Ремонтное обслуживание во время рейса

3.7.1. Если ремонт корпуса, механизмов или
оборудования, который может привести к измене­
нию класса судна намечен к производству членами
экипажа во время рейса судна, он должен плани­
роваться заранее. Полная процедура ремонта,
включая объем предложенного ремонта и необхо­
димость присутствия инспектора во время рейса,
должна быть представлена для рассмотрения и
согласована с инспекцией Регистра заранее. Не
оповещение заранее инспекции технадзора может
привести к приостановке класса судна.

3.7.2. Вышесказанное не включает обслужи­
вание и капитальный ремонт корпуса, механиз­
мов и оборудования в соответствии с
процедурами, рекомендованными изготовителем,
и установившейся морской практикой, которая не
требует одобрения классификационного общест­
ва; однако любой ремонт, как результат такого


обслуживания и переборок, который влияет или может повлиять на изменение класса судна, должен быть отмечен в судовом журнале и сообщен наблюдающему инспектору для исполь­зования при определении дальнейших требований к освидетельствованиям.

3.7.3. Инспекторы, выполняющие во время
рейса освидетельствование корпуса судна после
ремонта, должны руководствоваться требования­
ми, указанными в 3.7.3 — 3.7.7.

3.7.4. До начала проведения ремонта корпуса
во время рейса судна с судовладельцем должны
быть обсуждены следующие вопросы:

способность судовладельца обеспечить качество ремонта, включая обеспечение продоль­ной прочности и водонепроницаемости/непрони­цаемости в условиях эксплуатации;

объем намеченного ремонта, представляемого судовладельцем в виде ремонтных ведомостей, согласованных с Регистром. Все ремонтные работы должны быть основаны на рекомендациях класси­фикационного общества и/или на его согласии;

наличие необходимых чертежей;

проверка материалов, используемых при ре­монте, их сертификаты, сорта и размеры (согла­сованные Регистром ремонтные ведомости должны оставаться на борту судна и предъ­являться инспектору, производящему контроль выполненного ремонта);

проверка материалов, используемых при сварке: их сертификаты и пригодность к исполь­зуемым материалам;

проверка использования сушильных печей, контейнеров для хранения и т.д;

проверка квалификации сварщиков и контро­лирующего персонала (записи о квалификации должны оставаться на борту судна и предъ­являться инспектору Регистра, проводящему кон­троль выполненного ремонта);

оценка объема намеченных предъявлений Ре­гистру;

одобрение намеченных способов обеспечения прочности сварных конструкций, в частности, очистки, предварительного нагрева (если он необходим), строгое соблюдение принципов по­следовательности сварки;

ограничение сварки, при необходимости, определенными условиями и запрещение сварки в наиболее сложных позициях, когда качка судна может влиять на качество сварки;

оценка обеспечения необходимых рабочих условий (например, лесами, освещением, вентиля­цией и т.д);

оценка методов контроля качества.

Законченный ремонт должен быть проверен с проведением, при необходимости, испытаний для


Часть I. Общие положения по техническому надзору за судами в эксплуатации


удовлетворения требований инспектора, провод­ящего освидетельствование.

Примечание. По результатам анализа вышеупомя­нутых вопросов должен быть составлен акт. Копия акта должна находиться на борту и быть представлена инспек­тору, оценивающему завершение ремонта. Кроме того, копия этого акта должна быть направлена по почте или факсом в инспекцию технадзора, где будет проведена окончательная проверка проведенного ремонта.

3.7.5. При любых намеченных видах ремонт­
ных работ основных корпусных конструкций,
(например, основных продольных и поперечных
связей и их креплений) они должны быть пре­
дъявлены для оценки классификационному
обществу до начала ремонтных работ во время
рейса.

При любых видах ремонта основных корпус­ных конструкций необходимо прибытие инспек­тора для освидетельствования судна на ходу или через регулярные периоды времени для подт­верждения всех условий работ, регулировки, общего качества работ и соответствия их норма­тивным документам и рекомендациям.

Неразрушающие методы контроля по за­вершении ремонтных работ по основной кон­струкции должны быть применены для удовлетворения требований присутствующего инспектора.

3.7.6. Виды ремонта других частей корпусных
конструкций могут быть приняты на основании
осмотра по завершении ремонтных работ.

3.7.7. Ремонт корпуса, выполненный коман­
дой судна, не должен приниматься, если:

.1 не было проведено первоначальное обсуж­дение с судовладельцем вопросов, указанных в 3.7.4, и условия освидетельствования признаны неудовлетворительными;

.2 не было проведено окончательное удовлетво­рительное освидетельствование по окончании работ.

3.8. Регистр может сократить предписанный
период между освидетельствованиями отдельных
объектов или судна в целом, основываясь на
техническом состоянии или по другой причине.
При этом, в случае необходимости предъявления
к освидетельствованию судна или объекта ранее
предстоящего периодического освидетельствова­
ния устанавливается срок предъявления судна к
внеочередному освидетельствованию (всего суд­
на или отдельного объекта).

3.9. Технический надзор за объектами оби­
таемых подводных аппаратов, глубоководных
водолазных комплексов и плавучих буровых
установок осуществляется согласно соответст­
вующим действующим Руководствам.

3.10. Регистр осуществляет технический надзор
за технологическими и специальными устройства-


ми судов — рыболовных, рыбообрабатывающих, кабельных, технического флота, специального наз­начения по вопросам, связанным с регламентируе­мыми Регистром характеристиками судов (противопожарной безопасностью, остойчи­востью, непотопляемостью и т.п.).

3.11. На суда в эксплуатации требования
действующих правил, конвенций, кодексов и
соглашений распространяются в соответствии с
возрастом судов и указаниями этих документов о
том, на какие суда в эксплуатации они распрос­
траняются.

3.12. Толкование требований Правил и других
нормативных документов Регистра является ком­
петенцией Регистра.

3.13. Надзорная деятельность Регистра не
заменяет деятельности органов технического кон­
троля судовладельцев, судоверфей, специализир­
ованных организаций, обслуживающих суда в
эксплуатации (освидетельствование надувных
спасательных средств, проверка контрольно-из­
мерительных приборов, баллонов и пр.), — см.
также 4.11 настоящей части и 5.5 части I Правил
классификационных освидетельствований судов.

3.14. Регистр может осуществлять экспертизы
и участвовать в экспертизах по технических
вопросам, связанным с повреждением судов,
ненормальной работой механизмов, устройств и
оборудования, поднадзорных Регистру.

3.15. Технический надзор за судами внутрен­
него плавания и их классификация осущест­
вляются Российским Речным Регистром. При
поступлении их под надзор Регистра указанным
судам должен быть присвоен соответствующий
класс Регистра.

Технический надзор за судами внутреннего плавания, эксплуатирующимися на Дунайском бас­сейне, производится в соответствии с Правилами классификации и постройки судов внутреннего плавания для (Дунайского бассейна), а за судами, эксплуатирующимися в бассейне реки Аму-Дарья, — по Правилам Российского Речного Регистра с учетом требований Регистра к судам внутреннего плавания, эксплуатирующимся в бассейне этой реки.

К морским судам, которые постоянно эксплуатируются в районах, регламентируемых указаниями, относящимися к судам внутреннего плавания, могут применяться отдельные положе­ния этих Правил.

3.16. К состоящим на учете Регистра судам
внутреннего (смешанного района) плавания,
признанным годными к плаванию в морских
водах и на морских водных путях вне районов,
регламентированных Правилами Российского
Речного Регистра, а также региональными допол-


Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации


нениями и уточнениями к ним или Правилами классификации и постройки судов внутреннего плавания (для Дунайского бассейна), при­меняются соответствующие Правила Регистра.

3.17. Технический надзор за маломерными судами, не подпадающими под действие Правил классификации и постройки морских судов, осуществляется на основании технических тре­бований к маломерным судам при проведении технического надзора.

Раздел 4. ОБЪЕМ НАДЗОРА

4.1. В объем технического надзора входит:
рассмотрение и одобрение технической доку­
ментации — информации для капитана, ремонт­
ных ведомостей и технологий ремонта, расчетов в
соответствии с Правилами и другими норматив­
ными документами Регистра и т.п.;

надзор за ремонтом или переоборудованием;

освидетельствование судна — корпуса, меха­нической и холодильной установок, электро- и радиооборудования, судовых устройств, обору­дования и снабжения, оборудования по предот­вращению загрязнения моря;

выдача документов, их подтверждение или возобновление, внесение необходимых записей в Регистровые книги судовых грузоподъемных ус­тройств.

4.2. Инспектор устанавливает необходимый
объем надзора для проверки регламентируемых
Правилами технических требований для опреде­
ления технического состояния судна в соответст­
вии с табл. 2.1.1 части II Правил классифи­
кационных освидетельствований судов с учетом
возраста судна, его технического состояния, ре­
зультатов предыдущего освидетельствования в
пределах регламентации Правил.

Для судов возрастом более 20 лет не допус­кается никаких снижений объема освидетельство­вания. При ежегодном освидетельствовании этих судов необходимы испытания поливом водой (или другим одобренным способом) закрытий трюмов, дверей, лацпортов и т.п. При каждом доковом освидетельствовании дейдвудные ус­тройства на водяной смазке освидетельствуются в разобранном виде.

4.3. Объем осмотров, проверок, испытаний и
замеров, порядок и сроки их проведения при
различных видах освидетельствования в необхо­
димых случаях могут быть изменены. Основа­
нием для этого могут быть данные заводов-
изготовителей по моторесурсу, периодичности
осмотров, проверок, испытаний и замеров, а
также данные компетентных и исследовательских


организаций и опыт надзора инспекций Регистра.

4.4. Подлежат надзору и соответствующей
регистрации в документах Регистра регламенти­
рованные Правилами оборудование, снаряжение
и снабжение одобренного Регистром типа, распо­
ложенные на штатных местах, включая оборудо­
вание, снаряжение и снабжение сверх норм,
установленных Правилами, предусмотренное
технической или другой судовой документацией
или вновь устанавливаемое по согласованию с
Регистром. Оборудование, снаряжение и снабже­
ние, не регламентированные Правилами, но от­
носящиеся к компетенции Регистра, подлежат
надзору по специальному решению Регистра.
Оборудование, снаряжение и снабжение не одо­
бренного Регистром типа, но допущенное им к
применению на данному судне, подлежит надзору
с изменением при необходимости порядка и
объема освидетельствований.

4.5. Освидетельствование поднадзорных
объектов с конструкцией не регламентированной
Правилами, производится с изменениями, уста­
навливаемыми в каждом случае отдельно.

4.6. Технический надзор за судовыми холо­
дильными установками осуществляется с выпол­
нением требований Правил Регистра к
безопасности действия их объектов, влияющих
на безопасность плавания судна и охрану чело­
веческой жизни на море.

4.7. Для судна, не имеющего класса, должна
быть проведена проверка удовлетворения требо­
ваниям Правил, которые к нему относятся.

4.8. При каждом освидетельствовании прове­
ряется техническое состояние освидетельствуе-
мых объектов.

4.9. В тех случаях, когда необходимо
доказать, что объекты надзора, имеющие
претензии со стороны портовых властей госу­
дарства порта, иных классификационных
обществ (ИКО), страховщиков, судебных ор­
ганов и др., во время предыдущего освиде­
тельствования находились в годном
техническом состоянии, необходимо активно
применять фотографирование объектов над­
зора, по которым наиболее часто имеются
претензии. К таким объектам относятся:

поверхности и сварные швы наружной обшив­ки, палуб, переборок, набора, комингсов, люков крышек грузовых трюмов в местах, наиболее подверженных коррозии;

водонепроницаемые закрытия в палубах и переборках;

спасательные средства;

противопожарное оборудование и снабжение;

навигационное оборудование (своевременная корректировка);


Часть I. Общие положения по техническому надзору за судами в эксплуатации


контрольно-измерительные приборы (свое­временная проверка);

соответствующие таблички и маркировки; грузовые марки;

4.10. Фиксировать техническое состояние
объектов надзора с помощью фотоаппарата
необходимо в зависимости от общего состояния
судна и его оборудования и снабжения, обращая
особое внимание на суда старше 15 лет. Перед
фотографированием объекта необходимо подго­
товить его таким образом, чтобы обеспечить его
реальное состояние на фотографии, при необхо­
димости произвести разборку объекта. На фото­
графиях необходимо проставлять дату и время
освидетельствования, используя возможности
фотоаппаратуры, или вписывать их от руки.

4.10.1. Фотографии должны быть заверены
подписью инспектора, проводившего освиде­
тельствование. Фотографии необходимо сопро­
вождать аннотациями, описывающими состояние
объекта надзора. Фотографии являются прило­
жением к акту освидетельствования и должны
храниться в судовых документах и в формуляре
судна инспекции технадзора.

4.10.2. Инспекциям рекомендуется применять
цифровые электронные фотоаппараты, которые
позволяют воспроизводить изображение на дис­
плей компьютера, производить запись изображе­
ния на дискету и передавать по электронной
почте. Расходы по фотографированию следует
отнести на стоимость освидетельствования судна.

4.11. Объем и порядок надзора за судами с
атомными энергетическими установками огово­
рен в соответствующих документах Регистра.

4.12. Надзор Регистра за проведением компе­
тентными органами обязательных периодических
проверок и сроками годности приборов, обору­
дования и снабжения ограничивается контролем
за своевременностью проведения этих проверок и
соблюдением сроков годности при периодических
освидетельствованиях судна — см. 4.13.

4.13. Предъявление объектов к обязательным
периодическим проверкам компетентными орга­
нами в установленные действующими положе­
ниями сроки и замена объектов с истекшим
сроком годности является обязанностью судо­
владельца. Это относится к:

периодическому переосвидетельствованию надувных спасательных плотов и шлюпок, их контейнеров, разобщающих устройств, надувных спасательных жилетов и гидрокостюмов с авто­матической системой газонаполнения;

периодическим освидетельствованиям и ис­пытаниям подруливающих устройств;

гидравлическим испытаниям и внутренним освидетельствованиям специализированными


станциями углекислотных баллонов систем по­жаротушения;

периодическим освидетельствованиям и ис­пытаниям компетентным лицом судовладельца сосудов под давлением и теплообменных аппара­тов, не подлежащих освидетельствованию Регис­тром;

проверке компетентным органом навигацион­ных приборов;

проверке компетентным органом контроль­но-измерительных приборов;

срокам годности ракет, фальшфейеров, ды­мовых шашек, самозажигающихся буйков и элек­трических батарей, входящих в состав снабжения спасательных шлюпок и плотов, спасательных кругов и жилетов, судовых сигналов бедствия, линеметательных устройств;

срокам годности огнетушащего вещества в системах пожаротушения и огнетушителей;

срокам годности провизии, питьевой воды и медикаментов в снабжении спасательных шлюпок и плотов;

проверке компетентным органом автоном­ных дыхательных аппаратов, костюмов пожар­ных.

4.14. Предусмотренные сроки проведения обя­зательных периодических проверок и сроки год­ности объектов не влияют на установление сроков освидетельствований судна и сроков действия свидетельств; однако, при периодических освиде­тельствованиях судна инспектор должен потребо­вать проведения обязательных проверок и испыта­ний при наступившем сроке и замену при истекшем сроке годности объектов надзора.

Необходимо учитывать, что требования выс­тавляются только в отношении обнаруженных во время освидетельствования дефектов и неисправ­ностей корпуса, механизмов, оборудования и снабжения, отражающихся на безопасности судна и человеческой жизни, предотвращении загрязне­ния окружающей среды и сохранности груза. Обеспечение предъявления объектов надзора (та­ких, как надувные спасательные средства, гидрос-таты, огнетушители, радиобуи, пенообразователи и пр.) к обязательным период­ическим проверкам компетентными органами в установленные сроки и замены объектов надзора с истекшим сроком годности (таких, как пиро­техника, пищевой рацион и аптечки спасательных средств, пенообразователи и пр.) является обя­занностью судовладельца. Поэтому не следует выставлять в актах освидетельствований требо­ваний в отношении проверок компетентными органами или замены вышеперечисленного обо­рудования и снабжения, за исключением случаев, когда сроки проверок или замены их истекли.



Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации



Раздел 5. ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

5.1. Освидетельствования проводятся в соот­
ветствии со сроками, указанными в Правилах
классификационных освидетельствований судов.
Согласно решению Международной ассоциации
классификационных обществ (МАКО) с 1998 г.
срок пребывания судна в состоянии приостановки
класса ограничивается шестью месяцами; по
окончании этого срока судно теряет класс.

5.2. Освидетельствование состоит из:
рассмотрения документации судна — см.

гл. 13.1 части I Правил классификационных осви­детельствований судов;

проверки того, что все необходимые сертифи­каты, инструкции по обслуживанию поднадзор­ных Регистру объектов, информации для администрации судна, судовые журналы и другие необходимые документы имеются на судне;

освидетельствования конструкций судна, его механизмов и оборудования, других поднадзор­ных объектов для установления их соответствия требованиям нормативных документов Регистра и работоспособности в соответствии с их наз­начением.

5.3. При всех видах освидетельствования
инспектор должен знакомиться с актами преды­
дущих освидетельствований, а также использо­
вать сведения (по судовой документации) об
обнаруженных в эксплуатации износах, повреж­
дениях и неисправностях, проведенных ремонтах
и заменах.

5.4. При установке на судно в эксплуатации
или в ремонте нового оборудования или при
комплектовании объектов надзора новым снаб­
жением оно должно иметь соответствующие
сертификаты или документы изготовителей,
подтверждающие необходимый надзор Регистра
при их изготовлении/поставке. В сертификатах
иных классификационных обществ или изготови­
телей, подтверждающих надзор за изготовлением
объектов по поручению Регистра, должен быть
указан номер поручения, которое выдано Глав­
ным управлением Регистра.

5.5. Обязанностью судовладельца является
соблюдение сроков периодических и других предпи­
санных Регистром освидетельствований, соответст­
вующая подготовка судов к освидетельствованиям,
а также сообщение Регистру о всех имевших место в
период между освидетельствованиями неполадках,
повреждениях, аварийных случаях и ремонтах под­
надзорных Регистру объектов.

5.6. Первоначальное освидетельствование
судна, построенного без надзора Регистра или
органа, уполномоченного Регистром к его за­
мещению, для присвоения класса судну и приня-


тия его под надзор Регистра должно заключаться в детальном осмотре, проверках, замерах и испытаниях, объем которых устанавливается в зависимости от возраста судна, его технического состояния, наличия технической документации и документов признанных компетентных органов надзора, беря за основу объем очередного осви­детельствования.

5.7. Уменьшение объема первоначального
освидетельствования может быть допущено при
наличии имеющих силу классификационных сви­
детельств признанных классификационных орга­
нов и документов признанных компетентных
органов надзора за конвенционным оборудова­
нием и грузовой маркой. Однако, объем перво­
начального освидетельствования должен быть не
менее объема ежегодного освидетельствования.

5.8. При первоначальном освидетельствова­
нии устанавливается или подтверждается район
плавания судна, его надводный борт (с оценкой
достаточности прочности, остойчивости и непо­
топляемости), а для пассажирского судна, кроме
того, — пассажировместимость.

5.9. При первоначальном освидетельствова­
нии судну присваивается регистровый номер, в
судовых документах указывается также номер

имо.

5.10. Кроме основных документов, подле­
жащих выдаче на судно, составляются при пер­
воначальном освидетельствовании:

Характеристика условий назначения грузовой марки (форма 6.7.3) и Расчет надводного борта по Правилам Регистра (форма 6.7.4);

Перечень допущенного оборудования, обе­спечивающего безопасность грузового судна (форма 4.1.2), Перечень оборудования для Сви­детельства о безопасности пассажирского судна (форма 2.1.14), Перечень оборудования для Сви­детельства о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению (форма 2.1.15), Пер­ечень оборудования для Свидетельства о безо­пасности грузового судна по по радиообо­рудованию (форма 2.1.20) — на суда, на которые распространяются положения Конвенции СОЛАС-74/78;

перечень учетных данных для Регистровой книги морских судов, первичные информацион­ные документы (формы 11.П.02, П.П.02/01, П.ОЗ, П.04 и форма № 2574 Регистра Судоходства Ллойда);

5.11. Доковое освидетельствование является
частью периодических освидетельствований.
Кроме того, оно может быть потребовано после
аварий, а в особых случаях — как внеочередное
освидетельствование. Об освидетельствовании
судов в доке — см. 13.1.7 части II Руководства.


Часть I. Общие положения по техническому надзору за судами в эксплуатации______________________ 11


Кроме того, освидетельствованию в доке подле­жат:

.1 донно-бортовая арматура и забортные отливные клапаны и кингстоны и их крепления к корпусу или кингстонным выгородкам. Клапаны и кингстоны не следует вскрывать более чем один раз в пятилетнем периоде, если только инспектор не считает это необходимым;

.2 открытые части руля, штырей и баллера руля. Если инспектор считает необходимым, руль должен быть поднят или удалены съемные листы (для освидетельствования штырей). Зазоры в подшипниках руля должны быть замерены и зарегистрированы;

.3 открытые части гребного винта и дейдвуд-ной втулки (должны быть замерены и зарегис­трированы зазоры в дейдвудной втулке и проверены уплотнения дейдвудных подшипников при масляной смазке и уплотнения гребного винта). У винтов с регулируемым шагом инспек­тор должен проверить крепление и плотность уплотнений ступицы и лопастей. Разборку винта не производить, если только инспектор не сочтет это нужным;

.4 открытые части подруливающего устройства.

5.12. По просьбе судовладельца судно может
быть предъявлено к ежегодному освидетельство­
ванию досрочно. При этом период между этим
освидетельствованием и следующим не должен
превышать 18 мес.

5.13. С предписанным периодическим освиде­
тельствованием должны, как правило, совме­
щаться освидетельствования предусматриваемые
международными конвенциями, кодексами
ИМО, соглашениями и национальными требо­
ваниями, надзор за которыми поручен Регистру.

5.14. При очередных освидетельствованиях
могут не проводиться (могут быть зачтены) те
виды освидетельствования объектов, которые
были произведены в необходимом объеме не
более чем за 12 мес. до установленного срока
очередного освидетельствования.

5.15. При очередном освидетельствовании в
необходимых случаях инспектор может потребо­
вать проведения диагностирования технического
состояния объектов надзора по методике, одобрен­
ной Регистром (см. приложение 3 к Руководству).

5.16. Если предоставлена отсрочка очеред­
ного освидетельствования судна, то на этот же
срок может быть предоставлена отсрочка вну­
треннего освидетельствования и гидравлического
испытания сосудов под давлением при благо­
приятных результатах их наружного осмотра, а
гидравлические испытания котлов — по резуль­
татам внутреннего освидетельствования и на­
ружного осмотра.


5.17. При надзоре за плановым, аварийным
или межрейсовым ремонтом следует произвести
по возможности максимальный объем ближа­
йшего предстоящего периодического освиде­
тельствования. Это освидетельствование может
быть учтено при проведении ближайшего период­
ического освидетельствования в соответствии с
Руководством и Правилами классификационных
освидетельствований судов.

5.18. Осмотр корпуса методом обстукивания
элементов корпуса молотком

Обстукивание корпусных конструкций может применяться при любых видах освидетельствова­ния по усмотрению инспектора. Прием обстуки­вания молотком сомнительных мест не является заменой замеров толщин при очередных освиде­тельствования, а является только методом, до-полняющим набор методов освидетельствования, применяемых инспектором Регистра и расширяющим его возможности.

5.19. Освидетельствования и испытания ко­
тлов, воздухохранителей, грузовых устройств и
т.п. не производятся, если техническое состояние
механизмов и корпуса судна признано негодным,
и судовладелец своевременно не принимает мер
для приведения их в годное состояние.

5.20. Объем внеочередного освидетельствова­
ния и порядок его проведения определяются
инспектором в зависимости от назначения этого
освидетельствования и технического состояния
объекта освидетельствования.

5.21. До введения судна в эксплуатацию после
перерыва в предъявлениях к предписанным период­
ическим освидетельствованиям по причине отстоя
или длительного ремонта кроме освидетельствова­
ния, предусмотренного надзором за ремонтом (если
он производится), должно быть проведено большее
по объему периодическое освидетельствование из
совпадающих с периодом отстоя или ремонта. Если
при этом действие класса судна было приостановле­
но, необходимо руководствоваться указаниями Пра­
вил классификационных освидетельствований судов.

Если во время отстоя или ремонта какие-либо объекты находятся в эксплуатации (например, котлы), их освидетельствование должно прово­диться в соответствии с предписанными сроками.

5.22. Освидетельствования по системе непре­
рывной классификации производятся в период
ежегодных освидетельствований или межрейсо­
вых стоянок. При этом:

необходимо руководствоваться Инструкцией по непрерывному освидетельствованию судов (см. приложение 2 к Руководству);

характер, объем и порядок освидетельствова­ния должны соответствовать требованиям, пред­писанным для очередных освидетельствований;



Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации



освидетельствования, которые допускается делать старшему механику судна, засчиты-ваются после подтверждающего освидетельство­вания инспектора Регистра;

если при освидетельствовании объекта ин­спектор обнаруживает износы, повреждения или неисправности, влияющие на годность объекта к эксплуатации, или сомневается в годном тех­ническом состоянии объекта, он может потребо­вать проведения повторного или дополнительно­го освидетельствования, а также устранения выявленного дефекта немедленно или в устанав­ливаемый срок;

если какой-либо объект не предъявлен к предписанному освидетельствованию без согла­сования с Регистром отсрочки, Регистр приме­няет соответствующие санкции для прекращения эксплуатации этого объекта, вывода судна из системы непрерывного освидетельствования с соответствующим сокращением срока предъявле­ния к очередному освидетельствованию, лишения судна класса или признания судна не годным к плаванию.

5.23. При всех видах освидетельствования
инспектор уполномочен решать вопросы в пре­
делах, регламентированных Правилами.

5.24. При освидетельствовании судов старше
20 лет не должны допускаться никакие снижения
требований Правил Регистра, а отсрочки выпол­
нения требований Правил и замечаний инспек­
торов должны быть сведены к минимуму.

5.25. Для судов, к которым при ремонте были
применены специальные нормы допускаемых
износов и деформаций, отсрочки очередных ос­
видетельствований и выставленных требований
не допускаются.

5.26. Освидетельствование судов может
производиться в рейсах — см. гл. 3.7.

5.27. Инспекторы иных классификационных
обществ могут производить освидетельствование
судов с классом Регистра в соответствии с
договорами о взаимно замещении. Копии актов
инспекторов ИКО направляются в инспекцию
технадзора и в Главное управление Регистра.

Судовладелец, при обращении в Главное управление Регистра для освидетельствования судов в эксплуатации в загранпортах, должен сообщить:

порт захода,

название верфи (при ремонте судна),

название агентирующей фирмы или фирмы-контрактанта при ремонте,

предполагаемое время прихода и отхода судна или время начала и окончания ремонта судна,

вид освидетельствования,


название документов, требующих выдачи, подтверждения или продления.

5.28. При использовании показаний встроен­
ных систем и переносных средств диагностирова­
ния и неразрушающего контроля проводится
безразборное освидетельствование — см. прило­
жение 3 к Руководству.

5.29. Заполнение документов, выдаваемых
Регистром при проведении технического надзора,
производится в соответствии с Инструкцией по
заполнению форм документов Регистра.

5.30. Результаты освидетельствования фик­
сируются в актах. Акты периодических классифи­
кационных освидетельствований и акты,
выдаваемые в соответствии с международными
конвенциями, оформляются на бланках установ­
ленной формы — см. Перечень документов
Регистра, выдаваемых при осуществлении тех­
нического надзора (НД № 2-09-021).

5.31. Акты и донесения являются основанием
для выдачи, возобновления, продления или подт­
верждения срока действия свидетельств или удос­
товеряют проведение отдельных видов
освидетельствования. Поэтому они должны со­
держать достаточно подробное описание объема
проведенного освидетельствования, результаты
замеров и испытаний, записи о всех имевших
место неполадках, повреждениях и дефектах,
проведенных ремонтах, заменах, о техническом
состоянии объекта надзора к концу освидетельст­
вования.

5.32. Все выставляемые требования должны
иметь срок выполнения — периодическое или
внеочередное освидетельствование (см. приложение
22 к Руководству). Требования, подлежащие выпол­
нению до выхода судна в рейс, должны официально
передаваться на судно непосредственно после их
выставления, или должна иметься запись о них в
выдаваемых актах освидетельствований.

5.33. Если при освидетельствовании обнару­
жены серьезные дефекты или повреждения,
являющиеся следствием конструктивных недос­
татков (например, неправильная конструкция,
недостаточная прочность), инспектор должен
потребовать не только исправления повреждения
или устранения дефекта, но и устранения кон­
структивного недостатка, следствием которого
явилось повреждение или дефект. Если причина
повреждения дефекта не представляется ясной,
инспектор вправе потребовать от судовладельца
проведения соответствующей экспертизы компе­
тентной организацией для установления причины
произошедшего повреждения, дефекта.

5.34. При обнаружении дефекта, появившегося
в результате неправильной эксплуатации, инспек­
тор должен обратить внимание судовладельца на


Часть I. Общие положения по техническому надзору за судами в эксплуатации




необходимость принятия соответствующих мер для исключения повторения дефектов.

5.35. Если при посещении судна инспектору
станет известно о намерении судовладельца исполь­
зовать судно для целей, к которым оно не приспо­
соблено, — перевозки пассажиров, зерна или опас­
ных грузов, для плавания во льдах, для буксировки
судов и т.п., он должен информировать актом
капитана о недопустимости подобных нарушений и
поставить в известность руководство инспекции.

5.36. В случае применения рыболовных судов в
качестве грузовых или специального назначения с
числом спецперсонала более 12 чел., или судов
специального назначения в качестве пассажирских
судов, необходимо потребовать от судовладельца
дооборудовать или переоборудовать суда в объеме,
необходимом для выполнения требований Правил
Регистра для грузовых судов, судов спецназначения
или пассажирских судов в отношении остойчивос­
ти, противопожарной защиты, конвенционного
оборудования, грузовой марки и т.д. Если указан­
ные суда будут эксплуатироваться на междунар­
одных рейсах, на них должны выполняться
требования соответствующих междуна-родных
конвенций и соглашений. Подходить к упомянутым
судам с измененным назначением следует как к
судам нового назначения. Судовые документы
должны быть соответствующим образом откор­
ректированы. Судно может иметь два комплекта
документов PC — как рыболовное и как грузовое
или спецназначения. Судовладелец сам определяет,
какой комплект документов использовать. Во всех
случаях судно должно в полном объеме отвечать
требованиям Правил PC для первого или второго
комплекта документов.

5.37. Своими записями в свидетельствах,
сертификатах, актах и других документах инспек­
тор подтверждает только то, что он видел и
проверил при освидетельствовании.

Раздел 6. ВЫДАВАЕМЫЕ ДОКУМЕНТЫ

6.1. В результате надзорной деятельности Регис­тра, после первоначальных и периодических освиде­тельствований оформляются и выдаются на суда, а также направляются в соответствующие подразде­ления Регистра судовые документы, подтверж­дающие выполнение требований Правил Регистра и международных конвенций, кодексов ИМО, со­глашений и национальных требований. Перечень документов приведен в Перечне документов Регис­тра, выдаваемых при осуществлении технического надзора (НД № 2-09-021).

В Перечне указан порядок выдачи свиде­тельств и других документов, область их приме-


нения, основания для выдачи (возобновления) документов, а также для их ежегодного подт­верждения, перечень подразделений Регистра, куда направляются документы и их копии.

6.2. Основные документы — свидетельства:
классификационные, о безопасности согласно
Международной конвенции по охране человечес­
кой жизни на море 1974 г., измененной Прото­
колом 1978 г. к ней (Конвенции СОЛАС-74/78),
пассажирское, о грузовой марке, о предотвраще­
нии загрязнения моря, о безопасности судна
специального назначения — выдаются на срок 5
лет с ежегодным их подтверждением.

6.3. Выдача изъятий из требований Конвен­
ции СОЛАС-74/78 и Международной конвенции о
грузовой марке 1966 г. производится в соответст­
вии с требованиями разд. 6 и 20 части III
Руководства.

6.4. Для морских самоходных судов валовой
вместимостью менее 100, а также всех морских
несамоходных и речных судов применяется уп­
рощенная документация: Классификационное
свидетельство оформляется на бланке формы
3.1.2; вместо Свидетельства о безопасности по
оборудованию и снабжению соответствующие
сведения указываются в Свидетельстве о год­
ности к плаванию (форма 1.1.2); при очередном
освидетельствовании может оформляться один
Акт по форме 6.3.10 или Донесение по форме
6.4.6, а при ежегодных освидетельствованиях —
Донесение по форме 6.4.6.

6.5. При внеочередных освидетельствованиях —
при ремонте, подтверждении рекламационных ак­
тов, предоставлении отсрочек, при обновлении
корпуса, при приеме судов в тайм-чартер и сдаче
из тайм-чартера, при разрешении перегонов судов
вне установленного района плавания, при проверке
выполнения выставленных Регистром требований,
при освидетельствовании по инициативе инспекции
и в других случаях результаты освидетельствования
оформляются в Актах освидетельствования по
форме 6.3.10. При внеочередном освидетельствова­
нии в объеме ежегодного для продления срока
действия документов Регистра могут оформляться
Акты по формам 6.3.7, 6.3.8, 6.3.9 и 6.3.11, однако
при аварийных случаях оформляется Акт по форме
6.3.32, а в случае пожара — Акт по форме 6.3.33.

6.6. Регистр может полностью или частично
признать документы других классификационных
организаций, органов технического надзора, над­
зорных организаций других стран.

6.7. Документы Регистра теряют силу в
случаях, указанных в 13.2.3.11 части I Правил
классификационных освидетельствований судов
(см. Бюллетень изменений и дополнений №1 к
этим Правилам).



Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации



6.8. Результаты освидетельствований и спе­
циальные требования по сохранению класса
вносятся в классификационные свидетельства.

6.9. Если сроки действия свидетельств, выдан­
ных в соответствии с Конвенцией СОЛАС-74/78
или другими конвенциями, истекают ранее срока
очередного освидетельствования или предельного
срока ежегодного освидетельствования, то в Сви­
детельстве о годности к плаванию (только для
судов, плавающих под флагом РФ) делается запись
о сроках предъявления судна к предписанным
конвенциями освидетельствованиям.

6.10. При необходимости предъявления к
освидетельствованию какого-либо объекта ранее
наступления срока периодического освидетельст­
вования судна и при предоставлении отсрочек
каких-либо видов освидетельствования объектов,
в соответствующих Свидетельствах (за исклю­
чением конвенционных свидетельств) делается
специальная запись о сроке предъявления судна
к внеочередному освидетельствованию по дан­
ным объектам, а срок действия свидетельств не
изменяется. После предъявления к внеочередному
освидетельствованию в Свидетельствах делается
запись о выполнении требования.

6.11. Регистровая книга судовых грузоподъемных
устройств (форма 5.1.1) выдается на суда после
постройки или после первоначального освидетельст­
вования. Старые регистровые книги должны хра­
ниться на судне вместе с вновь выданными. При оче­
редном и ежегодных освидетельствованиях судна в
регистровые книги вносятся записи о произведенных
освидетельствованиях и испытаниях. По грузопо­
дъемным устройствам соответствующие свидетельст­
ва об испытаниях составляются при перво-начальном
и периодических испытаниях, ремонтах и заменах
деталей. Записи о проведенных освидетельствованиях
делаются в Регистровой книге судовых грузоподъем­
ных устройств и в Акте освидетельствования судовых
грузоподъемных устройств (форма 6.3.26). Свиде­
тельства об испытании грузоподъемных устройств
выдаются на судно. По результатам освидетельство­
ваний классифицируемых холодильных установок
оформляется Акт освидетельствования классифицир­
уемых холодильных установок (форма 6.3.47) и
выдается Классификационное свидетельство на холо­
дильную установку (форма 3.1.4).

Раздел 7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

7.1. Обязанности организаций и лиц, осу-ществл-яющих эксплуатацию, ремонт или переобо-рудова-ние поднадзорных Регистру судов по подготовке судов к освидетельствованию — создание необхо-


димых условии инспекторам для производства освидетельствования, представление необходимых документов, оказание помощи инспекторам — указаны в 5.4, 5.6, 5.15, 5.16 и 5.18 части I Правил классификационных освидетельствований судов.

7.2. Инспектор имеет право отказаться от
проведения освидетельствования если судно или
объект освидетельствования окажется недоста­
точно подготовленным к освидетельствованию,
а при обнаружении дефектов, влияющих на
безопасность проведения освидетельствования и
испытания обязан отказаться от освидетельство­
вания. При этом на судно должен быть передан
акт, поясняющий решение инспектора.

7.3. Перед освидетельствованием инспектор
должен ознакомиться с документацией, указан­
ной в 5.15 и 13.1 части I Правил классификацион­
ных освидетельствований судов.

7.4. Дефектация корпуса судна, его механиз­
мов, оборудования и снабжения для определения
технического состояния и объема необходимого
ремонта проводится судовладельцем или заво­
дом с последующей проверкой инспектором
объема и результатов дефектации для отражения
в требованиях Регистра по результатам освиде­
тельствования. Однако инспектор имеет право
потребовать своего участия в дефектации.

7.5. Все изменения, касающиеся материалов и
конструкций судна, механизмов, устройств и изде­
лий, должны быть обоснованы судовладельцем или
заводом и одобрены Регистром до их реализации.

7.6. При обнаружении дефектов материалов или
изделий, имеющих действующие документы Регис­
тра, может потребоваться проведение дополнитель­
ных испытаний или соответствующих исправлений,
а если невозможно устранить обнаруженные де­
фекты, то может быть аннулирован документ.

7.7. При всех видах освидетельствования, при
необходимости, для определения технического
состояния объекта или причины появления де­
фекта, инспектор может предложить судовла­
дельцу представить заключение компетентной
организации — см. также 5.8 части I Правил
классификационных освидетельствований судов.

7.8. Об обязанности инспектора в отношении
контроля сроков проверки контрольно-измеритель­
ных приборов (их калибровки) — см. 5.5 части I Пра­
вил классификационных освидетельствований судов.

7.9. При освидетельствованиях, требующих
значительного времени, судовладелец должен
согласовать с Регистром план предъявлений —
см. 5.13 части I Правил классификационных
освидетельствований судов. При отсутствии та­
кого плана инспектору рекомендуется составить и
передать на судно перечень необходимых пре­
дъявлений объектов надзора.


Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра



ЧАСТЬ II. ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА СУДАМИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ПРАВИЛАМИ РЕГИСТРА


Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. На суда в эксплуатации распрос­
траняются требования Правил, по которым они
были построены, если в последующих изданиях
Правил или в циркулярах Регистра отсутствуют
другие указания. Проведение освидетельствова­
ний и испытаний, выдача, продление и подтверж­
дение документов Регистра должны полностью
удовлетворять требованиям действующих Пра­
вил.

1.2. Судно, подвергающееся ремонту, пере­
оборудованию или модернизации, должно после
этого отвечать по меньшей мере требованиям
Правил, применявшихся ранее к этому судну.

Вновь устанавливаемые конструкции, меха­низмы и оборудование должны удовлетворять требованиям действующих Правил, насколько это целесообразно и технически осуществимо.

Производство ремонтных работ (сварка, клепка и термическая обработка) и их контроль, применяемые при ремонте материалы и изделия должны соответствовать требованиям дейст­вующих Правил и Руководства по техническому надзору за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий.

1.3. При первоначальном освидетельствова­
нии судов, построенных не по Правилам Регис­
тра, должно учитываться наличие класса
признанного классификационного органа и кон­
венционных документов, выданных иностранны­
ми компетентными органами. При этом
необходимо иметь в виду, что инспектор, как
правило, не должен предъявлять требований по
приведению в соответствие с действующими
Правилами Регистра конструкций, оборудования
и механических установок судна, выполненных по
правилам иностранных классификационных
обществ и компетентных органов надзора, за
исключением явно опасного для судна несоот­
ветствия требованиям Правил (например, недос­
таточной остойчивости), наличия требований
действующих Правил, применяющихся ко всем
судам в эксплуатации, или специальных указаний
Регистра — см. 1.1. Наличие отступлений от
действующих Правил в этом случае учитывается
при установлении назначения судна, района его
плавания, категории ледовых усилений и т.п. с
применением при необходимости соответст­
вующих ограничений. Признание таких судов


годными к плаванию и присвоение им класса означает, что судно полностью или в степени, признанной Регистром достаточной, удовлетво­ряет требованиям Правил, которые к нему от­носятся.

1.4. Отклонение от требований Правил может
быть допущено в тех случаях, когда такое
отклонение допускается этими Правилами, а
также при особых обстоятельствах и при наличии
достаточных обоснований с применением, при
необходимости, эксплуатационных ограничений.
При определении целесообразности технического
решения, связанного с ремонтом или технической
эксплуатацией судов способами, отличающимися
от предусмотренных Правилами, вопрос о воз­
можности соответствующих отклонений и отсту­
плений решается инспекцией.

1.5. При всех видах освидетельствований
инспектор уполномочен решать вопросы в пре­
делах, регламентированных Правилами и Руко­
водством. Всякого рода изменения или
отступления от требований действующих Правил
и Руководства в применении их к данному судну
должны быть одобрены инспекцией, что подт­
верждается актом или другим документом, под­
писанным начальником инспекции, или его
письменным сообщением.

1.6.Применение эксплуатационных ограниче­
ний (по району плавания, удалению от места
убежища, сезону плавания, условиям погоды,
загрузке судна и т.п.) по причине понижения
технического состояния или мореходных качеств,
недостатков в оборудовании или некомплектнос­
ти снабжения, равноценное признанию судна
годным к плаванию с определенными эксплуата­
ционными ограничениями, может допускаться по
ходатайству судовладельца лишь в виде исключе­
ния на ограниченный срок и при наличии доста­
точных обоснований.

1.7.Если при освидетельствовании обнаруже­
но опасное несоответствие требованиям Правил
судна, его корпуса, судовых устройств, оборудо­
вания и снабжения, механической или холодиль­
ной установки, электро- или радиооборудования,
а также если их техническое состояние не будет
признано обеспечивающим безопасность плава­
ния, судно не признается годным к плаванию, и
документы Регистра на годность к плаванию не
выдаются, не подтверждаются и не продле­
ваются, а класс судна теряет силу впредь до



Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации



приведения судна в соответствие с требованиями Правил или до устранения дефектов. В необхо­димых случаях Свидетельство о годности к плаванию, а также Классификационное свиде­тельство или другие документы могут быть с судна изъяты.

При наличии дефектов, неисправностей или недостатков, не представляющих явной опаснос­ти для безопасности судна, устранение которых в данное время невозможно или затруднительно, выполнение требований Правил по ходатайству судовладельца может быть отложено до ближа­йшего планового ремонта или на установленный срок; в необходимых случаях при этом могут быть установлены эксплуатационные ограниче­ния.

1.8. Если при освидетельствовании обнару­
жены опасные дефекты, являющиеся следствием
конструктивных недостатков (например, непра­
вильной конструкции, недостаточной прочности
и т.п.), инспектор должен потребовать не только
исправления повреждений, но и устранения кон­
структивных недостатков, следствием которых
явились повреждения, а также информировать
инспекцию и, при необходимости, Главное уп­
равление Регистра.

1.9. При обнаружении дефектов, появившихся
в результате неправильной эксплуатации, инспек­
тор должен обратить внимание судовладельца на
необходимость принятия соответствующих мер
по предотвращению повторного появления де­
фектов.

Если установленная неправильная эксплуата­ция может привести к опасным последствиям, инспектор должен указать на это в акте освиде­тельствования, а в особо важных случаях обра­тить на это внимание судовладельца письмом инспекции с одновременным оповещением Глав­ного управления Регистра.

1.10.Инспектор Регистра может участвовать
в работе различных технических комиссий лишь в
качестве эксперта по поручению инспекции.
Экспертное заключение инспектора подлежит
одобрению инспекцией, а в особо важных случаях
— Главным управлением.

1.11.Инспектору надлежит принимать учас­
тие в расследованиях аварийных случаев, связан­
ных с областью, регламентированной Правила­
ми, и вопросами безопасности, производящихся
соответствующими органами (по приглашению в
качестве эксперта или по инициативе инспекции).
Во всех случаях инспектор обязан представить в
инспекцию акт об обстоятельствах, установлен­
ных причинах и последствиях аварийного случая
с предложением конкретных мер по предотвраще­
нию подобного рода аварийных случаев. Отчет


инспектора может быть представлен органам, производящим расследование аварийного случая, лишь после одобрения инспекцией. В особо важных случаях отчет подлежит одобрению Главным управлением.

1.12. На все объекты надзора Регистра (меха­
низмы, котлы, сосуды под давлением и другое
оборудование и снабжение) на судне должны
иметься предписанные Руководством по тех­
ническому надзору за постройкой судов и изго­
товлением материалов и изделий сертификаты
или заводские документы, а также в необходимых
случаях надлежащая эксплуатационная и ремонт­
ная документация на изделия.

Инспектор должен потребовать предъявления указанной документации при установке на судне нового оборудования или при комплектации его новым снабжением и может потребовать эту документацию при надзоре за судном в эксплуа­тации, а также при ремонтах объектов надзора.

1.13. До начала любого ремонта, модерниза­
ции или переоборудования поднадзорных Регис­
тру объектов судна инспектору должна быть
представлена одобренная (постановкой штампа
«СОГЛАСОВАНО») ведомость ремонтных ра­
бот (ВРР) и письмо-заключение по результатам
рассмотрения этой ведомости, а также одобрен­
ная инспекцией проектная документация —
см. 12.8 Правил классификационных освиде­
тельствований судов.

8 ведомость ремонтных работ должно быть
включено указание об устранении всех дефектов
поднадзорных Регистру объектов, проведении
предусмотренного Правилами освидетельствова­
ния, дефектации и испытаний с учетом техничес­
кого состояния судна, его возраста и условий
эксплуатации (плавания во льдах, пере-возки
агрессивных химических грузов и пр.), должен
быть уточнен объем ремонта силами экипажа
судна.

Один экземпляр ВРР вместе с письмом-зак­лючением хранится в инспекции технадзора.

Согласование теряет силу при внесении в ВРР без согласия Регистра изменений по вопросам, входящим в его компетенцию, а также, если после согласования ВРР до постановки судна на базу ремонта превысит:

9 мес. — при капитальном или восстанови­
тельном ремонте;

6 мес. — при среднем ремонте;

3 мес. — при текущем или доковом ремонте.

В случае отсутствия у судовладельцев согла­сованной ВРР или письма-заключения инспектор Регистра, ведущий надзор на верфи, вправе считать, что ВРР инспекцией технадзора не согласована, и устанавливать объем требований,


Часть П. Технический надзор за судами в эксплуатации в соответствии с Правилами Регистра




соответствующий объему того освидетельствова­ния, к которому будет предъявлено судно, с учетом его технического состояния.

При поручении надзора за ремонтом иному классификационному обществу Главное управле­ние Регистра определяет условия проведения технического надзора в объеме согласованной ВРР по пунктам, входящим в номенклатуру объектов надзора Регистра.

1.14. Для судов в возрасте более 30 лет, не
имеющих документов об обновлении их корпу­
сов, устанавливается двухлетний период между
очередными освидетельствованиями, и предъяв­
ляются требования, указанные в 13.1.10, 14.2.2,
16.1.9 и 24.1.7.

Кроме вышеупомянутых требований, на су­дах в возрасте более 30 лет зоны, в которых при предыдущем очередном освидетельствовании об­наружена чрезмерная коррозия, и/или которые, по мнению инспектора, подвержены интенсивно­му износу, должны пройти детальное освиде­тельствование.

1.15. При всех видах освидетельствований ин­
спектор должен ознакомиться с актами предыдуще­
го освидетельствования, а также использовать
сведения об обнаруженных в эксплуатации износах,
повреждениях и неисправностях, произведенных
ремонтах и заменах по судовой документации
(формулярам технического состояния, судовым
актам и записям на чертежах, ремонтным ведо­
мостям, судовым и машинным журналам).

1.16. Объем проведенного освидетельствова­
ния, результаты определения технического сос­
тояния, данные о замерах и объеме проведенных
ремонтов и замен с достаточной полнотой
должны отражаться в актах освидетельствования
для учета при последующих освидетельствова­
ниях. Текстовая часть и эскизы должны давать
ясное описание обнаруженных дефектов, причин
их появления и требований по устранению.

Раздел 2. НАЗНАЧЕНИЕ И КОНТРОЛЬ НАДВОДНОГО БОРТА

2.1. Назначение допускаемого надводного
борта для устанавливаемого района плавания
производится при первоначальном освидетельст­
вовании судна.

2.2. При назначении надводного борта прежде
всего должна быть подтверждена достаточная
прочность судна, а также его остойчивость и
непотопляемость для района плавания и условий
эксплуатации, в диапазоне осадок до устанавли­
ваемого наименьшего надводного борта в соле­
ной соде. Прочность, остойчивость и непотоп-


ляемость считаются достаточными при выполне­нии соответствующих требований Правил клас­сификации и постройки морских судов Регистра или международных норм или признанного клас­сификационного общества.

При этом понимается, что судно построено и поддерживается в состоянии, соответствующем требованиям вышеуказанных Правил и норм, а также, что на нем имеются одобренные Регис­тром необходимые информации для капитана.

2.3. Величина надводного борта определяется
по результатам расчета минимального надводно­
го борта в соответствии с Правилами о грузовой
марке морских судов с проверкой удовлетворения
требованиям этих Правил, а также с проверкой
(при освидетельствовании судна) выполнения
конструктивных требований Правил в отно­
шении:

дверей в концевых переборках закрытых надстроек и в машинных шахтах;

грузовых и других люков, шахт машинных отделений, котельных люков, горловин, иллю­минаторов, вентиляционных и воздушных труб, расположенных на открытых палубах;

бортовых иллюминаторов, грузовых портов и лацпортов;

шпигатов, забортных отливных и приемных отверстий трубопроводов с их клапанами, клин-кетами и приводами;

штормовых портиков;

фальшборта, леерных ограждений, спасатель­ных лееров;

переходных мостиков или подпалубных пере­ходов;

специальных конструктивных требований при назначении лесной грузовой марки.

Металлические закрытия люков, непроницае­мость которых обеспечивается прокладками и зажимными приспособлениями, а также двери лацпортов и грузовых портов должны быть испытаны на непроницаемость, если нет сведе­ний, что они испытывались не более чем за год до освидетельствования.

При освидетельствовании должна быть про­верена правильность нанесения на борта судна палубной линии, знака грузовой марки и всех связанных с ним марок и обозначений.

2.4. При назначении надводного борта ис­
пользуются имеющиеся данные по надводному
борту в построечной технической документации и
свидетельствах о грузовой марке компетентных
органов надзора.

2.5. Для судов, обладающих непотопляе­
мостью, надводный борт, соответствующий гру­
зовым ватерлиниям деления судна на отсеки,
устанавливается согласно требованиям части V



Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации



«Деление на отсеки» Правил классификации и постройки морских судов.

2.6. При назначении надводного борта необхо­
димо проверять наличие на судне действующих
Классификационного и Пассажирского свиде­
тельств, а также требуемых Правилами информа­
ции об остойчивости (включая информацию для
пере-возки зерна насыпью), непотопляемости, бал­
ластировке и загрузке, а для судов, получающих
лесную грузовую марку — также схем и чертежей
крепления и укладки лесного груза на палубе.

Информации, схемы и чертежи подлежат одобрению инспекцией и должны быть на судне.

При отсутствии требуемых информации, схем и чертежей необходимо потребовать от судовла­дельца их разработки и представления на одо­брение инспекции.

2.7. Для назначения надводного борта оформ­
ляется Характеристика условий назначения гру­
зовой марки (форма 6.7.3) и Расчет надводного
борта по Правилам Регистра (форма 6.7.4).

Назначение надводного борта подтвержда­ется выдачей на судно Свидетельства о грузовой марке (по формам 1.3.1, 1.3.7, 1.3.8, 1.3.9, 2.2.3).

На суда, которые совершают международные рейсы и на которые распространяются требова­ния Международной конвенции о грузовой марке 1966 г. выдается Международное свидетельство о грузовой марке (форма 2.2.3) и/или, в предусмо­тренных случаях, Международное свидетельство об изъятии для грузовой марки (форма 2.2.4).

Порядок выдачи Международного свиде­тельства об изъятии для грузовой марки для каждого судна определяется Главным управле­нием Регистра.

При эксплуатации в соответствии с дейст­вующим региональным соглашением на суда, совершающие международные рейсы, может быть выдано Региональное свидетельство о гру­зовой марке для Балтийского моря (по формам 1.3.8 или 1.3.9).

2.8. Надводный борт пассажирских судов,
соответствующий маркам ватерлиний деления
судна на отсеки, указывается в Свидетельстве о
безопасности пассажирского судна (форма
2.1.11.2), а для судов, не совершающих между­
народных рейсов, — в Пассажирском свиде­
тельстве (форма 1.2.9).

2.9. Надводный борт судов, для которых
требования к делению на отсеки удовлет­
воряются лишь при определенных условиях
эксплуатации и который соответствует принято­
му ограничению осадки из расчетов аварийной
посадки и остойчивости, указывается в Свиде­
тельстве о годности к плаванию (форма 1.1.1) с
пояснением причины его назначения.


2.10. Для судов, имеющих в символе класса
знак деления на отсеки, в случае выполнения
требований по делению судна на отсеки для
осадки меньшей, чем при установленном надвод­
ном борте, эта осадка должна быть указана в
Классификационном свидетельстве (форма 3.1.2).

2.11. Для судов, имеющих в символе класса
знак категории ледового усиления, в случае
выполнения требований по расположению ледо­
вых усилений для ограниченной осадки, эту
осадку необходимо указывать в Свидетельстве о
годности к плаванию (формы 1.1.1 и 1.1.2) и в
Классификационном свидетельстве (форма 3.1.2).

2.12. Постоянный избыточный надводный борт
на пассажирских судах, соответствующий принято­
му ограничению осадки, и причина этого ограниче­
ния указываются в Свидетельстве о годности к
плаванию (формы 1.1.1 и 1.1.2), Расчете надводного
борта по Правилам Регистра (форма 6.7.4) или в
Акте освидетельствования судна в соответствии с
положениями Международной конвенции о грузо­
вой марке 1966 г. (форма 6.3.24).

2.13. Периодические освидетельствования
судна для возобновления Свидетельства о грузо­
вой марке, предусмотренные Правилами о грузо­
вой марке морских судов, должны, как правило,
совмещаться с очередными освидетельствования­
ми судов. Во всех случаях промежуток между
этими периодическими освидетельствованиями
не должен превышать 5 лет. При периодических
освидетельствованиях судна проводится деталь­
ный осмотр конструкций и оборудования, регла­
ментированных в 1.4.3.2 указанных Правил, с
определением их технического состояния и соот­
ветствия требованиям этих Правил. Металличес­
кие закрытия люков грузовых портов и
лацпортов, непроницаемость которых обеспечена
прокладками и зажимными приспособлениями,
должны быть испытаны на непроницаемость.
Проводится также проверка соответствия грузо­
вой марки на бортах судна и в Свидетельстве о
грузовой марке, выданном на судно.

При периодическом освидетельствовании проводится проверка наличия на судне одобрен­ной информации об остойчивости, а у судов, имеющих лесную грузовую марку, — одобрен­ных схем и чертежей крепления и укладки лесного груза на палубе; кроме того, проверяется наличие одобренной информации о загрузке и балласти­ровке (если она предусмотрена Правилами), а у судов с обеспеченной непотопляемостью — одо­бренной информации по непотопляемости.

При освидетельствовании должно быть также обращено внимание на отсутствие изменений в конструкции су


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: