В спектре способов познания наука соседствует с ненаучными разновидностями знания (религией, искусством, обыденным знанием и др.). Среди последних, однако, имеются такие, которые, не удовлетворяя нормам, стандартам, идеалам и критериям научности, сопровождают развитие науки, перенимают у нее некоторые внешние атрибуты и претендуют на конкуренцию с ней в способности объяснения и предсказания явлений. Такие формы ненаучного знания принято называть девиантными, или паранаучными, в отличие от анти-, лже- или донаучных форм.
Принципы паранаучного знания:
1. Наличие совокупности принципиально более глубоких отношений и связей между объектами действительности, нежели известных или предполагаемых наукой.
2. Принципиальная непостижимость этих отношений средствами науки.
3. Возможность постигнуть сущность указанных связей исключительно средствами паранауки и использовать в интересах человека.
Существующий массив паранаучного знания практически не поддаётся строгой систематизации (что косвенно свидетельствует против претензии на научность), его лишь весьма условно можно разделить на следующие направления:
|
|
Герметизм – древнейшее учение, восходящее к имени древнеегипетского бога Тота (в древнегреческом варианте – легендарного Гермеса Трисмегиста), якобы одарившего людей книгой тайных знаний и символов. Овладение этими знаниями дает человеку невиданную мощь над силами природы и духа.
Каббала - учение о зашифрованном в священных книгах иудаизма божественных знаниях, которыми господь поделился с Моисеем на Синае.
Оккультизм (магия) - учение о высших знаниях, раскрывающих самые глубокие силы природы и обретаемых на основе скрытых способностей человека. Включает в себя значительное число паранаучных отраслей: от алхимии и астрологии до различного рода мантий (арифмо-, кристалле-, кофе-, гидромантии и др.). Оккультные науки делятся на экзотерические - изучающие внешнюю форму явлений природы, и эзотерические - исследующие внутреннюю сущность.
Спиритизм (мистика) - учение о способности человека вступать в контакт с душами умерших людей. Эти души, будучи бессмертными и отделенными от тел своих умерших носителей, способны в этих контактах передать человеку совершенно новую пенную информацию о мире.
Паранаука причудливо и весьма избирательно сочетает в себе некоторые методологические особенности научного познания (сравнение, наблюдение, обобщение, идеализацию) с различного рода ненаучными приемами и практиками (интуицией, внутренним озарением, медитацией, отрешением и т.п.).
Представляя древнейшую традицию человеческой культуры, девиантное знание в своем развитии испытало как периоды взлета, так и почти полного забвения. Современная популярность паранауки вызвана следующими факторами: нарастающими антисциентистскими настроениями в общественном сознании, скепсисом в оценке достижений науки; нерешенностью наукой целого круга проблем познания; влиянием культуры постмодерна, отрицающей возможность универсальных суждений о мире; способностью паранаучного знания внешне мимикрировать под современные атрибуты науки.
|
|
По подавляющему большинству своих черт паранаука не удовлетворяет нормам и критериям научности и не может претендовать на научное знание. Вместе с тем ее существование как формы человеческой культуры вполне оправдано. Носители других способов познания в современном обществе относятся к паранауке весьма неоднозначно. Официальная наука и церковь - нетерпимо, среди философов практикуются более сдержанные оценки, обыденное сознание паранауку скорее принимает, чем отвергает.