Тематика чтения

Материал для чтения охватывает важные в образовательно-воспитательном отношении стороны окружающей действительности и вводит его в тематику, типичную для художественной и научно-популярной литературы, обеспечивает Необходимую подготовку для изучения систематических курсов литературы и истории в средней школе.

Направленность методического аппарата книг для чтения на «пучение произведений не только познавательного, но и нравствен­но -эстетического содержания способствует литературному разви­тию учащихся.

На уроках чтения дети узнают о жизни и борьбе трудящихся до Великого Октября, о создателе первого в мире социалистиче­ского государства В. И. Ленине, о героизме советского народа в годы гражданской и Великой Отечественной войн.

Изучение центральных тем программы, посвященных нашей Родине, жизни и деятельности В. И. Ленина, труду советских людей, имеет особое значение в осуществлении идейно-политическо­го, трудового и нравственного воспитания школьников.

Для повышения воспитательной направленности уроков чтения в программу III—V классов включаются произведения о символах Советского государства — Гербе, Флаге, Гимне СССР, о Конститу­ции СССР.

Большое значение в трудовом и нравственном воспитании школьников, в их эстетическом и речевом развитии имеют специально выделенные в программе темы нравственно-трудового ха­рактера («Великая радость — работа», «Славим Родину делами» и т. д.).

В центре внимания учителя и ученика на уроках чтения долж­но быть изучаемое художественное произведение, его содержание, идейная направленность и изобразительные средства языка.

Большая часть времени (30—35 мин) на уроках чтения в III— V классах отводится чтению и работе над текстом.

Беседы и рассказы, предшествующие чтению, должны быть тес­но связаны с содержанием читаемых текстов, возбуждать интерес к теме, эмоционально настраивать и помогать правильному вос­приятию детьми произведения.

Навыки чтения. В процессе проведения занятий по чтению у школьников должны сформироваться: навык чтения — важнейший вид речевой деятельности, основные умения и навыки работы с текстом и книгой, кроме того, должна получить дальнейшее раз­витие связная речь учащихся, повыситься культура их речевого общения.

В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным и плав­ным слоговым чтением текстов, пересказом небольших текстов с опорой на картинку или серию картинок.

Всю программную работу с текстом учащиеся выполняют вме­сте с учителем.

Во II и III классах дети переходят к самостоятельному чтению про себя отдельных отрывков, коротких рассказов, под руковод­ством учителя находят в тексте главную мысль произведения, слова и выражения, которые характеризуют действующих лиц, обучаются словесному рисованию, умений отвечать на вопросы, пере­давать содержание сказки или иллюстрации к ней.

В IV классе завершается формирование навыка чтения целыми словами, больше внимания уделяется самостоятельной работе уча­щихся по осмыслению текста: установлению последовательности действий в рассказе, выявлению причинно-следственных свя­зей и др.

В V классе все ученики должны читать текст правильно, осо­знанно, целыми словами. Они должны самостоятельно пересказы­вать текст, составлять простейший план, выделять основную мысль прочитанного, полно, кратко и выборочно пересказывать прочи­танное.

С самого начала обучения чтению следует уделять внимание сознательному чтению, что предполагает полное понимание смыс­ла прочитанного.

В связи с этим программой предусматривается, помимо фор­мирования навыков чтения, систематическая работа над текстом, которая тесно увязывается с организацией словарной работы на уроках чтения.

Словарная работа включает в себя работу над правильным-произношением слова, пониманием его лексического и граммати­ческого значения и употреблением слова в связной речи.

Словарная работа должна быть направлена на активизацию-имеющегося у ребенка словаря, его обогащение и уточнение. Обо­гащается как пассивный, так и активный словарь. Активизировать словарь — это значит научить школьника не только понимать про­читанное, но и сознательно и правильно пользоваться словом в связной речи.

При отборе слов следует учитывать, какие слова поясняются лишь бегло, чтобы облегчить понимание текста, а какие отрабаты­ваются основательно, чтобы они вошли в активный словарь уча­щихся. Объяснение слов дается либо непосредственно перед чте­нием рассказа, либо во вступительной беседе, а закрепление их в речи детей предусматривается в процессе анализа содержания прочитанного и в последующей беседе при проверке усвоения со­держания.

В процессе чтения ученик должен осознать не только лексиче­ское значение слова, но и его грамматическую форму. Слова дают­ся в контексте.

Внеклассное чтение. Оно рассматривается как обязательная часть подготовки младших школьников в области русского языка, как важное средство развития и воспитания учащихся в процессе обучения.

Цель внеклассного чтения — познакомить учащихся с детской-литературой, входящей в круг чтения современного школьника младшего и среднего возраста, во всем ее разнообразии, сформи­ровать интерес к книге и положительное отношение к самостоя­тельному чтению.

Основной формой работы с детской книгой в I—V классах являются уроки внеклассного чтения.

В содержании программы уроков внеклассного чтения на каж­дом этапе обучения выделяются два основных раздела:

1) круг чтения - указание на то, с какими книгами и в каком порядке следует знакомить детей на данном этапе работы;

2) работа с детской книгой — знания, умения и навыки, которые формируются на этом учебном материале.

ПРОГРАММА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: