Как начиналась Монтессори-педагогика

В 1896 г. первой женщине - выпускнице медицинского факуль­тета Римского университета, блестяще завершившей курс обуче­ния, присваивается степень доктора физиологии и гигиены. Она получает перспективное назначение - место врача-ассистента психиатрического отделения университетской детской клиники. Впереди - медицинская и научная карьера. Выпускница Римского университета - двадцатишестилетняя Мария Монтессори.


Однако работа в детской клинике коренным образом изменила ее профессиональную судьбу. В соответствии с профилем клиники ей предстояло изучать и лечить умственно отсталых детей, кото­рых обычные учителя признали необучаемыми. Первый визит к своим подопечным глубоко потряс молодого врача: нянечка, ухаживавшая за детьми, пожаловалась, что дети все ломают и портят в палате, где они находятся. Даже хлеб, который им выда­ют, они вначале используют для игры, катая его в виде шариков по грязному полу. Монтессори увидела перед собой голодных и неопрятных детей, которые бесцельно слонялись по палате, где, кроме кроватей, ничего не было. Ей стало ясно, что дети не без­надежны и обладают огромной жаждой деятельности, преобла­дающей даже над чувством голода, заставляя детей играть со всем, что бы к ним ни попадало.

Она помогала детям, принося для них лакомства и игрушки. Однако ей не давала покоя мысль о том, что эти дети нуждаются не столько в лечении, сколько в обучении. Монтессори понимала, что этих детей надо учить и воспитывать как-то по-другому, но как - она не знала.

Книга французского врача и педагога Э. Сегена, который уже к середине XIX в. разработал и реализовал в практике работы своей школы принципы и специальные педагогические технологии вос­питания и обучения умственно отсталых детей, помогла ей найти ключ к педагогической работе с этими детьми. Монтессори заин­тересовала не только его концепция воспитания, но и набор ди­дактического материала для развития мышления умственно отста­лых детей. Этот материал стал для нее той отправной точкой в раз­работке до мельчайших деталей продуманной и обоснованной сис­темы, которую она создавала и совершенствовала на протяжении более пятидесяти лет в практике работы с детьми; системы, которая содержала тот всемирно знаменитый, ставший классическим набор Монтессори-материалов. Однако суть педагогики М. Монтессори не только и не столько в дидактическом материале, сколько в це­лостной педагогической системе, которую она создала.

Успехи в обучении умственно отсталых детей в психиатриче­ской клинике, которое проводила Монтессори, стали сенсацией. На публичном экзамене ее подопечные показали удивившие всех хорошие результаты, а по письму и орфографии эти дети не отли­чались от обычных школьников. Монтессори писала: «В то время как все восхищались достижениями моих идиотов, я искала осно­вы, которые помогли бы достигать таких же высоких результатов у учащихся обычных классов».

В 1907 г. М. Монтессори начинает проверять свой опыт, полу­ченный в университетской клинике, в работе с обычными дошколь-


никами в «Casa dei Bambini» («Дом ребенка») - детском саду, открытом в римском пригороде Сан-Лоренцо в одном из рабочих кварталов.

Медицина потеряла, наверное, знаменитого врача. Педагогика приобрела выдающегося педагога.

К началу 40-х гг. педагогическая система М. Монтессори пол­ностью оформилась, обладая своей философией, методологией, теорией. У нее ясная цель, задачи и богатейший опыт блестящего их решения. Имя М. Монтессори становится всемирно известным. Не остается страны, где не было бы детского сада-школы, рабо­тающего в русле ее педагогики.

Не имея желания и времени для написания педагогических со­чинений, М. Монтессори за пятьдесят лет своей педагогической деятельности, часто под давлением своих учеников, написала в общей сложности около 30 работ, которые переведены на 24 язы­ка мира. Уже к 1914г. ее работы были переведены на все европей­ские языки, а также на русский и японский. Ее школа была местом паломничества педагогов со всех концов света. В 1948 г. М. Мон­тессори получает Нобелевскую премию мира. Сегодня детские сады и школы М. Монтессори исчисляются сотнями, особенно много их в Западной Европе. Европейские специалисты в области образования полагают, что идеи педагогики Монтессори оказали огромное гуманизирующее влияние на систему западноевропей­ского образования в целом.

Несмотря на то что М. Монтессори ушла из сферы специаль­ной педагогики, она оставила продуктивное, творческое развитие идей Э. Сегена, предложила модель образовательной системы, которая удивительно удачно сообразуется со всеми принципами специальной педагогики и которую в тех или иных ее составляю­щих использует специальное образование, не упоминая, впрочем, имени М. Монтессори.

За рубежом на протяжении нескольких последних десятилетий проводилось изучение возможностей и эффективности обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе педагоги­ки Монтессори (в Германии, Голландии, Венгрии, Польше и дру­гих странах). Неизменно положительные результаты этих иссле­дований повлекли включение педагогики Монтессори в сферу специального образования России (опыт городов Саранска, Дуб­ны и некоторых других). Однако до настоящего времени широко­го распространения этот опыт не получил. Причина одна: будучи запрещенной в СССР в 1929 г. Министерством просвещения, пе­дагогика Монтессори попросту исчезла из проблемного поля пе­дагогики как общей, так и специальной. Отсутствие необходимых знаний, полноценной литературы (как это имеет место за рубе-


жом) не только сдерживает возможности правильной организа­ции обучения в системе Монтессори, но и позволяет иногда удач­но дискредитировать это направление в педагогике, вызывать к нему недоверие и негативное отношение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: