Примеры решения задач

Замечание 2. В разд. 2 и 3 методических указаний приняты следующие обозначения и условия:

одна или две звездочки рядом с номером задачи означают ее сложность;

в условиях задач звездочка заменяет какую-то пропущенную цифру; если в примере используется несколько звездочек, то они могут обозначать разные цифры (например, запись ** означает двузначное число, записанное не обязательно одинаковыми цифрами);

иногда, когда это очевидно, индекс, указывающий на основание системы счисления, не записывается.

П р и м е р 1.

Один преподаватель на вопрос, много ли у него студентов в группе, ответил: «У меня в группе 100 студентов, из них 24 девушки и 21 юноша». В какой системе счисления дал ответ преподаватель?

Решение этой задачи несложное. Пусть р – основание системы счисления, о которой идет речь. Тогда в группе студентов 1·р2 + 0·р1 + 0·р0, из них 2·р1 + 4·р0 девушек и 2·р1 + 1·р0 юношей. Таким образом,

р2 = 2р + 4 + 2р + 1, (8)

или

р2 – 4р – 5 = 0, (9)

отсюда

, (10)

т. е.

р1 = 5; р2 = –1.

Так как –1 не может быть основанием системы счисления, то единственное решение этой задачи – основание системы счисления р = 5. В группе 25 человек, из них 14 девушек и 11 юношей.

Решить эту задачу можно гораздо проще, если записать:

24р + 21р = 100р.

При сложении цифр 4 и 1 в разряде единиц получился ноль, значит, сумма 4 + 1 = 510 в этой системе счисления дала переполнение и перенос единицы в старший разряд. В любой системе счисления основание записывается как 10р (см. п. 1.2.2). Значит, р = 510.

Ответ: основание системы счисления р = 5.

П р и м е р 2*.

Полным квадратом называется число, которое является квадратом натурального числа. Например, полные квадраты числа 1, 4, 9, 16, 25 и т. д. Существует ли система счисления, в которой число 123р будет полным квадратом?

Развернутая запись числа 123р имеет вид:

1·р2 + 2·р1 + 3·р0. (11)

Запишем выражение (11) иначе:

р2 + 2р + 3, (12)

или

р2 + 2р + 1 + 2, (13)

или

(р + 1)2 + 2. (14)

Выражение (14) не может быть полным квадратом, так как (р + 1)2 – полный квадрат, а из рассмотрения чисел 1, 4, 9, 16, 25, … следует, что не существует полных квадратов, разность между которыми равна двум.

Ответ: такой системы счисления не существует.

П р и м е р 3.

Найти первое слагаемое и сумму, а также основание системы счисления, в которой справедливо соотношение:

***р + 1р = ****р.

Решение задачи очевидно. В любой системе счисления с основанием р прибавление единицы к трехзначному числу дает в результате четырехзначное число только тогда, когда все цифры трехзначного числа одинаковы и равны максимальному значению (р – 1). Если хотя бы одна из цифр трехзначного числа меньше (р – 1), то суммой будет трехзначное число.

Например, 1112 + 12 = 10002; 2223 + 13 = 10003; 7778 + 18 = 10008 и т. д.

Ответ: р – любое натуральное число, большее единицы; первое слагаемое состоит из трех одинаковых цифр, равных (р – 1); сумма двух слагаемых 1000р = р310.

П р и м е р 4.

Найти сумму:

10101,112 + 123,38 + А0,816.

Результат представить в десятичной системе счисления.

Дать два варианта решения:

1) найти сумму в двоичной системе счисления, перевести ее в шестнадцатеричную систему счисления, а затем – в десятичную;

2) сначала все слагаемые перевести в десятичную систему счисления, а потом уже провести суммирование.

1-й вариант

Переведем слагаемые 123,38 и А0,816 в двоичную систему счисления, заменив каждую восьмеричную цифру триадой двоичных цифр, а каждую шестнадцатеричную – тетрадой (см. табл. 2):

123,38 = 001 010 011, 0112;

А0,816 = 1010 0000, 10002.

Проще сложить сначала первые два слагаемых, а потом к результату прибавить третье:

Переведем окончательный результат в десятичную систему счисления:

109,А16 = 1·162 + 0·161 +9·160 + 10·16–1 = 265,62510.

2-й вариант

Переведем все три слагаемых в десятичную систему счисления:

10101,112 = 1·24 + 0·23 + 1·22 + 0·21 + 1·20 + 1·2-1 + 1·2-2 = 21,7510;

123,38 = 1·82 + 2·81 + 3·80 + 3·8–1= 83,37510;

А0,816 = 10·161 + 0·160 + 8·16–1 = 160,510;

21,75 + 83,375 + 160,5 = 265,625.

Результаты вычислений в обоих вариантах совпали, что подтверждает правильность решения.

Ответ: 265,62510.

П р и м е р 5*.

Найти алгебраическую сумму:

1203 – 322,24.

Дать два варианта решения (см. пример 4).

1-й вариант

Переведем уменьшаемое 1203 и вычитаемое 322,24 в двоичную систему счисления.

Перевод уменьшаемого выполним по схеме (см п. 1.7.1):

A3 → A10 → A2.

1203 = 1·32 + 2·31 + 0·30 = 1510, т. е. А10 = 15.

Для перевода числа 1510 в двоичную систему счисления необходимо выполнить последовательное деление на 2 и выписывание остатков в порядке, обратном их получению (см. п. 1.6.1):

_ 15 | 2 0

10 _ 7 | 2 0

1 4 _ 3 | 2 0

1 2 _ 1 | 2 0

1 0 0 0

Получили запись уменьшаемого в двоичной системе счисления: 11112.

Вычитаемое 322,24 записано в четверичной системе счисления, для перевода его в двоичную систему следует воспользоваться схемой

A4 → A10 → A

и учесть, что 22 = 4. Двоичная и четверичная системы являются системами с кратными основаниями. При переводе числа из шестнадцатеричной системы в двоичную каждую шестнадцатеричную цифру заменим группой из четырех двоичных цифр (тетрадой). При переводе числа из восьмеричной системы в двоичную каждую восьмеричную цифру заменим группой из трех двоичных цифр (триадой). По аналогии при переводе числа из четверичной системы в двоичную каждую четверичную цифру заменим группой из двух двоичных цифр (диадой):

А4 = 3 2 2, 24

А2 = 11 10 10, 102.

Получили запись вычитаемого в двоичной системе счисления: 111010,102.

 
 

Вычитаемое больше уменьшаемого, поэтому (см. п. 1.3.2) вычтем из большего числа меньшее, полученному результату присвоим знак «минус»:

и переведем результат в десятичную систему счисления:

А2 = 1·25 + 0·24 + 1·23 + 0·22 + 1·21 + 1·20 + 1·2-1 = 43,510.

Добавим знак «минус» и получим: – 43,510.

2-й вариант

Число 1203 равно 1510. Переведем число 322,24 в десятичную систему счисления:

322,24 = 3·42 + 2·41 + 2·40 + 2·4-1 = 58,510.

1510 – 58,510 = – 43,510.

Ответ: – 43,510.

П р и м е р 6.

Вычислить:

110111,1012: 54,48 · 2В,816.

Вычисления провести в двоичной системе счисления, а результат за-писать в десятичной.

Переведем числа 54,48 и 2В,816 в двоичную систему счисления (см. табл. 2):

54,48 = 101 100, 1002 = 101100,12;

2В,816 = 0010 1011, 10002 = 101011,12.

Выполним деление, при этом перенесем запятую в делимом и делителе на один разряд вправо, чтобы делимое стало натуральным числом (см. п. 1.3.2):

1101111,012 | 10110012

101100100 1,012

1011001

10110010

Выполним умножение, предварительно переставив сомножители для упрощения записи (в числе 1,012 меньше цифр, чем в числе 101011,12, поэтому частичных произведений при умножении столбиком будет меньше):


Выполним перевод по схеме:

А2 → А8 → А10.

110110,0112 = 110 110, 0112 = 66,38 = 6·81 + 6·80 + 3·8-1 = 54,37510.

Ответ: 54,37510.

П р и м е р 7*.

Значения длин сторон треугольника заданы числами: 111102, 508, 3216. Определить радиус описанной окружности.

Переведем длину каждой стороны в десятичную систему счисления:

111102 = 3010; 508 = 4010; 3216 = 5010.

Заметив, что 302 + 402 = 502, делаем вывод о том, что треугольник с такими сторонами является прямоугольным с катетами 30, 40 и гипотенузой 50. Тогда диаметр описанной окружности равен гипотенузе прямоугольного треугольника (по школьному курсу математики), а радиус – половине диаметра.

Ответ: радиус описанной окружности равен 25.


3. Задания

З а д а н и е 1. Записать год, месяц, число своего рождения с помощью римских цифр.

З а д а н и е 2. Выписать алфавиты в пятеричной, семеричной и двенадцатеричной системах счисления.

З а д а н и е 3. Записать первые 20 чисел натурального числового ряда в четверичной (табл. 1), пятеричной, семеричной системах счисления.

При выполнении задания следует для получения очередного числа прибавлять единицу к предыдущему числу.

З а д а н и е 4. Записать наименьшее и наибольшее трехзначное в двоичной, троичной, четверичной, пятеричной, семеричной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.

З а д а н и е 5. Выписать целые десятичные числа, принадлежащие следующим числовым отрезкам:

[1102; 10012], [103; 223], [124; 214], [125; 205], [678; 718], [AFF16; B0216].

З а д а н и е 6. Определить, существуют ли системы счисления, в которых выполняются соотношения:

1) *00 + ** = ****;

2) 7**3 + **4 = 7**0.

З а д а н и е 7. Составить небольшие примеры, подтверждающие, что умножение двоичного числа на 2к – переносу запятой в этом числе на к разрядов вправо, а деление двоичного числа на 2к эквивалентно переносу запятой в этом числе на к разрядов влево (см. п. 1.3.2).

З а д а н и е 8. Даны два десятичных числа: 0,210 и 0,310. Выполнить сложение этих чисел дважды:

а) сложением в десятичной системе счисления;

б) переводом каждого из них в двоичную систему счисления с точностью до пяти цифр после запятой, сложением в двоичной системе счисления и переводом результата в десятичную систему счисления.

Результаты вычислений объяснить.

З а д а н и е 9. Перевести смешанную простую дробь в двоичную

систему счисления с точностью до четырех цифр после запятой. Результат перевести в десятичную систему и сравнить с исходным числом.

З а д а н и е 10. Данные для выполнения этого задания приведены по вариантам в табл. 3.

1. Выбрать десятичное число и выполнить преобразования по схеме:

а) А10 → А2 → А8 → А10;

б) А10 → А2 → А16 → А10.

2.* Выбрать двоичное число и выполнить преобразования по схеме:

А 2→ А4 → А16 → А10 → А2.

3.* Выбрать шестнадцатеричное число и выполнить преобразования по схеме:

А16 → А4 → А10 → А2 → А16.

4.** Выбрать восьмеричное число и выполнить преобразования по схеме:

А8 → А4 → А10 → А2 → А8.

5. Сложить в двоичной системе счисления двоичное и восьмеричное числа. Результат проверить сложением этих чисел в десятичной системе счисления и переводом его в двоичную систему.

6. Вычесть в двоичной системе счисления из восьмеричного числа шестнадцатеричное число. Полученное число перевести в десятичную систему. Результат проверить вычитанием этих чисел в десятичной системе счисления.

7. Умножить восьмеричное число на шестнадцатеричное число А,816. Умножение выполнить в двоичной системе счисления. Результат проверить переводом обоих сомножителей в десятичную систему счисления и выполнением умножения в этой системе.

8. Разделить шестнадцатеричное число на 10,12. Деление выполнить в двоичной системе счисления. Результат проверить переводом делимого и делителя в десятичную систему счисления и выполнением деления в этой системе.

Т а б л и ц а 3

Исходные данные к заданию 10

Номер варианта Ч и с л о в системе счисления
двоичная восьмеричная десятичная шестнадцатеричная
  101010,011 172,2 31,750 АВ,4
  100000,101 213,4 29,250 АF,8
  110000,111 123,4 32,500 BB,C
  101010,001 200,4 41,250 BA,4
  100100,100 161,1 36,125 AF,8
  101000,100 211,1 42,750 B4,4
  111100,100 150,4 39,625 BB,C
  110011,010 231,4 33,375 AC,C
  111111,100 177,2 27,500 BA,8
  100000,110 165,4 32,375 BB,8
  101111,100 201,4 27,750 1F,2
  101000,001 202,4 30,750 97,8
  111100,010 166,2 35,500 9F,4
  111110,001 136,4 44,500 AE,C
  101011,100 232,2 40,375 BE,4
  111001,010 155,4 33,250 AA,8

Контрольные вопросы

1. В римской системе счисления записаны два числа: MXM и MMX. Какое число больше?

2. Какое количество обозначает цифра 2 в числах 2023, 20213, 2024, 20214, 2025, 20215, 2027, 20217, 2028, 20218, 20210, 202110, 20212, 202112, 20216, 202116?

3. Какое число предшествует и какое число следует за каждым из данных: 1011012, 1203, 1304, 2105, 3007, 2008, 3012, 2016? Ответ дать в заданной и десятичной системах счисления.

4. Существует ли система счисления, в которой десятичное число 15 будет оканчиваться цифрой 7?

5. В какой системе счисления с основанием р десятичное число 16 записывается как 17р, а в какой как 20р?

6. Какое число больше: 1234 или 1235; 7778 или FF16?

7. Каково соотношение между р и q, если известно, что 400р = 100q?

8. Существуют ли системы счисления, в которых выполняются соотношения: а) 16р + 12р = 40р; б) 16р + 12р = 31р; в) 2р . 2р = 3р; г) 12р – 6р = 5р;

д) 100р: 2р = 20р?

9. В какой системе счисления с выполнено вычитание: ***р – 1 = **р?

10*. Существует ли система счисления, в которой десятичное число 15 будет оканчиваться цифрой 0, двумя нулями?

11*. Какое число больше: ааар или аааq, если известно, что а – какая-то арабская цифра, а натуральное число р меньше натурального числа q?

12*. Существует ли система счисления, в которой число 17р будет полным квадратом?

13*. Каково минимальное основание системы счисления, в которой число 13р будет полным квадратом?

14**. Существует ли система счисления, в которой десятичное число 50 будет оканчиваться двумя нулями?

15**. Существует ли система счисления, в которой двузначное число, записанное с помощью двух одинаковых цифр, будет полным квадратом?

16**. Существует ли система счисления с основанием отличным от 10, в которой число 144р будет полным квадратом?

Библиографический список

1. Информатика. Базовый курс / С. В. С и м о н о в и ч, Г. А. Е в с е е в
и др. СПб: Питер, 2005. 640 с.

2. Информатика / Под. ред. проф. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 2001.768 с.

3. В е р е т е н н и к о в а Е. Г. Информатика / Серия «Учебный курс». /
Е. Г. В е р е т е н н и к о в а, С. М. П а т р у ш и н а, Н. Г. С а в е л ь е в а.
Ростов-на-Дону: МарТ, 2002. 416 с.


Учебное издание

СОКОЛОВСКАЯ Нина Николаевна





Подборка статей по вашей теме: