Организация многоуровневого обучения работников ОАО «РЖД» принципам и методам внедрения системы управления качеством

Переход на новую модель управления, нацеленную на повышение качества предоставляемых услуг и внутренних процессов, потребует от каждого работника ОАО «РЖД» четкого понимания своего места и роли в создаваемой системе управления качеством, повышения ответственности за результаты своего труда и перехода на новые принципы мотивации, ориентированные на повышение качества. Перечисленные требования обусловливают необходимость переориентации сотрудников на системную работу, основанную на ответственном взаимодействии внутри ОАО «РЖД» при осуществлении ими своих должностных обязанностей.

Первоочередной задачей, реализуемой в рамках подготовки работников ОАО «РЖД» к внедрению методов работы, основанных на принципах качества, должно стать целенаправленное проведение работы с персоналом ОАО «РЖД». Прежде всего, требуется начать работу по совершенствованию восприятия ими всех процессов, которые предполагается модернизировать в результате осуществления мероприятий по повышению качества. Необходимо уже на предварительном этапе достичь заинтересованности работников в участии в построении новой системы работы. С этой целью в ОАО «РЖД» будет проводиться обучение и тренинги для руководящих работников различных уровней управления.

Обучение должно стать основным инструментом повышения квалификации работников с тем, чтобы вооружить руководителей новым комплексом знаний, необходимых для проведения в ОАО «РЖД» системных преобразований. Главной целью преобразований должно являться повышение качества предоставляемых услуг и эффективности труда на всех технологических и управленческих операциях. Масштабы и уровень сложности поставленной задачи требуют создания условий для увеличения доли работников ОАО «РЖД», обладающих лидерскими качествами, способных работать наиболее динамично, творчески, умеющих создавать и организовывать работу команд для реализации конкретных проектов. Развитие системы лидерства должно стать одним из инструментов долгосрочного развития работников ОАО «РЖД».

Учитывая многоуровневую систему управления ОАО «РЖД» и различия в масштабах и сложности задач каждого из уровней управления, формирование групп обучающихся, а также программ обучения целесообразно производить по принципу «каскадного подхода» по уровням компетенции:

1 уровень – идеологи качества (топ-менеджмент ОАО «РЖД»): президент, первый вице-президент, старшие вице-президенты, вице-президенты, специалисты рабочей группы по управлению качеством (25-30 человек);

2 уровень – руководители качества: начальники департаментов и управлений, начальники железных дорог, начальники других отдельных филиалов и дочерних обществ (50-60 человек);

3 уровень – директора качества: заместители начальников и главные инженеры железных дорог (около 100 человек);

4 уровень – менеджеры качества: начальники дорожных служб, руководители отдельных структурных подразделений отделений железных дорог (около 400 человек);

5 уровень – мастера качества: руководители и главные инженеры всех структурных подразделений отделений железных дорог (около 4000 человек);

6 уровень – инструкторы качества: проходят практическое обучение и обеспечивают реализацию и контроль принципов и методов КИ СМК непосредственно на рабочих местах.

Обучение будет проводиться по специально разработанным программам, использующим современный инструментарий развития персонала и ориентированным на выявление и использование потенциала каждого работника ОАО «РЖД», стимулирование новых творческих идей и формирование в ОАО «РЖД» системы лидерства как платформы дальнейших преобразований. Формирование программ обучения для работников каждого уровня будет производиться в соответствии с масштабами задач и направлений деятельности на каждом уровне управления.

Процесс обучения групп первого, второго и третьего каскадных уровней будет осуществляться последовательно. Продолжительность обучения на каждом уровне составляет около четырех месяцев. При этом в рамках обучения третьего каскадного уровня будет осуществляться подготовка обучающих команд из состава преподавателей региональных институтов инженеров транспорта с целью последующего проведения ими обучения менеджеров 4-6 каскадных уровней. Длительность проекта обучения первых трех каскадных уровней работников ОАО «РЖД» рассчитана на 1,5 года и планируется к завершению во втором полугодии 2007 года. По результатам проведения трех каскадов общая численность обученных и подготовленных к практическому внедрению КИ СМК руководителей всех уровней управления составит около 300 человек.

По окончании обучения сотрудники под руководством консультантов должны разработать проекты улучшения качества в соответствующих функциональных областях – функциональные проекты улучшения качества, которые затем будут объединены в программу «Ступени перехода к новому качеству». Тематика проектов вырабатывается в процессе группового обсуждения на каждом уровне обучения и утверждается руководством ОАО «РЖД».

Для достижения системности при разработке проектов необходимо обеспечить преемственность тематики работ при переходе на каждый последующий нижестоящий уровень. На каждом уровне обучения будет разработан соответствующий по сложности и масштабу задач функциональный проект улучшения качества, детализирующий либо дополняющий проекты, выполненные на вышестоящих уровнях. Такой подход позволит обеспечить поддержку системных проектов более высокого уровня, которые, в свою очередь, должны быть ориентированы на достижение стратегических целей, стоящих перед ОАО «РЖД».

Подобный подход к обучению создаст условия для реализации одного из главных принципов системы управления качеством – вовлеченности работников всех уровней управления в процесс совершенствования качества работы ОАО «РЖД», а также обеспечит:

сопричастность работников к разработке и реализации программы «Ступени перехода к новому качеству» и достижение заинтересованности в построении новой системы работы;

подготовку к внедрению новых методов работы и модернизации процессов, которые предполагается совершенствовать в результате осуществления мероприятий по повышению качества;

переориентацию сотрудников на системную работу, основанную на ответственном взаимодействии внутри ОАО «РЖД» при осуществлении ими своих должностных обязанностей;

повышение ответственности работников за результаты своего труда при переходе на новые принципы работы, ориентированные на повышение качества.

Реализация проекта каскадного обучения позволит выработать общее для ОАО «РЖД» видение и понимание вопросов управления качеством, обеспечить консолидацию менеджмента на осуществление системных преобразований и на этой основе перейти к последовательной реализации программы «Ступени перехода к новому качеству».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: