Ответ: 1. Ситуационно обусловленная реакция. Возможна реактивная депрессия. 2. Желательны консультация психиатра и проведение психологической коррекции

Задача 1. Вова Т, 7 лет Обратилась учительница с жалобой на нарушения в поведении ребенка Он встает во время урока, громко разговаривает с детьми, дерется, употребляет нецензурные выражения в разговоре с детьми и учителями Из истории развития ребенка выяснилось, что это 4-й ребенок в семье, отец страдает алкоголизмом, мать работает проводником, часто бывает в отъезде, двое старших детей учатся в интернате Вова родился доношенным, раннее развитие протекало нормально, но фразовая речь возникла к 4 годам Детский сад ребенок не посещал, так как жил в селе у бабушки. К моменту поступления в школу не умел читать, считать, никогда не был в детском коллективе. При психологическом обследовании у Вовы отмечается незначительная недостаточность произвольной концентрации внимания. Механическое запоминание и невербальная сторона интеллекта – в границах нормы. Запас знаний значительно ниже возрастной нормы Осведомленность о социальных нормах поведения отсутствует. При затруднениях в выполнении заданий ребенок выражается нецензурными словами, иногда рвет бумагу. При выполнении методики «Лесенка самооценки» отмечается высокая самооценка, уверенность в положи 1ельном отношении со стороны родителей и негативном – со стороны учительницы и одноклассников.

Ответ: 1. Педагогическая запущенность. 2. Педагогу следует больше проявлять доброжелательного внимания к Вове, отмечать каждый его успех, стимулировать желание усвоить социальные нормы поведения. Психологу следует проводить занятия с мальчиком по психотренингу памяти и внимания, включить в группу коррекции личности детей с задержкой психического развития.

Задача 2. Арсений Л., 12 лет. К школьному психологу обратился классный руководитель с просьбой дать характеристику на мальчика в связи с необходимостью взятия его на учет трудновоспитуемых в инспекции по делам несовершеннолетних. Причина – побеги из дома. В течение последнего месяца Арсения трижды задерживала милиция в поездах дальнего следования, где он прятался на третьей полке. Каждый раз мальчик пытался обмануть работников милиции, объясняя, что отстал от поезда, в котором едет мама, и вот теперь догоняет ее следующим поездом.

При психологическом обследования Арсения не выявлено никаких нарушений со стороны психических процессов. При исследовании личности – акцентуация характера по истероидномутипу, самооценка завышена, преобладающий тип реакций на фрустрирующую ситуацию – препятственно-доминантный, при экстрапунитивной направленности реакции. Причину своих побегов из дома не объясняет, отвечает, отводя глаза в сторону. «Захотелось покататься, посмотреть другие города»; отношения с матерью характеризует односложно – нормальные, хотя по эмоционально-двигательным проявлениям очевидно, что вопросы психолога затрагивают аффек-тогенные зоны. По проективным методикам подтверждается предположение о наличии психотравмирующей ситуации в системе отношений с близким человеком. Мать Арсения в беседе с психологом угверждала, что отношения с сыном хорошие, но причины его побегов она объяснить не может. Однако по проективным методикам у матери отмечались высокий уровень тревоги, чувство вины. В ходе экспериментальной беседы, по мере установления доверительных отношений выяснилось, что отец Арсения умер полтора года назад. Мальчик очень любил отца и тяжело переживал это горе. Однако за последние полгода ребенок успокоился, к нему вернулась детская веселость и жизнерадостность, об отце он вспоминал со светлой грустью.

Месяц назад мать сообщила сыну, что хочет выйти замуж и предложила мальчику в ближайшее воскресенье познакомиться с будущим отчимом. Арсений ничего не ответил, внешне держался спокойно, а на следующий день впервые сбежал из дома.

Ответ1. Мальчика не следует ставить на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних. 2. Ситуативный тип социальной дезадаптации, вызванный психотравмирующей ситуацией. 3. Помочь матери найти пути восстановления взаимоотношений с сыном. Включить Арсения в группу психологического тренинга детско-родительских отношений (если есть такая возможность).:

Задача 3. Николай С, 6 лет. К психологу обратилась мама с жалобой на нарушения поведения сына в детском саду, трудности общения мальчика с детьми. Из беседы с матерью выяснилось, что Николай родился, рос и развивался нормально. Трудности возникли после поступления в детский сад: мальчик дерется, ни с кем не делится игрушками, отбирает их у других детей. Его поведение вызывает проблемы у воспитательницы и претензии со стороны родителей других детей. При обследовании Николая отмечается высокий темп выполнения заданий, интеллект – в границах нормы. Нарушений со стороны психических процессов нет. При применении методики «Лесенка самооценки» проявляется высокая самооценка, в то же время уверенность в негативном отношении со стороны всех окружающих, кроме отца. При выполнении заданий по методике «Дом – дерево – человек» Николай изображает человека в виде мужчины, вооруженного двумя пистолетами. С помощью методики Рене Жиля и «Рисунок семьи» выявлено, что воспитанием Николая в основном занимается мама, однако она не пользуется авторитетом у сына, поскольку вся власть в семье принадлежит авторитарному отцу, который осуществляет руководство, проявляя агрессивные тенденции. Такой стиль поведения отец поощряет и у сына. Мальчик считает агрессивное поведение характерным для «настоящего мужчины» и единственным способом добиться желаемого.

Ответ: 1. Нарушения в поведении Николая связаны с воспитанием по типу доминирующей гиперпротекции, усиленным гипермаскулинной ориентацией. 2. Механизм подражания. 3. Изменить стиль воспитания. Формировать эмпа-тию, в качестве образца для подражания дать мальчику образ мужчины-защитника, а не мужчины-агрессора.

Задача 4. Оля 3., 12 лет. Обратилась мать с просьбой повлиять на дочь, чтобы она стала спокойнее. Мать беспокоят нервозность и раздражительность дочери, возникшие в последнее время. Родители в разводе, отец был очень вспыльчивым, злоупотреблял алкоголем. Девочка родилась в срок, росла и развивалась нормально, была спокойной, ласковой, послушной. В школе успеваемость средняя. В течение последнего года девочка выросла на 8 см, у нее появились вторичные половые признаки. Примерно в это же время начались конфликты с матерью, появилась вспыльчивость, раздражительность, дочь перестала слушаться, все делает «наперекор». На любые замечания матери девочка реагирует криком или слезами. В школе поведение тоже стало эмоционально неустойчивым, снизилась успеваемость. При психологическом обследовании у Оли отмечались колебания активного внимания, работоспособности. Память и мышление – в границах нормы. Самооценка адекватная, девочка отмечает изменения своего характера, происшедшие а последнее время. При обследовании по ПДО у Оли выявлен лабильный тип акцентуации характера. Девочка любит мать, но не может удержаться от грубостей, когда мама начинает обращаться с ней «как с маленькой».

Ответ: 1. Ситуативный тип трудновоспитуемое™, обусловленный особенностями подросткового возраста, усиленный лабильным типом акцентуации характера и неправильными воспитательными воздействиями матери. 2. Матери необходимо перестроить отношения с дочерью, с учетом особенностей подросткового возраста. Быть терпеливой к смене настроений Оли, не фиксировать внимание на ее раздражительности и капризах; при нарастании психической напряженности в отношениях с дочерью, не втягиваться в ссору, а прервать общение до тех пор, пока обе не успокоятся.

Задача 5. Тоня М., 10 лет. Мама Тони обратилась к школьному психологу по рекомендации классного руководителя в связи с тем, что, как выяснилось, девочка в течение последних 2 недель не посещает школу. Причин этого ни матери, ни учительнице не объясняет. Из беседы с матерью выяснилось, что девочка росла и развивалась нормально. В школу пошла подготовленной, всегда хорошо училась и сейчас, хотя учебный год только начался, уже имеет по основным предметам «4» и «5». Отношения с учителями (девочка учится в 5 классе) установились хорошие. Обстановка в семье нормальная – девочка проживаете матерью, отцом и младшим братом. Тоня всегда была тихой, послушной, но слишком робкой и немного замкнутой. В течение последних 2 недель девочка уходит утром из дома, с портфелем, но не идет в школу, а возвращается домой, когда родители уходят на работу. Уроки учит. При психологическом обследовании Тоня несколько насторожена, но затем включается в выполнение заданий, стремится к достижениям, однако самооценка неустойчивая, девочка неуверена в себе. Со стороны психических процессов каких-либо отклонений не обнаружено. Интеллект – высокая норма. При выполнении проективных методик (ТАТ, тест Люшера) отмечается состояние тревоги, депрессии. В вопросах методики «Идеальный компьютер» присутствует вопрос: «Почему мы бедные?» В ходе экспериментальной беседы, когда установился хороший контакт, девочка с горечью рассказала психологу, что теперь их класс «уже не тот», так как с переходом в среднее звено всех детей «перемешали» и теперь в их классе «главные» те девочки, что раньше учились в параллельном классе. Эти одноклассницы сразу невзлюбили ее, считают «зубрилкой», смеются над ней за то, что она «по-старушечьи» одета, и дразнят «нищенкой». Поэтому Тоня не хочет идти в школу.

Ответ:. 1. Ситуативный тип социальной дезадаптации. 2. Психологу следует действовать в трех направлениях: 1) обратить внимание классного руководителя на необходимость формирования социально ценных потребностей у учащихся, не допускать утверждения в классе отрицательных лидеров, способствовать развитию доброжелательных, дружеских отношений между детьми; 2) матери Тони порекомендовать обратить внимание на тот факт, что одним из компонентов формирования образа «Я» является представление ребенка о своем внешнем виде. Поэтому необходимо приложить усилия, чтобы у девочки не развивался комплекс неполноценности на этой основе. Кроме того, родителям необходимо изменить стиль отношений с девочкой в направлении повышения у нее уверенности в себе, повышения уровня самоуважения и самоприятия; 3) с Тоней необходимо провести психокоррекционные мероприятия по предупреждению отклонений в формировании образа «Я».

Задача 6. Андрей 3., 11 лет. Обратился классный руководитель с жалобой на плохое поведение мальчика: в ответ на замечания он начинает вести себя еще хуже, кривляется, грубит. Получив плохую оценку, долго спорит с учителем, доказывая, что оценка поставлена несправедливо; недавно демонстративно порвал тетрадь для контрольных работ, при этом из его сердитых выкриков было понятно, что он получил оценку ниже, чем ожидал. Успеваемость средняя, но значительно хуже, чем была в начальных классах. С одноклассниками Андрей постоянно конфликтует, часто дерется, всегда доказывая, что в ссоре он был прав, а все виноваты. При психологическом обследовании у ребенка никаких нарушений со стороны психических процессов не обнаружено. При исследовании личности отмечается высокий уровень притязаний в сочетании с неуверенностью в себе, отсутствие деловой направленности в мотивации деятельности, фиксированность на оценках со стороны окружающих, неадекватно завышенная оценка своих способностей и личностных качеств. Свои отношения с одноклассниками Андрей считает хорошими, называет себя среди самых уважаемых ребят в классе. Однако по результатам социометрии у него 18 отрицательных • выборов при двух положительных. Свои конфликты с одноклассниками Андрей оценивает как случайные, ничего не значащие: «Все дети то ссорятся, то мирятся». Причину снижения успеваемости мальчик видит в несправедливом отношении учителей. С большой теплотой вспоминает учительницу младших классов, у которой он был «почти отличником».

Ответ: 1. У Андрея отмечаются проявления собственно трудновоспитуемости, детерминированной феноменом «рассогласованности отношений». 2. Учительнице целесообразно порекомендовать, в качестве способа коррекции отклонений в развитии личности Андрея, включение его в систему многостороннего оценивания.

Задача 7. Игорь Д., 14 лет. К школьному психологу обратилась классный руководитель с просьбой дать характеристику на Игоря по запросу следственных органов по делу об ограблении ларька. Учительница отметила, что Игорь – мальчик из благополучной, материально обеспеченной семьи; очень сообразительный, способный, хотя и учится неровно, так как очень подвижный, любит «пошалить». При психологическом обследовании у подростка никаких нарушений со стороны психических процессов не выявлено. Интеллект – высокая норма. При исследовании личности – акцентуация характера по гипертимно-неустойчивомутипу, самооценка завышена, высокий индекс склонности к аддиктивному поведению, социально одобряемые ценностные ориентации не сформированы. В беседе с матерью выяснилось, что Игорь – единственный ребенок в семье. Отец на 20 лет старше матери, постоянно занят на руководящей работе. Мать не работает с тех пор, как вышла замуж, по ее словам, она «всецело посвятила себя воспитанию сына». То, что сын участвовал в ограблении ларька, мать объясняет «дурным влиянием улицы»; она всячески оправдывает сына, растерянно повторяя: «И что же ему еще надо было? Ведь у него было все! Что только он захочет, я ему сразу доставала! Ни в чем отказа не знал!»

Ответ:. I. Причина криминального поведения Игоря кроется в воспитании по типу потворствующей гиперпротекции, осложненном гипертимно-неустойчивой акцентуацией характера подростка. 2. Родителям следует изменить стиль воспитания, изолировать Игоря от влияния асоциальной группы (вплоть до переезда в другой район или город), направить усилия на формирование социально ценной мотивации поведения.

Задача 8. Марьяка К., 14 лет. Мать доставила дочь в приемный покой психиатрической больницы в связи с тем, что у девочки был «припадок»: в ответ на запрет матери выходить из дома куда-либо, кроме школы, Марьяна разбила окно, стекло в серванте, пыталась перебить посуду, кричала и плакала, вырывалась из рук родителей. Кроме того, мать беспокоит то, что дочь последнее время «рвется из дома», забросила прежние занятия (раньше она под руководством матери вышивала рушники), у нее появились новые друзья, а главное – Марьяна посещает какие-то, по выражению матери, «сходки» с непонятным для нее названием. Марьяна объясняла ей, что она занимается там упражнениями для совершенствования духа и тела, но мать считает, что это религиозная секта и запретила дочери ходить туда. При патопсихологическом обследовании Марьяны каких-либо нарушений со стороны психических процессов у Марьяны не обнаружено. Самооценка адекватная, дифференцированная. Уровень притязаний высокий, неустойчивый. При выполнении проективных методик ярко проявляются потребности в общении, в группировании со сверстниками. Из беседы с девочкой выяснилось, что она в течение последних 4 месяцев успешно занимается в секции у-шу. Марьяна узнала здесь много интересного, нашла новых друзей. Недавно ей доверили заниматься с новичками, скоро будет выступление на соревнованиях. Мать не желает слышать об ее увлечении, хотя ни разу не посещала занятий, не знакома с тренером.

Ответ: 1. Марьяна не нуждается в психиатрическом лечении. 2. Матери надо изменить свое отношение к дочери с учетом возрастных и характерологических особенностей Марьяны.

 

Задача 1. Когда мы узнали, что наш сосед, Ростислав Борисович, оказался наркоманом, мы не поверили. Ведь наркоманы – это бандиты, потомственные уголовники! А Ростислав Борисович – такой уважаемый человек! Из хорошей семьи, дом – полная чаша. И сам герой: всю жизнь на военной службе, участвовал в боях в Афганистане, был тяжело ранен, долго лечился. А какой он вежливый, воспитанный, и вообще нормальный на вид! Ну разве это может быть, что такой человек – наркоман?

Ответ: 1. Ростислав Борисович может быть наркоманом первой стадии. 2. Причиной наркомании в представленном случае, скорее всего, было длительное употребление наркотических средств по медицинским показаниям, когда Ростислав Борисович лечился после ранения. В результате этого и возникло привыкание.

Задача 2. Вера Николаевна, молодая учительница, очень близко принимает к сердцу проблемы своих учеников. «Ну что мне делать с моим Витей? – чуть не со слезами говорит она, – уже два раза милиция задерживала его пьяным! А ведь он только в девятом классе. Я его матери говорила, чтобы она отвела его на гипноз или кодирование, но ей не до сына – она наконец-то впервые замуж вышла, счастье свое женское строит...»

Ответы: 1. Не нужно, это все равно не поможет. 2. Витя пьет, скорее всего, потому, что хочет привлечь к себе внимание матери, заставить беспокоиться о нем. К тому же алкоголь снижает его болезненные переживания по поводу утраты своей значимости для матери. 3. Учительница должна убедить мать, что та, поглощенная супружеским счастьем, теряет сына. Мать Вити должна перестроить свое отношение к членам семьи так, чтобы сын не чувствовал себя обделенным, лишним. Если Витя будет уверен в любви матери, в том, что он ей нужен, что отчим не займет его место в сердце матери, то по мере исчезновения источника психотравмы будет нормализоваться и поведение Вити.

Задача 3. В реанимационное отделение больницу поступил Владлен К., 16 лет, с острым отравлением транквилизаторами. Как выяснилось, он с другом решил узнать, что такое «кайф» Друг в последнюю минуту испугался и стал отговаривать Владлена. В ответ на это Владлен со словами: «Эх ты, слабак! Всего боишься, а я всегда что хочу, то и делаю!» растворил таблетки в воде и выпил залпом. Мать Владлена, модно и богато одетая женщина, плакала в кабинете врача: «И зачем он это сделал?! Что это за игры такие? Мало ему было развлечений, что ли? Ведь у него было все! Любое его желание исполнялось, стоило ему только захотеть1»

Ответ: 1. У Владлена не сформирована привычка к анализу и прогнозу своего поведения, его действия импульсивны, безответственны. Мотивация поведения, направленная на получение наслаждений, инфантильный способ жизни по принципу удовольствия стали причиной его экспериментирования с наркотиком. 2. Воспитание по типу потворствующей гиперпротекции.

Задача 4. К следователю вызвали учащегося ПТУ Анатолия Т., 17 лет, по подозрению в торговле наркотиками. Из оперативных данных стало известно, что Толя рассказывал друзьям, как он употребляет героин, ЛСД, кокаин. Толя уверял, что эти импортные наркотики дают «кайф» куда лучше, чем наши. Желающим он обещал несколько упаковок, как только друг-иностранец привезет ему следующую партию. Когда Анатолий вошел в кабинет, опытный следователь сразу почувствовал разочарование. Несмотря на свою потрепанную курточку и стоптанную обувь, парень был экстравагантно и ярко одет: в одном ухе было сразу две серьги, на голове – совершенно невообразимая демонстративная прическа. «Ну и лопухи эти оперативники, – подумал следователь, – этот Анатолий своим друзьям «лапшу на уши вешал», а они поверили. Смех да и только!»

Ответ:. 1. Ситуация, описанная в задаче, неоднозначна. Скорее всего, следователь слабо осведомлен о распространенности наркомании. Наркотические вещества, которые упоминал Анатолий, действительно дорого стоят; однако для наркомана это не является препятствием. Необходимо назначение наркологической экспертизы, желательно в стационаре. Если в результате наркологической экспертизы употребление наркотиков не будет подтверждено, тогда, действительно, следователь прав. Внешность Анатолия, сочетающая бедность и демонстративность, свидетельствует об акцентуации по истероидному типу; и тогда рассказы Анатолия могут быть вымыслом. Однако подчеркиваем, что этот вопрос должен решать не следователь и не психолог, а нарколог. 2. Анатолий относится к истероидному типу акцентуированных личностей, а может, более того, является исте-роидным психопатом.

Задача 5. Женя П., 14 лет. Обратилась мать с жалобой на трудности в воспитании сына, которого она растит одна. Из беседы выяснилось, что ребенок родился, рос и развивался нормально, был спокойным и послушным. В школе4нормально (без троек) занимался до 5-го класса, затем успеваемость несколько ухудшилась. Мать попыталась стимулировать учебу сына: запретила ему посещать спортивную секцию, физически наказывала за плохие отметки. После этого успеваемость стала еще хуже, появились прогулы занятий в школе, сын стал обманывать ее. В течение последнего года

Женя общается с компанией более старших подростков, забросил все свои прежние увлечения (фото, пробежки утром), возвращается домой поздно ночью, почти не ходит в школу. Несколько раз сын приходил домой в странном состоянии: с трудом отвечал на вопросы, беспричинно смеялся, утром жаловался на головную боль. При патопсихологическом обследовании у Жени отмечена низкая работоспособность, истощаемость по гипостеническому типу. Память и мышление не нарушены. Запас общеобразовательных знаний ниже возрастной нормы, зато подросток хорошо осведомлен о значении слов из жаргона наркоманов. С помощью проективных методов установлено, что у Жени высокая степень риска аддиктивного поведения. В ходе экспериментальной беседы выяснилось, что у подростка были отдельные эпизоды курения конопли. Внутривенно он наркотические вещества не употреблял, хотя это и встречается в его компании.

Ответ: 1. Неправильные воспитательные воздействия матери. 2. Необходимо направить Женю, обязательно в сопровождении матери, в наркологический стационар. После лечения необходима психокоррекция. Параллельно проводить работу с матерью с целью помочь ей осознать свои ошибки в отношении сына и найти пути нормализации отношений с Женей.

Задача 6. Ира, Валя и Тоня впервые оказались в новой компании, что собралась дома у их одноклассника. Все было прекрасно: музыка, танцы, галантные кавалеры, изысканные напитки и деликатесные закуски, шикарный сервиз, дорогая мебель, ковры, японская аудиовидеоаппаратура. В разгар веселья один из парней с загадочным видом вынул пачку сигарет и сказал: «Ну вот я и принес то, что обещал. Кто в тот раз пробовал, помнит. Это не простые сигареты, а особые, с начинкой. Кайф сейчас будет – высший класс!» Все восторженно зашумели, потянулись за сигаретами, и Тоня вместе с ними. Валя растерялась: она знала, что «начинка» – это наркотик, что пробовать его нельзя, но ей было неудобно отказаться, она боялась, что все начнут стыдить и высмеивать ее, а то и вовсе обидятся.

– Не бойся, Валюта, – парень покровительственно протянул ей сигареты, – вот увидишь, как тебе станет сейчас хорошо!

В ответ Валя вспыхнула и расплакалась.

– А ты, Ира, тоже боишься? – насмешливо продолжал парень, протягивая сигареты Ире.

Ничего я не боюсь, – спокойно ответила Ира. – Просто я не собираюсь пробовать всякую гадость.

Ответ:. 1. Ира поступает как субъект деятельности в соответствии со своими принципами и убеждениями. Поведение Вали обусловлено внутриличностным конфликтом между ее убеждениями и боязнью противопоставить себя группе. Тоня осуществляет полевое поведение, не ощущая себя субъектом деятельности. 2. Если воздействие социума будет достаточно интенсивно, то Валя не сможет противостоять ему. Тоня, скорее всего, и не будет пытаться противостоять давлению окружающих, поэтому все зависит от того, в какую социальную среду она попадет. Ира не проявляет психологической готовности к употреблению психотропных веществ. 3. У Тони – отсутствие осознания себя субъектом деятельности, что ведет к подражательному поведению. У Вали – низкий уровень самоуважения, неуверенность в себе,4ПП что детерминирует конформность, неумение противостоять давлению группы.

Задача 7. Представьте, что Вы приняты на должность школьного психолога. Район, где находится школа, крайне неблагополучный: многие подростки совершают правонарушения, злоупотребляют алкоголем, а самое главное – курят коноплю. Даже в школе четверо подростков были уличены в том, что курили сигарету «с начинкой», в связи с чем за ними прочно укрепился ярлык «наркоманы». Директор школы сразу заявил, что он освобождает Вас от всех функций школьного психолога, чтобы Вы сосредоточились на решении только одной задачи – борьба с наркоманией. Директор сказал, что Вы должны «наводнить» школу информацией о вреде наркотиков, как можно чаще проводить лекции, диспуты, викторины, вечера вопросов и ответов на эту тему и к концу второй четверти искоренить даже мысли о наркотиках хотя бы у двух из четырех «наркоманов».

Ответ: 1. Нет. 2. Начать свою деятельность вам необходимо с просвещения дирекции и педагогического коллектива в вопросах, что такое наркомания, каковы ее причины и механизмы действия наркотиков на психику человека и какие существуют формы профилактики наркопотребления вообще и для подростков в частности. Убедив директора в необходимости иного подхода к поставленной задаче, вам надо проанализировать причины низкой эффективности воспитательной работы в школе и возможности организации досуга подростков. Совместно с организатором по воспитательной работе совершенствовать эти сферы педагогической деятельности. Параллельно провести психологическое обследование подростков «группы риска» и их родителей, а затем начать психокоррекционную работу с ними.

Задача 8. Представьте, что сейчас у вас горячая пора – экзамены. Вы очень много занимаетесь, силы уже на пределе, а впереди еще два экзамена. Тут подходит ваш друг и говорит:

– Ну, ты, я вижу, совсем уже в «ауте», еле живой. Даже похудел и глаза ввалились.

– Да вот, уже голова скоро лопнет, а еще сколько надо выучить! Сил уже нет!

– Слушай, я тебе могу помочь. У меня тут таблетки остались, психостимуляторы. Брат мой, врач, недавно приезжал и давал мне пробовать. Классная вещь! Сразу такой прилив энергии, голова ясная, память, прямо как фотоаппарат, все схватывает. Хочешь попробовать?

Что вы ответите своему другу? Почему?

Ответ: 1. Если вы с удовольствием согласились, то, значит, у вас есть готовность к изменению состояния сознания химическим путем. Будьте осторожны с этим! Если Вы сомневаетесь, боитесь решиться (а вдруг потом еще захочется?), но Вам все же хочется попробовать – это значит, что готовность есть, но она все же хорошо контролируется сознанием. Отсутствие психологической готовности к употреблению психотропных веществ можно зафиксировать, если ответ будет примерно следующий: «Спасибо, но я не хочу глотать химию. Я лучше пойду в бассейн, а по утрам – пробежка на полчасика. Я люблю все естественное».

Задача 9. Два наркомана, Дима и Петя, пятнадцати лет. Дима – из благополучной, высокообеспеченной семьи. Отец– генерал.

Мать – дочь генерала, всю жизнь посвятила сыну, семье. Никогда не работала, занималась домом, воспитанием Димы. Ребенка держала в строгости и очень заботилась о его развитии: английский, музыка, математика – этим мальчик занимался дополнительно с учителями, остальные уроки мать контролировала сама. И, конечно, организация свободного времени Димы: чем заняться, с кем дружить, куда пойти, какие передачи по телевизору смотреть – все решала мама. И все было хорошо – до 13 лет. А потом Дима «как с цепи сорвался». Петя отца своего не знал. Мать работает проводницей, часто в отъезде. Петя до пятого класса был в интернате, а потом мать забрала его домой и отдала в обычную школу. Уж очень обижали его в интернате мальчишки: дразнили, отнимали еду, били. Петя безответный был, не умел постоять за себя. Дома ему сначала было страшно одному оставаться, он чувствовал себя заброшенным и никому не нужным. Но потом понравилось. Когда мама уезжала, к Пете приходили старшие ребята со двора. Они приносили еду, выпивку; курили, играли в карты, смеялись. Весело было, хорошо!

Потом и Дима стал приходить к Пете. Даже ночевать оставался, когда в очередной раз с родителями поругается и из дома сбежит. А однажды кто-то из старших ребят принес «начинку» для сигарет. Всем было интересно узнать, что такое «кайф» Пустили по кругу «косячок»...

Ответ: Неправильным типом воспитания обоих мальчиков, что сформировало психологическую готовность к употреблению психотропных веществ. 2. В семье Димы – воспитание по типу доминирующей гиперпротекции. В семье Пети – воспитание по типу гипопротекции. 3. Несмотря на то, что типы неправильного воспитания были диаметрально противоположны, у обоих мальчиков сформировались сходные черты характера: отсутствие ответственности за свое поведение, неумение предвидеть результаты своих действий, отсутствие мотивации достижения, неадекватность самооценки (вероятно, у Димы – завышенная, а у Пети – заниженная); подчиняемость, конформность (в данном случае – нормам группы и лидеру), непродуктивные формы психологической зашиты (уход от негативных переживаний путем изменения состояния сознания). Все эти свойства являются элементами личностной предрасположенности к ад-диктивному поведению.

 

Задача 1. «... Я уже все перепробовала: умоляла, плакала, просила, чтобы не пил. Он обещал не пить, если ему не будут «трепать нервы». Угождала ему во всем, слово наперекор боялась сказать, детям строго-настрого приказывала, чтобы они не раздражали папу. Все равно найдет повод, чтобы рассердиться и уже напьется, как он говорит, на «законном основании». Тогда я стала кричать и ругаться, выгонять его из дома, если пришел пьяный, прятать деньги. Стало еще хуже: он деньги одолжит, а мне отдавать. И шляется неизвестно где, а я с ума схожу от страха, что там с ним, ведь пьяный, а город большой, машины носятся, да и преступность сейчас какая! Тогда я сказала: «Лучше пей дома». Сама покупала бутылку, пила вместе с ним за компанию. Но он стал пить все больше и больше. Уже не стесняясь, покупал спиртное и друзей-собутыльников стал приглашать. Этого я уже не выдержала. Рассказала все его матери. Та дала ему «прочухан». Друзей-собутыльников быстро отвадила, деньги и даже ботинки на выходные дни у него отбирает и прячет. Теперь мы с ней дежурство установили, чтобы на работу его провожать и встречать Но он, подлец, все равно изловчится и напьется. Что делать? – не знаю».

1. Как оценить действия жены?

2. Чем обусловлены такие действия жены?

3. Что можно сказать относительно жизненного опыта свекрови?

4. Какой прогноз можно дать в отношении этой семьи, если события будут развиваться стихийно (т. е. по обычной схеме, без влияния специального психологического воздействия)?

Ответ: Действия жены ошибочны. 2. Неправильные действия жены обусловлены созависимостью. 3. Вероятно, свекровь была дочерью алкоголика, либо имела мужа-алкоголика, либо и то, и другое, судя по ее реакции на поведение сына. 4. Скорее всего, жена и мать будут долго пытаться контролировать поведение алкоголика. Чем дольше это будет продолжаться, тем дольше будет затягиваться болезнь, что может привести к необратимым последствиям.

Задача 2. К школьному психологу обратилась классный руководитель 7«б» класса с просьбой посоветовать, что делать с ее учеником Мишей. Мальчик очень недисциплинированный, срывает уроки. Передразнивает учителей, чтобы рассмешить ребят, строит из себя шута. То мышь в класс принесет, то доску чем-то намажет, то чулок на голову натянет и всех пугает. Учится плохо, хотя способности есть. Мать бывает в школе, но говорит с учительницей как-то формально, не откровенно, будто скрывает что-то. Отец никогда не приходил. Однажды учительница решила навестить семью Миши дома. Дверь ей не открыли, хотя было слышно, что в квартире есть люди и кто-то подходил посмотреть в дверной «глазок».

1 Что может поеаложить психолог в отношении семейкой ситуации Л'шши

2 Как проходит процесс формирования личности мсмь iumi'

Ответ: 1. Можно предположить, что отец болен алкоголизмом. 2. У Миши формируется ролевая позиция по типу «клоун». Закрепление этой роли чревато социальной дезадаптацией, а затем аддиктивным поведением.

Задача 3. Мама.

– Смотри, дочка, хоть и хорош всем твой Бладик, а не нравится мне, что уж очень он вечеринки любит

Дочка:

– Ну что ты, мамочка, это же хорошо, он такой общительный! Душа компании: на гитаре играет, поет, смешит всех, анекдоты рассказывает... Мне девчонки завидуют, говорят, что с таким веселым мужем всю жизнь в радости проживешь.

– Веселье – это хорошо. Но не от водочки ли оно? Я за ним наблюдала за столом, – с таким аппетитом он пьет

– Ну что ты, мама! Такое выдумала! При чем здесь водка? Да он, если хочешь знать, больше других выпить может, и хоть бы что. Крепкий парень! Вот в прошлый раз, все наши мальчики уже после третьей стопки попадали, а Владик – нормально.

– А как на свидание к тебе пришел выпивши, – забыла?

Ну подумаешь, выпивши, так ведь совсем не заметно было. Зато какой он тогда букет мне принес – целую охапку цветов1 И все на руках хотел носить. И в любви мне тогда первый раз признался. Он, наверно, и выпил-то для смелости. Нет, мама, не отговаривай меня! Он меня очень любит, а это главное. Он мне сам говорил, что так меня любит, что готов наизнанку вывернуться, только чтобы мне понравиться. Значит, я ему очень нужна! А ведь ты сама говорила, что главное в жизни – это быть нужной людям. Fa3 он меня так любит, я все сделаю, чтобы он был счастлив.

Ответ: 1. Нет, не правильно. 2. Сомнения матери имеют основания. У Владика проявляется симптом высокой толерантности к алкоголю и симптом потери контроля. 3. Высказывания дочери обусловлены ее неосведомленностью о признаках злоупотребления алкоголем и об алкоголизме, а также низким уровнем самоуважения, что проявляется в стремлении «подпитывать» ощущение своей значимости подтверждением того, что она кому-то нужна. 4. Прогноз отрицательный: развитие алкоголизма у мужа и созависи-мости у жены. 5. Слушать маму. Пройти курс психокоррекции по формированию позитивной концепции образа «Я». Повысить свой уровень знаний об алкоголизме и созависи-мости.

 

Задача 1. Саша П., 15 лет. К психологу за консультативно-кор-рекционной помощью обратились мать и классный руководитель.

С их точки зрения, Саша мало общается с детьми в классе, не принимает участия в общешкольных мероприятиях (вечерах, дискотеках и т.д.). Успеваемость подростка хорошая, но неравномерная. Мать беспокоит, что Саша дома мало общается с родителями и старшим братом. Все свободное время он проводит в своей комнате, где играет в компьютерные игры или пишет сам программы для компьютеров. Читает исключительно спецлитературу по программированию. При психологическом обследовании нарушений со стороны памяти, внимания подростка, работоспособности не обнаружено. При выполнении классификации, исключений – отдельные решения по субъективно-значимым признакам, но такие решения легко поддаются коррекции. Эмоциональные восприятия не нарушены. Самооценка высокая, подросток осознает свою малообщительность, но не считает ее проблемой: «А о чем с ними разговаривать?» При обследовании по ПДО отмечается выраженная шизоидная акцентуация с высоким риском психопатизации, тенденций к делинквент-ности и алкоголизации не отмечается. Систему своих отношений с родителями и одноклассниками подросток оценивает как вполне удовлетворительную.

1. Нуждается ли Саша в психологической коррекции?

2. О чем нужно сообщить родителям и педагогу и что им можно посоветовать?

Ответ: 1. Подросток не нуждается в психологической коррекции, до тех пор, пока у него не возникнет его собственная потребность. 2. Родителям и учителям следует разъяснить особенности шизоидной акцентуации. Родители могут предложить Саше посещение курсов программирования или другие занятия, не связанные с необходимостью интенсивного общения с людьми.

Задача 2. Вова Т., 8 лет. К психологу обратилась мама мальчика с просьбой показать «развивающие игры» и «позаниматься» с ребенком, так как он не усваивает школьную программу. Мама объясняет неуспеваемость ребенка отсутствием индивидуального подхода со стороны учительницы и своей занятостью. Из беседы с матерью стало известно, что ребенок родился в срок, но отставал в психофизическом развитии: сидеть начал к 8 мес, ходить – в 1,5 года, отдельные слова появились в 2 года. Детский сад ребенок не посещал, воспитывался в селе у бабушки. В школу пошел не подготовленным: не знал букв, не владел навыками счета. Во время учебы в 1-м классе Вова научился узнавать отдельные буквы, цифры, усвоил счет в пределах 5 с использованием наглядного материала. При психологическом обследовании отмечается недостаточность объема и переключаемое™ внимания. Работоспособность равномерно низкая. Механическое запоминание затруднено: 2, 2, 3, 4. Осмысление и опосредование не улучшает результаты. Мышление конкретное Испытуемому доступно установление связи и последовательности событий в серии из 2 – 3 картин. Исключения и обобщения производятся по конкретно-ситуативным и наглядным признакам. Понимание скрытого смысла «нелепиц» недоступно. Ю = 65 баллов с равномерно низким уровнем достижений Мелкая моторика не развита, при выполнении графических проб – рисунок на уровне «головонога». Оказание помощи, дополнительные инструкции существенно не влияют на результаты.

1. В консультации какого специалиста нуждается ребенок?

2. Целесообразно ли проведение коррекционных мероприятий и продолжение обучения в обычной школе?

Ответ: 1. Ребенок нуждается в консультации психиатра и решении вопроса о месте обучения. 2. Проведение коррек-ционных мероприятий будет малоэффективным, так как желательно обучение специалистом-дефектологом по другой программе. Обучение в обычной школе нецелесообразно.

Задача 3. Вася Л., 6 лет. К психологу обратилась мать Васи с просьбой о коррекционно-консультативной помощи. Вася родился, рос и развивался нормально, ходить и говорить начал своевременно. Две недели назад Вася был свидетелем сцены – пьяный отец ломал мебель, бил мать, громко ругался. Отец не страдает алкоголизмом, ситуация была единичной. Однако у ребенка появился страх темноты, одиночества, «страшного дядьки». В присутствии отца ребенок молчит, скован. При психологическом обследовании мальчик вступает в контакт постепенно, но затем охотно играет, справляется со всеми заданиями. Нарушений со стороны психических процессов не обнаружено. Интеллект – в границах возрастной нормы. Самооценка адекватная. Ребенок не уверен в положительном к нему отношении со стороны отца. При выполнении проективных методик отмечается высокая тревожность, фрустри-рованность.

1. Нуждается ли ребенок в психологической коррекции?

2. Какие формы можно предложить?

3. Что можно посоветовать родителям мальчика?

Ответ: 1. Ребенок, безусловно, нуждается в психологической коррекции. 2. Желательна индивидуальная игровая коррекция страхов по методу Захарова. 3. Отец должен извиниться перед ребенком, попытаться объяснить свое поведение, больше уделять времени дружескому общению с сыном.

Задача 4. Настя 3., 12 лет. В психологическую консультацию обратилась мать девочки с просьбой в коррекции поведения и характера. Девочка росла и развивалась нормально, в школу пошла вовремя, успевает на «4» и «5». Маму беспокоит то, что девочка недостаточно общается с отчимом, временами вспыльчива, раздражительна. Мать развелась с отцом девочки 11 лет назад, с тех пор мать и дочь жили вдвоем. Год назад мать вышла замуж. Отчим не злоупотребляет алкоголем, старается помочь в доме, хорошо относится к девочке. Настя с трудом адаптируется к новой семейной ситуации. При психологическом обследовании отмечается нормальная работоспособность. Память и внимание – высокая норма. Мышление логично, последовательно, с опорой на существенные признаки. Самооценка дифференцирована, девочка отмечает у себя повышенную вспыльчивость, раздражительность в течение последнего года. Настя осознает, что ее отношение к отчиму не совсем оправдано, но когда она слышит какие-то его замечания, то у нее возникает непреодолимое желание ответить грубостью. Девочка хотела бы получить психологическую помощь для коррекции этого стиля поведения, нормализации своего самочувствия.

1. Нуждается ли девочка в психологической коррекции?

2. Какие формы коррекции можно использовать?

3. В каких рекомендациях нуждаются родители?

Ответ:. 1. Девочка нуждается в психологической коррекции. 2. Можно использовать любые формы индивидуальной коррекционной работы, ролевые игры. 3. Психолог должен объяснить родителям состояние девочки и попросить меньше реагировать на ее поведение, дать ребенку возможность адаптироваться.

Задача 5. Слава Р., 16 лет. Обратился в психологическую консультацию по инициативе логопеда. Подросток страдает неврозо-подобным заиканием в сочетании со страхом речи. Речь значительно ухудшается в стрессовых ситуациях, при ответе на уроке, разговоре с малознакомыми людьми. Речь дома и на логопедических занятиях улучшается. При патопсихологическом обследовании отмечается истощаемость по гиперстеническому типу. Объем и концентрация внимания несколько недостаточны, переключаемость – в границах нормы. Механическое и смысловое запоминание успешно. Мышление логично, последовательно. Интеллект – высокая норма. Самооценка заниженная, уровень притязаний высокий, неустойчивый. При обследовании по ПДО отмечается сенситивно-психастенический тип акцентуации. Испытуемый отмечает страх речи, важность для него мнения всех окружающих о том, хорошо ли он говорит. Еще до начала общения Слава представляет себе, что окружающие негативно оценивают его речь и личность в целом.

Какие виды психологической коррекции рекомендуются?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: