ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Учебно-методическое пособие
по профилю подготовки 050716 «Специальная психология»
Казань - 2012
УДК 159.9 (075.8)
ББК 88.4 я73
Рецензенты:
Артемьева Т.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики К(П)ФУ
Кучеряну С.Г., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Приднестровского государственного университета
Ткачук А.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Приднестровского государственного университета
Введение в специальность. Учебно-методическое пособие по профилю подготовки 050716 «Специальная психология». / Сост. Твардовская А.А. – Казань, 2012. – 85с.
Составитель: Твардовская А.А., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики К(П)ФУ
В учебно-методическом пособии раскрываются базовые компоненты профпригодности применительно к специальному психологу; представлены особенности специальной психологической помощи; рассмотрены профессионально значимые личностные качества специального психолога; выделены и проанализированы основные направления работы специального психолога, а также этика деятельности специального психолога.
|
|
Пособие содержит теоретические основы профессиональной деятельности специального психолога, вопросы и задания для практических работ, тестовые задания, направленные на оценку полученных знаний.
Предназначено для студентов высших образовательных учреждений, практикующих специалистов в области специального образования.
Содержание
Введение…………………………………………..………………………………...4
Глава 1. Общетеоретические основы профессиональной деятельности…..5
1.1. Профессиональная деятельность психолога………………………………….5
1.2. Специальная психология как наука………………………………………..….9
1.3. Нормативное и отклоняющееся развитие....…………………………………11
Литература…………………….…..………………………………………………..19
Вопросы и задания …………………..………….…………………………………20
Основные понятия…………………………………………………………………21
Глава 2. Специальная психология как профессиональная деятельность …22
2.1.Специфика деятельности специального психолога……………………….…22
2.2. Специальный психолог как личность и профессионал………………………26
2.3. Этика профессиональной деятельности специального психолога…………29
Литература…………………………………………………………………………..32
Вопросы и задания ………………………………………………...........................33
|
|
Основные понятия………………………………………………………………….34
Глава 3. Основные виды профессиональной деятельности специального психолога…………………………………………………………………………...35
3.1.Психодиагностика как база деятельности специального психолога………..35
3.2.Психокоррекционная работа в практике специального психолога…………39
3.3. Консультирование как направление работы специального психолога…….43
3.4. Экспертная деятельность специального психолога……….............................48
Литература…………………………………………………….…………………….52
Вопросы и задания ………………………………………………............................54
Основные понятия………………………………………………………………….55
Тестовые задания ……………….………………………………………………….56
Приложение 1…………………………………………………………………….....59
Приложение 2……………………………………………………………………….67
Приложение 3……………………………………………………………………….69
Приложение 4……………………………………………………………………….71
Приложение 5……………………………………………………………………….72
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, происходящие практически во всех областях развития современного общества, затронули и сферу профессиональной деятельности психолога специального образовательного учреждения. За последние годы разработаны новые теоретические и методологические подходы к организации и содержанию специализированной психологической помощи, предложены методические средства и способы организации деятельности психолога.
Сегодня, как никогда ранее, актуальной становится задача приведения в соответствиее содержание профессиональной деятельности специального психолога. В связи с этим в пособии представлен материал, основываясь на общих принципах работы специального психолога, общих положениях и практических технологиях.
Предлагаемая в учебно-методическом пособии организация деятельности специального психолога базируется на имеющихся нормативно-правовых документах Министерства образования РФ.
Целью данного пособия является аккумулирование и систематизирование знаний об основных направлениях деятельности психолога специального образовательного учреждения.
Учебно – методическое пособие состоит из введения и трех глав. Для успешного усвоения материала по каждой главе представлен список литературы, предлагаются контрольные вопросы и задания, основные понятия темы. В приложении имеются материалы в виде схем, макетов программ, и примерного образца составления необходимой документации.