании лесовозных дорог к берегам рек, озер и водохранилищ. Режим их работы характеризуется графиком, приведенным на рис. 1.3, б. Отличительной особенностью береговых складов является круглогодовое прибытие и сезонная отгрузка, в связи с чем на складе этого типа создаются значительные запасы лесоматериалов. Наиболее часто на береговые склады вывозят хлысты. В некоторых случаях, в основном на склады с малым грузооборотом, вывозят сортименты. Вывозка деревьев на береговые склады пока распространения не получила в связи с трудностями использования сучьев. Основное влияние на технологический процесс береговых нижних складов оказывает грузооборот склада, а также сроки и способ дальнейшего транспортирования лесоматериалов (чаще всего типа сплава). Береговые склады могут примыкать к рекам с молевым и плотовым сплавом и к судоходным рекам. Годовой грузооборот береговых нижних складов значительно меньше грузооборота прирельсовых и редко превышает 100 тыс. м3. Наиболее типичными являются береговые склады с годовым грузооборотом 50—75 тыс. м3.

На нижних складах, примыкающих к рекам с молевым сплавом, первичная обработка заготовленного леса ограничивается раскряжевкой хлыстов на долготье и пролыской тонкомерных бревен хвойных пород. Сортировка чаще всего производится только на три-четыре группы: хвойные, не требующие просушки; хвойные, требующие просушки; и лиственные (деловые и дрова). Лиственные деловые просушивают в рядовых штабелях, и их торцы покрывают гидроизоляционными составами.

Нижние склады, примыкающие к водным путям с плотовым сплавом и сплоткой пучков на воде, производят те же работы, что и склады с молевым сплавом; однако лиственные и тонкомерные хвойные сортименты в этом случае не подвергаются предварительной обработке и подсушке, но пучки из них формируют с приплотом из толстомерных хвойных бревен.

На нижних складах с береговой сплоткой долготье, получающееся в результате раскряжевки хлыстов, сортируется на 5—

12 категорий по породам, сортиментам и длинам, при этом каждый пучок формируют из лесоматериалов одной категории, за исключением лиственных пучков, в которые добавляют до 25— 30 % приплота из хвойных бревен.

На береговых нижних складах с отгрузкой лесоматериалов в суда производят те же работы, что и на прирельсовых складах, включая переработку лесоматериалов (шпалопиление, выработку балансов и рудничной стойки, тарных дощечек, технологической щепы и др.)* Отличием этих сладов является только то, что отгрузка производится не круглый год, а лишь в период навигации, вследствие чего на складе сосредотачиваются значительные запасы готовой продукции.

На режим работы береговых нижних складов существенное влияние оказывает возможная продолжительность отгрузки лесоматериалов, зависящая в основном от гидрологических условий. Для складов, примыкающих к рекам с молевым сплавом, продолжительность отгрузки составляет не более 30— 40 дней; при плотовом сплаве и судовых перевозках — 90— 100 дней в году.

При годовом грузообороте 40—60 тыс. м3 и примыкании к реке с молевым сплавом (или со сплоткой на воде) типичной является схема нижнего склада (или его участка), приведения на рис. 14.4, а. Хлысты с лесовозных автопоездов разгрузочно-растаскивающей установкой 2 (РРУ-10) выгружаются на площадку 3, где их раскряжевывают электропилами 1. Здесь же производится пролыска тонкомерами. Долготье с площадки скатывается на сцеп, состоящий из нескольких вагонеток 7у и развозится на них вдоль фронта штабелей 5. Перемещение вагонеток производится лебедкой 4 (ГИЛМ-4). Этой же лебедкой производится штабелевка, для чего служит канатоблочная система 6, которая в период навигации сбрасывает лесоматериалы из штабелей на воду. Лебедка как при штабелевке, так и при сброске лесоматериалов на воду, работает «от себя». Сменная производительность такого участка составляет 80—120 м3.

На нижнем складе с береговой сплоткой (рис. 14.4, б) хлысты выгружаются с автопоездов кабельным краном 1 (КК-20) на площадку 3 или штабель 2. Раскряжевка хлыстов осуществляется электропилами или автоматизированной уста-новкой 4 (ЛО-15С), а сортировка продольным лесотранспорте-ром 5. Пачки сортиментов из лесонакопителей забираются пуч-ковозом 6 (В-43Б или В-51 Б) и доставляются на плотбище 8\ по пути торцы бревен выравниваются на стационарном торцовочном станке 7. Сменная производительность такого участка достигает 170—200 м3 (годовой грузооборот 90—100 тыс. м3). При большем грузообороте на одном нижнем складе устраивают несколько таких участков.


На береговом нижнем складе (рис. 14.4, в), имеющем годовой грузооборот 150—200 тыс. м3 (сменная производительность 300—400 м3), пачки хлыстов выгружаются с автопоездов большегрузными колесными лесоразгрузчиками 2 и укладываются в штабеля 1 или подаются на площадки 6 и 11, откуда поступают на раскряжевочные установки 7 и 10 (ЛО-15С); сортименты проходят через буферные магазины 8 и 9 (ЛТ-80) и сортируются продольным лесотранспортером 12. Благодаря встречному расположению раскряжевочных установок сортименты в лесонакопителях 13 оказываются расположенными вразнокомелицу, что необходимо для правильного формирования сплавных пучков. Пучки из лесонакопителей забираются башенным краном 14 (КБ-572) и укладываются в штабеля 15.
Этим же краном в летний период пучки забираются из штабелей и по лотку 17 спускаются на воду; передвижение лотка вдоль берега производится лебедкой 16. Коротье, получившееся при раскряжевке хлыстов, выносится транспортером 3 и собирается в лесонакопителях 4, из которых забирается автопогрузчиком 5 и подается на склад коротья 19. Погрузка коротья в суда 18 производится башенным краном 14 или автопогрузчиком 5. При годовом грузообороте склада 75—100 тыс. м3 может быть использована эта же схема, но устанавливается только одна раскряжевочная установка.

На береговых складах большой протяженности (рис. 14.4, г) часто применяют передвижные сучкорезно-раскря-жевочные установки 2 и секционные сортировочные лесо-транспортеры 3 (система машин 4НС), перемещающиеся вдоль фронта штабелей 4 по мере их заполнения. Для выгрузки деревьев или хлыстов с автопоездов и штабелевки лесоматериалов используют челюстные погрузчики перекидного типа или колесные лесоразгрузчики 1. Годовой грузооборот такого участка с одной сучкорезно-раскряжевочной установкой составляет 50 тыс. м3 (сменная производительность около 100 м3/смену).

Береговой нижний склад, отгружающий хлысты, представляет собой затопляемое плотбище, на котором из пакетов хлыстов, вывозимых автопоездами, формируются сплавные пучки, а из них — плоты. Выгрузка пакетов хлыстов с автопоездов обычно производится тракторами, а формирование пучков — лебедками.

При отсутствии затопляемых плотбищ производится береговая сплотка хлыстов (рис. 14.4, д). Пакеты хлыстов, вывозятся по лесовозной дороге и большегрузным колесным лесоразгруз-чиком 2 укладываются в штабеля 1. В период навигации из этих штабелей и от текущей вывозки этим же лесоразгрузчиком пакеты подаются на площадку 3 в зону действия козлового крана 4 (JTT-62), которым укладываются в формирующее устройство 5; здесь из двух пакетов, уложенных комлями в разные стороны, формируется пучок объемом до 60 м3, который обвязывается и спускается на грузовых тележках 6 по наклоному рельсовому пути 7 на воду. Сменная производительность такого участка достигает 800 м3.

Более подробно технология береговых нижних складов рассмотрена в работах, выполненных в ЦНИИЛесосплава Ф. Е. Захаренковым [29] и [30], в АЛТИ А. Р. Гибшманом [19] и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: