Невеселая картина – но бывают исключения. Будь и ты среди тех, кто, давая милостыню, не позволяет своей левой руке знать, что делает правая.
Книги. – Я протягивал руку и просил, словно милостыни, книг – этой пищи духовной, в которой так нуждается алчный ум многих католических студентов.
– Я протягивал руку, словно нищий – и мне ничего не подали.
– Господи, почему они не понимают, что пища духовная дороже хлеба из самой лучшей пшеницы?
Ты так простодушен! Милосердных людей, – говоришь ты мне, – мало. Раздавать ношеную одежду, подавать медный грош – ведь это еще не милосердие.
– Ты разочарован. Ты делишься со мной своим разочарованием.
– Мне приходит на ум лишь одно утешение: ничего, вот мы с тобой будем давать – и себя отдавать, – без скупости. И те, которые с нами общаются, не будут разочарованы.
"Приветствуйте друг друга целованием святым". "Приветствуют вас все святые". "Находящимся в Ефесе святым". "Всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах". Как трогательно это обращение – "святые", – которое было принято у первых христиан…
|
|
– Научись и ты обращаться к братьям.
Путь› Средства› Глава 20
Но… какими средствами? – Да теми же, какие были у Петра и Павла, у Доминика и Франциска, у Игнатия и Ксаверия – распятием и Евангелием.
– Думаешь, что этого мало?
В делах апостольского служения полезно и даже необходимо учитывать все мирские средства: 2+2=4. Только не забывай, что у тебя, к счастью, есть еще одно слагаемое: Бог; и сумма другая: Бог+2+2…
Служи Богу твоему верно и преданно, ни о чем не тревожась – ибо воистину: "Ищите Царствия Божия, а все остальное приложится". Бог даст остальное – и материал, и средства.
Слабость твоя очевидна – но ты не отчаивайся. В экономическом смысле ты – ноль… Твое положение в обществе – еще один ноль… Прибавим к этому ноль дарований, ноль заслуг… Всюду – нули, одни нули.
Но если перед ними стоит Христос… – Какая огромная цифра!
Ты – никто… А вокруг тебя – люди, творящие чудеса в обществе, в пропаганде, в печати… – У них в руках мощные средства, а у тебя – ничего. – Ну, хорошо. А как же святой Игнатий?
Невежда среди ученых мужей в Алькала де Энарес. Нищий среди студентов в Париже. Порою – оклеветанный, часто – гонимый…
Вот путь: люби, веруй, страдай! Твоя Любовь, твоя Вера, твой Крест – вот средства для апостольского служения, которого ты жаждешь.
Говоришь, что ты ничтожен… Да, ты немощен. Но, несмотря на это, – и даже именно поэтому, – Господь избрал тебя.
– Он всегда вкладывает свою волю в слабые руки, в эти подручные и несоразмерные Ему инструменты, чтобы все видели, что дело – Его, а не наше.
|
|
– От тебя же Он просит лишь послушания.
Отдай себя Богу – и никакое препятствие не пошатнет твой оптимизм.
Зачем оставляешь ты в сердце своем тайники? Пока не отдашься Богу всецело – не надейся привести к Нему других.
– Каким жалким орудием ты являешься!
Неужели ты не можешь, выполняя волю Отца, обойтись без поддержки и одобрения сильных мира сего?
– Сильные мира сего переменчивы, а ты нуждаешься в постоянстве. Если тебе помогают – благодари. Если тебя отвергают – не печалься и продолжай.
Не обращай внимания. – "Благоразумные" всегда видят безумие в делах Божиих.
Смелее, – вперед!
Видишь? Тысячи тонких нитей, тесно переплетаясь, образуют этот канат, способный выдерживать страшные напряжения.
– Так и ты с братьями, соединив свои воли в исполнении воли Божией, сможете выдержать любые тяготы.
Когда ищешь только Бога – приходится в апостольском служении жить по правилу, установленному одним моим добрым приятелем: "Мы тратим то, что должны – даже если должны то, что тратим".
Что за беда, если весь мир ополчится против тебя?
– Иди вперед, повторяя слова Псалмопевца. "Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться?… Si consistant adversum me castra, non timebit cor meum. – Если против меня ополчатся тьмы, не убоится сердце мое".
Дерзай! Ты – можешь! Посмотри, что сотворила благодать Божия с Петром, который бывал и сонливым, и неверным и трусливым… Или с Павлом, гонителем – ненавидящим и упрямым.
Будь инструментом – золотым или стальным, платиновым или железным… великим или малым, тонким или грубым…
Все они нужны. У каждого – свое назначение. Можно ли сказать, что ланцет врача полезнее, чем пила плотника?
Твой долг – быть инструментом в руках Божиих.
Пусть так. – Но разве это повод, чтобы устраниться от работы с душами, которые нуждаются в твоей помощи? Может, в тайной гордыне своей ты считал себя совершенным? Неужели ты не понял, что Божий огонь, тебя воспламенивший, дающий тебе тепло и свет, порой начинает коптить, как слабый фитиль, на который мы похоже?
Работа всегда найдется. – Инструменты не должны ржаветь. – Есть и правило, помогающее уберечь их от ржи и тления. – Надо почаще их применять.
Не бойся, что не хватит денег на служение. Обратись к Богу, потом сделай все, что зависит от тебя – и ты увидишь, как все устроится.
Нет орудий? Нет инструментов? Ничего, трудись. Начни, как можешь – потом функция сама создаст необходимые органы. Те, которые ничего не умели, вдруг станут полезными мастерами. Одни сами откроют в себе таланты. Другим потребуется сложное – и даже болезненное, – "хирургическое вмешательство". Что ж… Святые – прекрасные "хирурги"!
Живая и пламенная вера – как у Апостола Петра. Когда обретешь ее, – так сказал Господь, – будешь двигать горами, преодолевая на пути своего служения препятствия, для человека непреодолимые.
Чистое сердце, добрая воля… С ними, обратив свой взор к воле Божией, ты увидишь, как становятся явью твои мечты о Любви, как утоляется твоя жажда душ человеческих.
Nonne hic est fabri filius? Nonne hic est faber, filius Mariae? – "Не плотников ли Он сын? Не плотник ли Он, сын Марии?" То, что сказали об Иисусе, могут сказать и о тебе – с удивлением и насмешкой, – когда ты окончательно решишься творить Волю Божию, стать Его орудием. "Разве вот этот – не то-то и то-то?" Молчи. Пусть за тебя говорят твои дела.
Путь› Пречистая Дева› Глава 21
Твоя любовь к нашей Матери одним дуновением воспламенит жар твоих добродетелей, тлеющий под пеплом равнодушия.
Возлюби Пресвятую Деву – и Она поддержит тебя в повседневной борьбе. – Тогда врагу уже не помогут те мерзости, которые кипят в тебе, поднимаются, грозят затопить пахучей гнилью все высокое, доброе, чистое, что вложил в твое сердце Христос. – Serviam!
|
|
Возлюби Марию, принадлежи Ей – и ты наш.
К Иисусу всегда приходят и возвращаются через Марию.
Людям нравится, когда им напоминают об их родстве c известными писателями, политиками, полководцами, деятелями Церкви.
– Воспой же хвалу Пренепорочной Деве, скажи Ей:
"Радуйся, Мария, Дочь Отца… Радуйся, Мария, Матерь Сына… Радуйся, Мария, Невеста Духа Святого… Больше Тебя – только Бог!"
Скажи: "Матерь моя (ведь Пречистая Дева дана тебе в Матери), пусть любовь Твоя свяжет меня с Крестом Сына Твоего. Да не ослабнет вера моя и отвага – чтобы всегда исполнить волю нашего Иисуса!"
Кажется, будто все грехи твоей жизни ополчились против тебя. – Не отчаивайся. – С верой и доверчивостью ребенка призови Матерь твою, Пресвятую Деву Марию. Она тебя услышит и принесет покой в твою душу.
Пресвятая Дева, Матерь Божия, так естественна, что Ее не отличишь от других назаретских женщин.
– Научись от Нее этой великой естественности.
Носи на груди ладанку с горы Кармильской. – Немного найдется святынь, посвященных Матери Божией, которые так любимы верующими и почитаемы Папами. Кроме того – сколь материнской по сути является эта субботняя привилегия!
Когда тебя спросили, какой из образов Матери Божией вернее побуждает тебя к молитве – ты, не колеблясь ни секунды, ответил: "Любой". Я понял, что ты – хороший сын. Ведь тебя умиляют все портреты твоей Матери.
Мария – Наставница наша в молитве. – Смотри, как просит Она Сына в Кане Галилейской. – Не отступая, не унывая. – И добивается своего.
– Учись у нее молитве.
Одиночество Марии. Подавлена. Одна! – Плачет…
– Мы должны быть с Нею и плакать вместе с Нею – ведь это наши грехи пригвоздили к Кресту Ее Сына.
Пресвятая Дева Мария, Матерь Прекрасной Любви, умиротворит твое сердце в час искушений – только бы ты воззвал к Ней!
|
|
Любовь к Матери Божией – пробный камень христианского духа.
– Не доверяй начинаниям, в которых Ее нет.
Матерь Скорбящая. – Созерцая Ее, проникни взором в Ее Сердце. У Нее – двое детей: Он… и ты.
Сколь велико смирение Нашей Матери! Ее нет в Иерусалиме, среди пальмовых ветвей. И все великие чудеса Господни (кроме первого, в Кане Галилейской) совершаются без Нее.
Но Она не бежит от позора Голгофы. Она – там, iuxta crucem Iesu – "у креста Иисуса".
Посмотри, как тверда Дева Мария. У креста, в страшном горе – нет страдания горше, чем Ее страдание – Она полна силы духовной.
Попроси у Нее этой твердости – чтобы стоять у Креста.
Мария, Наставница наша в тайном, в молчаливом самопожертвовании!
– Она помогает Сыну скрытно. Она все знает – и молчит.
Видишь, какая простота? – Ecce ancilla… – "Се, раба Господня…" – И Слово стало плотью.
Так жили святые – не привлекая взоров. А если бывало иначе – то против их воли.
Ne timeas, Maria! – "Не бойся, Мария", – сказал Архангел, ибо Она смутилась.
Почему же ты думаешь, что скромность – не к лицу нам? Она, словно щит, прикрывает твою чистоту.
Пречистая Матерь! Твои слова, Твое согласие – Fiat! – "Да будет Мне по слову твоему", – сделали нас братьями Господу и наследниками Славы Его. – Будь же благословенна!
Прежде, один – ты не смог… Но воззвал к Пречистой, и с Нею – как просто!
Уповай… Вернись… Призови Владычицу – и будешь верным Богу.
Силы оставляют тебя? – Почему же ты не скажешь об этом своей Матери, сonsolatrix afflictorum – утешительнице скорбящих, auxilium christianorum – спасению христиан, spes nostra – надежде нашей, regina apostolorum – Царице Апостолов?
Мама! – Взывай к Ней громче. – Она тебя слышит, Она видит, что ты в опасности. – Она покроет тебя благодатью Сына и успокоит, и утешит. – И ты почувствуешь себя окрепшим для новых сражений.
Путь› Церковь› Глава 22
Et unam, sanctam, catholicam et apostolicam Ecclesiam!… – Каждое из этих слов отзывается в твоем сердце – и ты, молясь, произносишь медленно: "Верую в Церковь – Единую – Святую – Католическую – и Апостольскую…"
Блажен, кто может сказать от всей души: "Я люблю Матерь мою, Святую Церковь!"
Возглашая Serviam! – "Буду служить Тебе, Господи!" – ты утверждаешь свое намерение служить Церкви Божией до конца – не щадя своего имущества, чести, и самой жизни.
Вселенская, Апостольская… Римская! – Я счастлив, что ты чувствуешь себя очень римским. И очень рад, что ты хочешь совершить свое паломничество в Рим, videre Petrum – "видеться с Петром".
Благословен Господь, завещавший Святые Таинства Церкви Своей! Они – средства для исцеления духа.
– Почитай их и будь благодарен Господу и Церкви Его.
Почитай Божественную Литургию и все церковные обряды. Соблюдай их ревностно – ибо мы, грубые люди, нуждаемся в чувственном восприятии даже самого великого и прекрасного.
Церковь поет – потому что одних слов бывают недостаточно для молитвы… – Ты, избранный христианин, – должен научиться церковному пению.
"Как же мне не воспеть Господа?" – воскликнула одна любви обильная душа, видя, какие чудеса совершил Господь при ее посредстве.
– И я говорю то же: "Пой!" В песнопении изливаются восторг и благодарность души.
Быть католиком – значит любить отечество, никому не уступая в этой любви. И в то же время – считать своими благородные порывы всех народов. Сколько славных дел Франции касаются меня лично! Многое, чем гордятся итальянцы и англичане, немцы и американцы, африканцы и азиаты, вызывает гордость и во мне.
– Католик! Открытое сердце, широкая душа!
Если ты не почитаешь священство и монашество – как можешь ты говорить, что любишь Церковь Христову?
Пример той, которая в Вифании, в доме Симона прокаженного, возлила драгоценное миро на голову Учителя, указывает нам, что Богослужение должно быть исполнено щедрости великолепия.
– Нет в мире сияния, блеска, роскоши, достойных Имени Его.
– Тем, кто возмущается золотом чаш и блеском облачений, ответим похвалой Иисуса: Opus enim bonum operata est in mе – "Она доброе дело сделала для Меня".
Путь› Божественная Литургия› Глава 23
Для апостола очень важно любить Литургию.
Литургия длинна, – говоришь ты. А я прибавляю: – потому, что любовь твоя коротка.
Не странно ли, что многие христиане, медлительные и даже ленивые в общении с людьми (никогда не торопятся), в своей неспешной работе, в застолье, в часы отдыха (и тут не спешат) – очень хотели бы поторопить Священника, сокращая время, отданное Евхаристической Жертве?
"Не обижайте Его, не обижайте!" – говорил, чуть не плача, старый епископ священникам, которых он только что рукоположил.
– Господи, кто дал бы мне голос и власть, чтобы воззвать вот так же к слуху и сердцу многих, многих христиан!
О, как плакал у престола молодой священник, праведник, удостоившийся мученичества: он вспомнил, что одна душа подошла к причастию в смертном грехе!
– А ты? Как ты возмещаешь обиды, которые Ему наносят?
Смирение Иисуса, – в Вифлееме, в Назарете, на Голгофе… – В Святых Дарах Он еще смиреннее и беззащитнее, чем в яслях, в доме Иосифа и на Кресте.
Как же должен я любить Литургию! ("Нашу с Тобой", Иисус…)
"Столько лет причащаюсь ежедневно… Другой бы уже стал святым, – сказал ты, – а я все тот же!" Сынок, – ответил я, – причащайся и дальше, но думай: "Каким бы я был, если бы вовсе не причащался?"
Причащение, единение, общение и откровение – Слово, Хлеб, Любовь.
Причащайся, в этом нет непочтительности. – Причащайся именно сегодня, когда ты только что спасся из петли.
– Разве ты забыл, что сказал Христос? Не здоровым нужен врач, но больным.
Когда приближаешься к Дарохранительнице, думай о том, что Он – Он Сам! – ждет тебя вот уже двадцать веков.
Вот Он, Царь царствующих и Господь господствующих – здесь, в этом Хлебе.
Так умалился Он из любви к тебе.
Он остался здесь для тебя. Если ты можешь причаститься, но не смеешь – особой почтительности в этом нет. – Вот если ты примешь Его недостойно, то окажешься непочтительным.
Духовное Причащение… Какой источник благодати! – Прибегай к нему почаще, и чаще будешь в присутствии Бога, и труды твои будут больше с Ним связаны.
Есть вежливость благочестия. – Учись ей. – Горько, когда "благочестивые" не умеют вести себя на Литургии, хотя бывают на ней каждый день! Крестятся наспех, колени перед Дарохранительницей преклоняют нелепо, и головы не опустят достойно перед иконой Царицы Небесной.
Не давайте вы мне этих сусальных изображений! Уж лучше грубый, железный Христос, чем гипсовый, раскрашенный, какой-то сахарный.
Ты видел, как я совершал Литургию на голом, простом престоле, без изображений – только стол и чаша. Большое распятие, устойчивые подсвечники, восковые свечи, одни других выше, а самые высокие – у креста. Широкие ризы того цвета, какой положен в этот день. Драгоценная, но строгая чаша. Электричества не было – но и нужды в нем не было.
– Вот тебе и не хотелось уходить, тебе было хорошо. Видишь, как ведет, как приближает к Богу строгость Литургии?
Путь› Общение Святых› Глава 24
Общение Святых… Как бы это сказать? – Ну, вот: ты знаешь, что такое для тела – переливание крови? А для души это будет Общение Святых.
Общайтесь со Святыми! И пусть во время внутренней борьбы или профессиональной работы, каждый из вас почувствует чудесную радость и силу от сознания, что он – не одинок.
Сын мой, ты воистину общался со Святыми, когда писал мне: "Вчера я почувствовал, что вы за меня молитесь".
Другой человек, тоже знающий, как передаются сверхъестественные блага, говорил: "Ваше письмо мне очень помогло – так и чувствуешь, что оно пропитано молитвой! Вы все обо мне молитесь – а мне это очень нужно".
Если ты ощущаешь Общение со Святыми, если ты живешь им, то будешь охотно каяться. – И поймешь, что покаяние есть gaudium, etsi laboriosum – "радость, хотя и трудная". И почувствуешь себя в союзе со всеми кающимися, какие только были, есть и будут.
Тебе будет легче исполнять свой долг, если ты подумаешь о том, как помогают тебе братья. И как ты отказываешь им в помощи – когда неверен.
Ideo omnia sustineo propter electos – "поэтому все терплю ради избранных", ut et ipsi salutem consequantur, quae est in Christo Iesu – "дабы и они получили спасение во Христе Иисусе".
– Хорошо жить в общении Святых!
– Проси же Бога, чтобы Он дал тебе этот дух – как у апостола Павла.
Путь› О Благочестии› Глава 25
Беги от рутины, как от самого дьявола! – Чтобы не свалиться в эту пропасть, в эту могилу для истинного благочестия, лучше всего – быть всегда в присутствии Бога.
Форм благочестия у тебя не должно быть много, но пусть они будут постоянны.
Не забывай детских молитв, которым, возможно, тебя учила мать. – Читай их каждый день так же просто, как тогда.
Не забудь, посети Господа в Святых Дарах! – После обычной, устной молитвы поведай свои заботы Иисусу, реально присутствующему в Дарохранительнице. – И у тебя хватит света, хватит духа на христианскую жизнь.
Как прекрасна и достойна любви Святая Человечность11 нашего Господа! Ты "проник" в святую Рану на Его правой руке и спросил меня: "Если одна Рана Христова очищает, исцеляет, укрепляет, воспламеняет, дарует мир и любовь, – то что же могут все пять, открывшиеся на древе Крестном?"
Крестный Путь – вот это и впрямь суровое и животворное благочестие! Приучись вспоминать по пятницам четырнадцать событий Страстей Господних – и поверь мне, что ты наберешься сил на всю неделю.
Рождественское благочестие. – Мне совсем не смешно, что ты сооружаешь картонную пещеру и расставляешь там гипсовые фигурки рядом с Яслями. – Никогда не казался ты мне таким взрослым, как сейчас, когда уподобился ребенку.
Святой Розарий – могучее оружие. Доверься ему – и результат превзойдет все твои ожидания.
Святой Иосиф – Отец Иисуса. И тебе он – Отец и Господин. – Обращайся к нему.
Отец наш и Господин Святой Иосиф – Учитель внутренней жизни. Отдайся его опеке – и ты почувствуешь, как много он может.
В книге своей жизни Святая Тереза говорит о Святом Иосифе: "Если ты не нашел Учителя, который учил бы тебя молиться, возьми в наставники этого великого Святого – и не собьешься с пути". – Тереза знала, что говорит. Прислушайся к ее совету.
Доверяй своему Ангелу Хранителю. – Обращайся с ним, как с близким другом – он и есть твой близкий друг, – и он сумеет оказать тебе множество услуг в обычных, повседневных делах.
Привлеки на свою сторону Ангела-Хранителя той души, которую ты хочешь привлечь к апостольскому служению. – Это прекрасный сообщник.
Если бы ты понимал, что рядом с твой Ангел и Ангелы твоих ближних, ты бы удержался и не сказал многих глупостей.
Ты удивляешься, что Ангел Хранитель так явственно тебе помог. – Не удивляйся. Для этого он и поставлен Господом рядом с тобою.
В этой среде так легко сбиться с пути… – Не спорю. Но разве нет здесь еще и Ангелов Хранителей?
Прибегай к Ангелу Хранителю в годину испытаний – и он защитит тебя от беса, и озарит святым вдохновением.
Как радостно было Ангелам исполнить свой долг, когда душа, хранимая ими, говорила: "Святые Ангелы, я вас зову, как невеста из Песни Песней, ut nuntietis ei quia amore langueo. – Скажите Ему, что я изнемогаю от любви!"
Знаю, что доставлю тебе радость, если перепишу эту молитву к Ангелам наших Дарохранительниц:
"О, Духи Ангельские, хранящие сосуд, в котором – залог Святого Причастия! Защитите его от осквернения, сохраните для нашей любви!"
Пей из чистого источника Деяний Апостолов. В главе двенадцатой апостол Петр, освобожденный Ангелами из темницы, идет к матери Марка. Но там не верят служанке, что Петр – у дверей. Там говорят: "Angelus ejus est – это его ангел." – Смотри, как реально и доверчиво первые христиане относились к своим Ангелам…
– А ты?
Благословенные души чистилища… Не забывай их в жертвах и молитвах – из милосердия, из справедливости, из простительного себялюбия (ведь они столько могут перед Богом!) Хорошо, если, обращаясь к ним, ты можешь сказать: "Добрые друзья мои, души чистилища…"
Ты спрашиваешь, почему я так настойчиво советую тебе ежедневно прибегать к помощи святой воды. – Я мог бы назвать тебе много причин, но хватит и той, которую привела Святая Тереза: "Ни от чего так не бегают бесы, как от святой воды".
Спасибо Тебе, Господи, за любовь к Папе, которую Ты вложил в мое сердце.
Кто тебе сказал, что новенны12 – не для мужчин? Они – для мужчин, когда мужчины соблюдают их… в духе покаяния и молитвы.
Путь› Вера› Глава 26
Некоторые идут по жизни, точно по туннелю – даже не ведая, как ярко светит, как согревает солнце веры.
С какой мерзкой ясностью спорит Сатана против нашей Католической Веры!
А вы отвечайте, не вдаваясь в споры: "Я – сын Церкви".
Ты ощущаешь, что вера твоя огромна… – Кто даровал ее тебе, Тот дарует и средства.
Апостол Павел говорит тебе: Justus ex fide vivit – "праведный верою жив будет." – Как же ты, апостольская душа, даешь угаснуть этому пламени?
Вера… – Больно видеть, как много ее на устах у стольких христиан. И как мало – в делах.
Невольно думаешь, что эта добродетель – для проповеди, не для жизни.
Смиренно проси у Господа, чтобы Он умножал в тебе веру. – Тогда, обретя свет, ты различишь, где мирские пути, а где – путь апостола.
Как смиренно, как просто рассказывают евангелисты о случаях, в которых проявилась слабость Апостолов и нестойкость их веры!