Экспертная деятельность специального психолога

План

1. Психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк), комиссии и консультации.

2. Специфика и содержание деятельности психолога в составе ПМПК.

3.Принципы деятельности специального психолога в ПМПК.

4.Функции деятельности специального психолога в ПМПК.

1. Психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк), комиссии и консультации

Под консилиумом, тем более комплексным психолого-медико-педагогическим консилиумом, понимают не только обсуждения специалистами особенностей развития того или иного ребенка или образовательной ситуации, в которой он находится, но постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.

Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования (Приказ 27/ 901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определена деятельность консилиума и необходимая документация. Основным требованием к его деятельности является необходимость не только истинного понимания задач и стратегии развивающей и коррекционной работы, но и четкой согласованности действий всех специалистов.

Основная цель ПМПк - обеспечение в образовательном учреждении диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, создание условий для их обучения и воспитания.

К задачам консилиума специального (коррекционного) образовательного учреждения (школьного консилиума, решающего проблемы сопровождения детей коррекционных классов на базе общеобразовательной школы, любого другого учреждения в системе специального образования, в том числе и дошкольного) следует отнести:

-экспертные задачи по определению образовательного маршрута детей с особыми образовательными потребностями при переводе их в другую образовательную систему (например, по итогам успешности их обучения в начальной школе при решении вопроса о переводе в общеобразовательную школу);

-экспертные задачи по выявлению детей, более остальных нуждающихся в дополнительной специализированной помощи со стороны специалистов, то есть индивидуализация образовательного маршрута коррекционного обучения (данная задача включает и мониторинговое сопровождение всех детей образовательного учреждения);

-контроль эффективности дополнительной специализированной помощи детям и координация взаимодействия специалистов разного профиля.

Также дополнительной задачей психолога в структуре консилиума следует считать координацию деятельности всех специалистов, проводящих консилиум (принцип междисциплинарности и координаторного характера деятельности специального психолога). Все эти разнородные данные должны быть сведены в единую картину, по которой будет составлен индивидуальный образовательный маршрут ребенка. Координирующим специалистом является психолог консилиума. Именно в этом состоит одна из его наиважнейших задач.

Психолого – медико – педагогическая комиссия (ПМПК) является государственным консультативно-диагностическим, коррекционным учреждением в системе специализированной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК выполняет функцию высшей экспертной службы при определении вида и форм обучения детей.

С учетом административного деления создаются республиканские, региональные, городские, областные, окружные и межрайонные ПМПК.

ПМПК решают вопросы комплектования специальных (коррекционных) учреждений, а также оказывают консультативно-диагностическую и коррекционную помощь всем, кто в этом нуждается. В штатный состав ПМПК входят следующие специалисты: врачи (педиатр, невропатолог, психиатр, отоларинголог, офтальмолог, врач по функциональной диагностике); педагоги-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог, ортопед); логопед; психолог; социальный педагог; медицинский статистик.

Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической работы с аномальными детьми. В его обязанности входит организация коллегиальной работы; оснащение ПМПК необходимым оборудованием; осуществление связи с учреждениями и органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, ассоциациями, фондами; планирование работы ПМПК и ее кадровое обеспечение.

В зависимости от условий региона (материальной базы, обеспеченности специалистами и др.) в структуре ПМПК могут создаваться самостоятельные отделы, каждый из которых выполняет определенную работу, составляющую содержание деятельности ПМПК. Сюда входят консультативно-диагностический, коррекционный и научно-методический отделы.

3.3.2. Специфика и содержание деятельности психолога в составе ПМПК

Исходя из основной, общей для всех специалистов цели деятельности ПМПК - определения специальных образовательных потребностей и условий, необходимых ребенку для обеспечения развития, получения образования, адаптации и интеграции в социум, можно сформулировать основные задачи, которые ставятся непосредственно перед психологом ПМПК. К ним относят:

· выявление особенностей психического состояния ребенка и его потенциальных возможностей в плане получения адекватного образования;

· определение условий образования и воспитания, необходимых детям с особыми образовательными потребностями, адекватных выявленным индивидуальным особенностям, определение индивидуального образовательного маршрута;

· психологическое консультирование родителей (законных представителей), педагогических, медицинских, социальных работников, работников иных учреждений и ведомств (при необходимости), представляющих интересы ребенка в семье, образовательном учреждении, в социуме в целом;

· при необходимости - отслеживание динамики обучения и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в образовательном учреждении (совместно со специалистами психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, в котором находится данный ребенок);

· участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения и профессионалов (в первую очередь специалистов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов).

3.3.3. Принципы деятельности психолога в ПМПК

Основными принципами деятельностиспециального психолога вПМПКявляются:

· Принцип семейной центрированности – психолог ПМПК взаимодействуют не только с ребенком, но и с семьей (людьми из ближайшего окружения ребенка).

· Принцип партнерства - деятельность специалиста направлена на установление партнерских отношений с ребенком и его семьей.

· Принцип междисциплинарного взаимодействия - работа с клиентами осуществляется специалистами, действующими в рамках технологии профессионального взаимодействия.

· Принцип добровольности - родители самостоятельно принимают решение об обращении в систему ПМПК и включении их семьи в программусопровождения.

· Принцип открытости - ПМПК отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его развитием.

· Принцип конфиденциальности - информация о ребенке и семье, доступная специалистам ПМПК, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи.

· Принцип уважения к личности ребенка - специалисты ПМПК принимают ребенка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.

· Принцип уважения к личности родителя - уважая личность родителя, специалисты ПМПК принимают его мнение о ребенке, его личный опыт, решения и ожидания.

· Принцип профессиональной ответственности - специалисты ПМПК ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребенка.

· Принцип информированного согласия - ПМПК дает родителям, законным представителям достаточную, доступную для понимания информацию о своей деятельности и о ребенке, добиваясь согласия на участие в обследовании и принятия помощи.

3.3.4. Функции деятельности психолога в ПМПК

В рамках деятельности ПМПК психолог осуществляет определенные функции.

Основной функцией психолога ПМПК следует считать экспертно-диагностическую. Теснейшим образом к экспертно-диагностической примыкает и консультативная функция психолога. Она осуществляется в отношении следующих лиц: детей и подростков, обратившихся в ПМПК; лиц, представляющих интересы детей, обследуемых на ПМПК (родителей, законных представителей; педагогических, медицинских, социальных работников и др.) Функция сопровождения, с одной стороны, обеспечивается отслеживанием динамики развития и обучения детей, прошедших через ПМПК, а с другой - распределяется как на деятельность психолога самой ПМПК, так и на специалистов психолого-медико-педагогического консилиума того образовательного учреждения, в которое направлен ребенок. Аналитическая функция деятельности психолога ПМПК реализуется в первую очередь в виде анализа собственной деятельности. Организационно-методическая и просветительская функции психолога ПМПК полностью совпадают с аналогичными функциями педагога-психолога любого образовательного учреждения. Различия состоят в том, что деятельность психолога ПМПК, ориентированная на специалистов подобных ПМПК нижележащих уровней и на членов психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, реализуется проведением методических совещаний, семинаров, разборов, сложных в диагностическом и коррекционном плане случаев. (Федеральный закон «ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)» представлен в приложении 5)

Литература

1. Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург, 1995.

2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1994.

3. Алешина Ю.Е. Консультативная беседа // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - 2-е изд. - М.: Смысл, 1996. - С. 230-247.

4. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. // Новые ценности образования. - М., 1996. - Выпуск 6.

5. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. - М., 1982.

6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 2002.

7. Бойков Д.И. Психологическое сопровождение коррекционно-образовательного процесса как составляющая педагога-психолога / Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку. Сборник материалов конференции. - Архангельск, 2000.

8. Болотова А. К. С чего начинать школьному психологу? Учебное пособие. - М., 2001.

9. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 383 с.

10. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб, 2002.

11. Бурменская Г В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. и др.

12. Венгер А. А., Выгодская Г Л., Леонгард Э.И. Отбор в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972.

13. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М., 2002.

14. Детский практический психолог: Программы и методические материалы / Под ред. О.А. Шаграева, С.А. Козловой. - М., 2001.

15. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., 1991.

16. Евмененко Е.В., Козловская Г.Ю. психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением интеллекта. - Ставрополь, 2005.

17. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1990.

18. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. - СПб., 2000.

19. Коновалова Н.А. Социально-психологическая адаптация учащихся специальных образовательных учреждений. - СПб, 1984.

20. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999.

21. Левченко И.Ю., Бутко Г.А., Ортина Т.Ю. Психлолого - медико – педагогический консилиум в детском саду для детей с задержкой психического развития – М.. РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2010. – 46с.

22. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. - М., 2006.

23. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М.,1989.

24. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб. - 2003.

25. Меховщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. - М.: Смысл, 1998.

26. Мкртычян Г.А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика. - Н. Новгород, 2002.

27. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. - М.: Смысл, 1999.

28. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 1994.

29. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учебник для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 528 с.

30. Нормативные правовые документы для педагога-психолога образования/ Сост. И.М. Каманов, - Вып. 1 - М., 2003.

31. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. - СПб, 1995.

32. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для сту­дентов вузов. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.

33. Принципы отбора детей во вспомагательные школы / Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. - М., 1973.

34. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.; Воронеж, 1996.

35. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Под ред. Л.И. Шипицыной. - СПб, 1999.

36. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - М., 2005.

37. Прилепко Ю.В., Козловская Г.Ю. Введение в профессию специальный психолог. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – 184 с.

38. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1991.

39. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2кн. - М.,1998.

40. Семаго М.М. Консультирование семьи проблемного ребенка // Семейная психология и семейная терапия. - №1. - 1998.

41. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. - М., 2005.

42. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 1989.

43. Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической кор­рекции. - Ставрополь, 2007.

44. Специализированный кабинет детского психолога / Науч. рук., ред. О.Н. Усанова. - М., 1995.

45. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2005.

46. Усанова О.Н. Специальная психология. - СПб, 2006.

47. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М., 2006.

48. Шаповал И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. - М., 2005.

49. Шевандрин Н.И. Психодиганостика, коррекция и развития личности. - М., 2000.

50. Шепко Е.Л. Психодиагностика нарушений развития у детей. - Иркутск, 2000.

51. Шилова Е.В. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка - необходимое условие полноценного развития и социальных гарантий в области образования. - СПб., 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: