Ответ: Подросток нуждается в индивидуальной и групповой психологической коррекции, направленной на уменьшение страха речи

Задача 6. Таня С, 7 лет. Обратилась учительница начальных классов с жалобой на то, что девочка не отвечает на уроке. Она выполняет все задания, справляется с ними, но не разговаривает ни с учительницей, ни с одноклассниками. Из беседы с папой выяснилось, что девочка родилась несколько недоношенной, но росла и развивалась нормально. Отдельные слова появились к 1 году, фразовая речь – с 3 лет. В этот период ребенок был отдан в детский сад, где при неизвестных отцу обстоятельствах она замолчала и в течение всего пребывания в детском саду не общалась там ни с кем. Дома девочка нормально разговаривает с родителями и знакомыми детьми. С незнакомыми и вне дома речь отсутствует. При психологическом обследовании девочка справляется с заданиями, письменно отвечает на вопросы. Обнаружена легкая инертность психических процессов, высокая школьная тревожность.

Какие формы психокоррекционной работы возможны?

Ответ:. Возможна индивидуальная игровая коррекци -онная работа с постепенным введением в группу. Желательна консультация психиатра.

Задача 7. В школе создан класс повышенного педагогического внимания. В нем занимается 15 детей. Из них 5 – с ЗПР в результате педагогической и микросоциальной запущенности, 6 – с нарушениями памяти, внимания и истощаемостью по гиперстеническо-му типу, 2 – с соматическими заболеваниями и гипостенической истощаемостью, 2 – с задержкой развития речи. Администрация школы требует от психолога организации психологической коррекции в этом классе.

Ответ:. 1. Оптимальным способом будет организация психотренинга в группах по 3–6 человек, укомплектованных в соответствии с основной проблемой: педагогической запущенностью, нарушениями внимания, работоспособности. 2. Желательна помощь логопеда и психиатра.


Задача 1. Алеша Н., 9 лет. Ребенок направлен в психолого-медико-педагогическую консультацию по инициативе классного руководителя с целью решения вопроса о переводе его во вспомогательную школу. Алеша ходит в 3-й класс. Школьная характеристика крайне лаконична: «На уроках невнимателен, работает медленно, отвлекается, ленив, программу не усваивает. Дерется с одноклассниками, грубит учительнице». В выписке из истории развития ребенка отмечено, что он в течение полугода не посещал школу, так как находился на лечении по поводу сложного перелома костей голени, перенес две операции под общим наркозом. В настоящий момент перелом сросся, однако мальчик заметно хромает, быстро устает при физической нагрузке. При психологическом обследовании отмечаются неравномерная работоспособность, кратковременные фазовые колебания внимания. Механическое запоминание неравномерно: 7, 8, 3, 10. Смысловое запоминание успешно. Мышление логично, последовательно, с опорой на существенные признаки. IQ = 101 балл. Запас знаний, умений и навыков соответствует приблизительно 2-му классу. Эмоции лабильны. Выражена школьная тревожность, низкая самооценка, уверенность в негативной оценке своей личности со стороны учительницы и одноклассников. Развиты познавательные интересы: мальчик много самостоятельно читает, конструирует.

1. Нуждается ли ребенок в переводе на другую программу обучения?

2. Какие можно дать рекомендации по изменению социальной ситуации развития Алеши?

Ответ: 1. Алеша не нуждается в переводе на другую программу обучения. 2. Для изменения неблагоприятной социальной ситуации развития ребенка (школьная дезадаптация), целесообразно временно перевести Алешу на домашнюю форму обучения, способствуя при этом его общению с одноклассниками во внеурочное время. Затем, если отношения мальчика с учительницей и ребятами не улучшатся, Алешу целесообразно перевести в параллельный класс (или, по возможности, в другую обычную школу).

Задача 2. Андрей М., 12 лет. Мальчик направлен на консульта­цию к психологу по инициативе классного руководителя. Андрей учится в 4-м классе, так как пошел в первый класс в 8 лет, дублиро­вал программу 1-го и 2-го класса. В настоящий момент навыки чте­ния, письма и счета усвоил пока недостаточно: слоговое чтение с неполным пониманием прочитанного, письмо под диктовку недо­ступно, при списывании — утраты слогов, перестановки букв, счет — в пределах 10, «на пальцах». Матери неоднократно было пред­ложено повести сына на обследование в психолого-медико-педаго­гическую консультацию с целью решения вопроса о месте и форме обучения, но она категорически отказывается. В настоящее время у Андрея появились нарушения поведения: он прогуливает уроки, грубит учителям, дерется с одноклассниками, которые значитель­но младше его. При психологическом обследовании у мальчика от­мечается недостаточность объема и концентрации внимания. Ме­ханическое запоминание затруднено: 3, 4, 4, 5. Осмысление заучи­ваемого материала не улучшает результаты. Мышление конкретное. Доступны простые обобщения, установление связи и последователь­ности событий в серии из 3 картинок. Более сложные задания недо­ступны. «Исключения» и «классификация» — по конкретно-ситуа­тивным признакам. IQ = 60 баллов, с равномерно низким уровнем достижений по всем субтестам. Самооценка недифференцирована. Познавательная мотивация не развита, отношение к учебе в школе отрицательное: «Скучно, непонятно».

1. С чем связаны нарушения поведения?

2. Консультация какого специалиста обязательна?

3. Какие меры следует предпринять школьной администрации?

Ответ: 1. Нарушения в поведении Андрея связаны со стойкой школьной дезадаптацией, возникшей как вторичный дефект. 2. Необходима консультация психиатра. 3. Школьной администрации следует официально предупредить мать, что в случае ее уклонения от обследования ребенка, Андрей будет исключен из школы и направлен на обследование через инспекцию по делам несовершеннолетних.

Задача 3. Аня Б., 8 лет. К психологу обратилась учительница младших классов с просьбой помочь в воспитании Ани. Девочка пришла в школу с низким запасом знаний, сразу была направлена в класс повышенного педагогического внимания. Во время учебы в 1-м классе освоила навыки чтения, счета, письма. Однако Аня дома почти не готовит домашних заданий, приходит в школу в грязном платье, иногда одета не по сезону. Несколько раз лицо было со следами побоев. Настроение у ребенка подавленное, часто плачет, не хочет идти домой. Родители по вызову в школу и на родительские собрания не приходят, а когда учительница попыталась прийти к ним домой, они дверь не открыли и ответили ей нецензурной бранью. При психологическом обследовании девочки отмечается незначительная педагогическая запущенность, других нарушений развития не обнаружено. Выражена резко заниженная самооценка,

уверенность в негативном к себе отношении со стороны родителей («бьют, выгоняют из дома») и сверстников («смеются надо мной»), при адекватной оценке отношения учительницы и психолога. Отмечается выраженная эмоциональная лабильность с преобладанием депрессивного фона настроения. На переданное психологом письменное приглашение родителям зайти в школу они не отреагировали.

1. В чем возможная причина состояния девочки7

2. Какие меры должны принять психолог и школьная администрация?

Ответ: 1. Причина отрицательного эмоционального состояния девочки – неблагоприятная семейная ситуация. 2. Администрация школы, на основании заключения психолога и учительницы, должна поставить вопрос перед инспекцией по делам несовершеннолетних об обследовании условий жизни и воспитания девочки и, при необходимости, об оформлении ее в интернат.

Задача 4. Таня С, 17 лет. Девушка состоит на учете в психоневрологическом диспансере по поводу олигофрении в степени дебиль-ности. Появилась на приеме у психолога в связи с необходимостью решения вопроса об изменении места работы. Из беседы с девушкой выяснилось, что она окончила вспомогательную школу-интернат, в которой освоила специальность раскройщика верха обуви. При патопсихологическом обследовании у испытуемой отмечается равномерная работоспособность. Объем внимания несколько недостаточен. Механическое запоминание успешно: 6, 7, 10. Мышление конкретное, доступны простые обобщения; более сложный уровень –• по конкретно-ситуативным признакам. Крайне затруднено понимание переносного смысла пословиц. Самооценка адекватная, уровень притязаний равномерно низкий. Отмечается хороший зрительный анализ и синтез. Девушка работает по специальности на обувной фабрике, однако по настоянию матери хочет перейти работать на более «чистую» работу– контролером ОТК на конвейере. Таня отмечает, что работать раскройщиком обуви ей нравится, однако работа контролера более престижна. Девушка просит совета: менять ли ей работу?

Что должен ответить психолог Тане?

Ответ:. Тане не следует переходить на другую работу, поскольку ее удачная профессиональная адаптация в настоящее время обусловлена именно тем, что работа раскройщика верха обуви соответствует ее интеллектуальным возможностям и особенностям протекания психических процессов.

Задача 5. Николай В., 14 лет. Подросток направлен на судебно-психологическую экспертизу постановлением районной прокуратуры. В постановлении был указан состав преступления: взлом склада, хищение 10 кг грецких орехов. Психологу были заданы следующие вопросы: 1. Соответствует ли психическое развитие подростка его паспортному возрасту? 2. Мог ли он в полной мере понимать смысл своих действий и руководить ими? Из истории развития ребенка известно, что Коля родился недоношенным с весом 1 кг 800 г.

Ходить научился к полутора годам, говорить фразами – к 3 годам. В школу пошел в 7 лет, но с программой справлялся слабо, дублировал 1-й и 4-й классы. В настоящее время учится в основном на «3». Из школьной характеристики известно, что на уроке мальчик не внимателен, с трудом понимает объяснения учителя. Авторитетом в классе не пользуется, но стремится его завоевать, приносит в школу игрушки, жвачки и раздает детям. Похищенные орехи Николай приносил в школу, угощал одноклассников, а также ел сам. При психологическом обследовании отмечается неустойчивая работоспособность. Произвольная концентрация внимания не развита. Механическое запоминание в пределах нормы: 5, 6, 7, 10. Мышление в целом логично, доступны «Исключения», «Обобщения», понимает связь и последовательность событий. Запас знаний и школьных навыков ниже возрастной нормы. Самооценка слабо дифференцирована, самооценочные суждения поверхностные, с опорой на мнение окружающих. Локус контроля – экстернальный. Преобладает игровая мотивация и потребность в общении. Понимание правовых норм незрелое, способность прогнозировать результаты своих действий недостаточна.

Какие ответы можно дать на вопросы экспертизы?

Ответ: 1. Психическое развитие Николая не соответствует его паспортному возрасту. 2. Николай, в силу проявляющихся у него признаков инфантилизма, не мог в полной мере понимать смысл своих действий и руководить ими.

Задача 6. Дмитрий Ю., 15 лет. Направлен на психологическую экспертизу по постановлению работников прокуратуры. Из материалов уголовного дела и постановления известно, что Дмитрий совершил кражу государственного имущества: взломал киоск «Союзпечать» и похитил находившиеся там блоки жевательной резинки, игрушки, деньги, сигареты. Психологу был задан вопрос: соответствует ли психическое развитие подростка его паспортному возрасту? Из беседы с матерью Дмитрия стало известно, что мальчик родился в асфиксии, отставал в развитии: навыки ходьбы сформировались к 2 годам, речь – к 5-ти. В школе программу не усваивал, в 9 лет был направлен во вспомогательную школу, однако родители отказались его переводить туда. В настоящее время Дмитрий школу не посещает, нигде не работает. При патопсихологическом обследовании испытуемый доступен контакту, понимает и выполняет инструкции. Работоспособность равномерная. Объем и переключае-мость внимания недостаточна. Механическое запоминание затруднено: 3, 3, 4, 5. Темп речемыслительной деятельности медленный. При исследовании по методике Векслера Ю = 62 балла. «Исключения» и «обобщения» Дмитрий проводит по конкретно-наглядным и

конкретно-ситуативным признакам Понимание переносного смысла пословиц, скрытого содержания рассказа ему недоступно. Самооценка недифференцирована. Критичность к результатам своей деятельности недостаточна.

1. Может ли психолог дать заключение по экспертизе Дмитрия?

2. На какой вид экспертизы следует направить испытуемого для решения вопроса о возрасте и вменяемости? В связи с чем?

Ответ:. 1. Психолог не имеет права давать заключение по психологической экспертизе Дмитрия. 2. Следует провести комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, в связи с тем, что у подростка отмечаются явные признаки психического недоразвития.

Задача 7. Леля Ч., 13 лет. Девочка направлена на психологическую экспертизу по постановлению прокуратуры как потерпевшая от изнасилования. Психологу были заданы следующие вопросы: 1. Могла ли потерпевшая в полной мере понимать и осознавать характер и значение совершаемых с ней действий? 2. Могла ли она в силу своих психологических особенностей оказывать сопротивление? Из материалов уголовного дела известно, что девочка росла и развивалась нормально, перенесла множество соматических забо-■ леваний. В настоящее время страдает вегето-сосудистой дистони-ей, миокардиодистрофией. В школе Леля успевает на «4» и «5». В характеристике из школы описывается как спокойная, исполнительная, малообщительная, подруг в классе не имеет. Состав преступления заключается в следующем. Когда Леля возвращалась в 21 час от бабушки и вошла в подъезд своего дома, ее встретили двое подростков (15 и 16 лет) и, угрожая ножом, повели в подвал, где и совершили групповое изнасилование. Девочка в процессе совершаемых действий плакала, но существенного сопротивления не оказывала, не кричала. В связи с таким ее поведением возникла необходимость в психологической экспертизе.

При психологическом обследовании отмечается выраженная истощаемость по гипостеническому типу. Нарушений со стороны памяти, внимания и мышления не обнаружено. Отмечается эмоциональная лабильность, высокая тревожность и нейротизм. Интра-пунитивно-самозащитный тип реакций в состоянии фрустрации. При обследовании по ПДО отмечается астено-невротический тип акцентуации, высокий уровень лабильности, сенситивности, конформности.

Девочка осведомлена о смысле сексуальных взаимоотношений, имеет устойчивую семейную мотивацию, не стремится к установлению ранних половых связей. Изнасилование воспринимает как серьезную угрозу своему здоровью и будущей жизни. Свое состояние в момент происшествия описывает как панический страх за

свою жизнь, так как из бесед с одноклассницами, телепередач она знала о нападении «маньяков», которые убивают свои жертвы. Как следует ответить на вопросы СПЭ?

Ответ: 1. Потерпевшая Леля могла понимать и осознавать характер и значение совершаемых с нею действий. 2. В силу своих психологических особенностей Леля не могла оказать сопротивления преступникам.

Задача 8. ОлегЗ., 8 лет. К школьному психологу обратилась учительница с просьбой принять участие в решении вопроса о необходимости изменения места обучения Олега, ученика 2-го класса. Два месяца назад родители Олега погибли в автокатастрофе. Мальчик остался проживать с сестрой 14 лет, которая учится на 1-м курсе медицинского училища. Близких родственников (бабушки, дедушки) у детей нет, а дальние проживают в других городах и не имеют возможности взять детей к себе. Поэтому, в соответствии с законодательством, Олега начали оформлять в школу-интернат для детей-сирот. Однако мальчик и его сестра просят оставить его обучаться в прежней школе и проживать дома, а соседка, квартира которой находится на этой же лестничной площадке, согласна оформить над детьми опекунство.

1. Какая дополнительная информация необходима психологу для того, чтобы занять ту или иную позицию в решении этого вопроса7

2. Какие действия, в зависимости от принятого решения, должен предпринять психолог?

Ответ: 1. Необходимо исследовать психологические особенности Олега, его сестры и претендующей на опекунство соседки; выяснить характер их взаимоотношений и степень вероятности благополучного развития двух несовершеннолетних детей в случае оформления опекунства. 2. Психолог должен выяснить юридическую сторону вопроса и совместно со школьной администрацией обратиться в соответствующие социальные службы.

Задача 9. Саша У., 15 лет. К школьному психологу обратилась мать с тревогой по поводу изменений в поведении сына. В течение последнего года Саша все реже бывает дома. Стал более скрытным, все меньше рассказывает о своих делах, хотя раньше, как говорит мать, они были «одно целое» (отец Саши погиб 10 лет назад). У сына появились новые друзья, гораздо старше его. Саша стал хуже учиться: если раньше по всем предметам были «4» и «5», то теперь он учит уроки «избирательно» – только те предметы, какие он считает нужными. Особенно мать беспокоит то, что сын стремится к деньгам: сначала продавал газеты, потом полиэтиленовые кульки, теперь сувениры иностранным туристам. Заработанные деньги, в основном, тратит на свои нужды (приобрел калькулятор, куртку), а часть отдает матери. При психологическом обследовании у Саши отмечается высокий уровень развития интеллекта, экстраверсия. При обследовании по ПДО выражен гипертимный тип акцентуации, стремление к эмансипации. Низкий уровень склонности к делинк-вентности и алкоголизации. Самооценка у подростка адекватная, дифференцированная, уровень притязаний высокий, устойчивый.

Жизненные планы соответствуют ранней профессионализации – подросток стремится к поступлению в бизнес-лицей.

1. Как объяснить изменения в поведении Саши?

2 Какие рекомендации можно дать матери?

Ответ: 1. Изменения в поведении Саши объясняются естественными потребностями старшего подросткового возраста (стремление к самостоятельности, самоутверждению), а также характерологическими особенностями (гипертим-ная акцентуация). 2. Матери надо объяснить, что Саша интуитивно ищет пути изменения своей социальной ситуации развития с целью удовлетворения указанных выше социальных потребностей. Матери не следует препятствовать ему в этом. Напротив, доброжелательный интерес, эмоциональная поддержка и ненавязчивые советы скорее восстановят близкие взаимоотношения матери и сына.

Задача 10. Ваня Р., 5 лет. К психологу детского сада обратились родители в связи с непонятными особенностями поведения ребенка. В течение последних двух недель Ваня боится оставаться один в комнате, говорит, что видит там «черного дядю», иногда застывает, глядя в одну точку. Мальчик был усыновлен в 2-летнем возрасте из Дома ребенка, где находился потому, что был оставлен матерью еще в родильном доме. Приемные родители перед усыновлением познакомились с материалами истории развития ребенка, где было указано, что мать страдала параноидным синдромом, отец неизвестен. Но усыновители (инженеры по образованию) не придали этому значения, тем более, что ребенок был достаточно общительным, не отставал в психическом развитии от других детей. При психологическом обследовании у ребенка отмечаются нарушения процесса мышления, периодические застывания, отвлечения от игры и выполнения заданий, внезапные состояния страха.

1. В консультации какого специалиста нуждается ребенок?

2. Какие ошибки были допущены при усыновлении ребенка?

3. Как психолог должен вести беседу с родителями?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: