Ответ. 1. Ваня нуждается в консультации психиатра

Ошибкой, допущенной родителями при усыновлении, было игнорирование отягощенной наследственности ребенка.

Психолог должен в мягкой форме сообщить о своем предположении относительно нарушений в психическом развитии ребенка, подчеркнуть необходимость психиатрического обследования и вероятность осуществления лечебных мероприятий.

Задача 11. Анфиса 3., 16 лет. К психологу педагогического училища обратилась куратор группы, где учится Анфиса. Девочка занимается на 2-м курсе, готовится стать воспитательницей детского сада. Куратора группы беспокоит эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость девочки. Во время педагогической практики она быстро раздражается, кричит на детей и подруг, не может проводить занятия, если кто-то из детей отвлекается, не слушает. При психологическом обследовании у испытуемой отмечались недостаточность объема и концентрации внимания, явления пресыщаемости. Нарушений со стороны мышления не обнаружено, запас знаний соответствует возрастной норме. При исследовании личности отмечается экстрапунитивно-самозащитный характер реакций в ситуациях фрустрации, завышенная слабо дифференцированная самооценка, завышенный неустойчивый уровень притязаний. При обследовании по ПДО отмечаются выраженные черты эпилептоидного и истероидного типа, высокий риск формирования психопатии.

Свои выбор учебного заведения девочка объясняет тем, что сюда пошла учиться ее подружка, что училище находится близко от ее дома, и мама тоже советовала ей стать воспитательницей, так как с маленькими детьми «легче справиться».

Ответ: 1. Профессия, которой обучается Анфиса, не соответствует ее личностным особенностям. 2. Психолог должен помочь осознать девочке создавшуюся ситуацию и показать альтернативные варианты выборов профессиональной деятельности.


Задача 1. Во время работы группы один участник (Юра, 15 лет) не выполняет упражнения, смеется, задает вопросы не по теме обсуждения, всячески привлекая к себе внимание группы и дезорганизуя работу. На прямой вопрос тренера, зачем он это делает, следует реакция: «Я жду, когда вы меня выгоните, ведь все учителя рано или поздно меня из класса выгоняют!»

1. С чем связано такое поведение подростка?

2. Как бы вы действовали на месте психолога, чтобы восстановить «рабочее состояние» группы?

Ответ:. 1. Поведение Юры связано с низкой самооценкой, необходимостью привлечь внимание. 2. На месте психолога следовало бы организовать обсуждение той пользы, которую участники могут извлечь из поведения Юры, например, работать в условиях шума.

Задача 2. Начало работы группы. Вика (16 лет) во время высказываний участников о целях работы в группе чувствует сильную скованность, говорит: «Мне интересно, я бы хотела посмотреть, что тут будет происходить...» При индивидуальном обследовании до начала работы в группе у нее была выявлена выраженная акцентуация по шизоидному типу, заниженная самооценка. Девочка жалуется на трудности в контакте со сверстниками, как с девочками, так и с

мальчиками. Родители также замкнуты, необщительны, в доме никогда не бывает гостей. Участие в группе – инициатива самой Вики, связанная с желанием научиться лучше общаться.

Какие действия можно предпринять, чтобы помочь Вике войта в группу? Перечислите, как минимум, 5 способов.

Ответ: Вике можно разрешить посидеть и посмотреть работу в группе; найти еще более скованного участника и попросить Вику помочь ему; привлекать к работе с группой, например, помочь ведущему в раздаче раздаточных материалов и выполнении аналогичных конкретных поручений.

Задача 3. Два участника группы (тренинг «Этология») постоянно «подкалывают» друг друга, во время телесных упражнений сражаются вплоть до нарушения инструкций. Они учатся в разных классах, и каждый из них является лидером в своем классе, доставляя немало хлопот учителям в связи с нарушениями поведения: прогулами, срывом уроков. При этом успеваемость и интеллект у обоих подростков достаточно высоки. Такое соперничество в группе отвлекает внимание других участников, мешает им сосредоточиться на собственных реакциях. Могут возникнуть «группы болельщиков».

1. Придумайте, как минимум, 3 способа как нейтрализовать влияние «соперников» на группу.

2. Предоставьте 5 вариантов поведения с целью использования ситуации как элемента обучения.

Ответ: 1. В режиме демонстрации нужно попросить показать агрессию в физических действиях. Ставить этих учасгников в разные пары. Спросит», перед кем именно и зачем они демонстрируют агрессию. Рассказать о пользе функции агрессии у животных. 2. Варианты поведения читатели должны предложить сами.

Задача 4. Тренинг «Возрасты жизни». Идет игра в мяч, одна из участниц (Таня, 14 лет) несколько раз бросает мяч с нарастающим чувством тревоги, потом выходит за круг, застывает с расфокусированным взглядом. При тихом уточнении, что случилось, выясняется, что Таня вспомнила ситуацию игры с мячом в клинике глазных болезней. Ей тогда было 7 лет, и она очень боялась, что тяжелый мяч попадет в глаза, разобьет очки... Сейчас страх примерно той же силы.

1. Возможные варианты поведения психолога, если:

а) ему важно сохранить активность группы,

б) ему важно нормализовать состояние Тани в данный момент,

в) ему важна коррекция фобической реакции?

2. Каковы действия психолога, если это группа не школьников, а студентов, психологов?

Ответ: а) Попросить Таню перенести работу с фо-С>ией на время после окончания групповых занятий; б) от-рабитать в технике субмодальностей в присутствии группы или использовать другие техники НЛП для снятия фобии; в) сняв фобию в присутствии группы (см. п. «б»), после группы доработать с импринтом. 2. Провести работу по снятию фобии в присутствии группы с последующим анализом использованных техник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: