Концепция психического развития в норме и патологии. Закономерности психического дизонтогенеза у детей

Методология Лебединского и Семаго.

Наличие иерархических уровней закономерностей отклоняющегося развития.

1. Основные и общие, то есть закономерности, по которым развивается психика в обычных и неблагоприятных условиях.

2. Модально-неспецифические – ряд особых закономерностей, свойственных всем группам детей с отклонениями в развитии независимо от характера основного нарушения.

3. Закономерности, характерные для группы дизонтогенетического расстройства (например, возникших вследствие недоразвития анализаторных систем – зрительной, слуховой, кожной, двигательной) или имеющих своей основе раннее органическое повреждение головного мозга (умственная отсталость, задержка психического развития и т.д.).

4. Модально-специфические – особенности, свойственные какой-то одной группе детей с отклонениями в развитии.

5. Последняя группа закономерностей связана с установлением зависимостей характера психического развития от силы и выраженности патогенного фактора, например от степени и времени потери слуха и др.

Любое психическое развитие, в том числе и аномальное, определяется рядом факторов или закономерностей. Эти факторы устанавливают, какой вариант дизонтогенеза будет у ребенка.

Причина расстройства определяется как воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного влияния, определяющего специфику болезни и ее возникновения.

Условия возникновения заболевания – внутренние или внешние воздействия, способствующие или препятствующие возникновению болезни, но сами по себе ее не вызывающие. В разных случаях одно и то же воздействие может играть роль то причины, то условия заболевания.

Фактор (от лат. «делающий») – 1) движущая сила, причина какого-либо процесса, явления, определяющая его характер. 2) функции различных систем организма, которые участвуют (как естественная основа) в формировании и протекании психической деятельности и изменение (нарушение) которых приводит к изменению связанных с ними психических процессов и состояний.

Факторы риска – условия, которые предшествуют негативному результату и повышают вероятность наступления этого результата.

Можно выделить основные 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г.М. Дульневым и А. Р. Лурия.

1. Нормальная работа головного мозга и его коры. При наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.

2. Нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов.

3. Сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром.

4. Систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

Лебединский выделяет две группы факторов или закономерностей, определяющих вид дизонтогенеза:

1. Клинические закономерности дизонтогенеза.

2. Психологические параметры дизонтогенеза.

Этиология и патогенез дизонтогений.

Нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими факторами, так и социальными.

1. Биологические факторы.

Нарушения развития могут быть связаны с относительно стабильными патологическими состояниями нервной системы, как это имеет место при мозговой недостаточности вследствие хромосомных аберраций, многих резидуальных органических состояниях, а также возникать на почве текущих заболеваний (хронических дегенеративных заболевании, шизофрении и т. д.).

Большое значение имеет влияние биологических факторов в детстве. Незрелость развития мозга, слабость гематоэнцефалического барьера обусловливают повышенную восприимчивость центральной нервной системы ребенка к различным вредностям.

В зависимости от времени воздействия, биологические факторы можно разделить на три группы:

1) Внутриутробная (перинатальная) патология.

2) Натальная патология (в процессе родов).

3) Постнатальная.

Объем поражения тканей и органов при прочих равных условиях тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор.

1) Внутриутробная (перинатальная) патология.

Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникают вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга.

Самым опасным временем является первый триместр беременности.

Факторы, которые нарушают развитие ребенка, находящегося в утробе, включая и состояние здоровья матери, называют тератогенами.

- возраст матери и отца,

- инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности,

- токсикозы беременности (преимущественно во второй половине срока),

- наличие венерических заболеваний (гонорея, сифилис),

- нарушение обмена веществ (эндокринные заболевания),

- серьезные отклонения в соматическом здоровье матери (общее физическое состояние),

- иммунологическая несовместимость между матерью и плодом по резус-фактору и антигенам крови,

Резус или групповые антитела, проникают через плацентарный барьер, вызывающие распад эритроцитов плода. Следовательно, из эритроцита выделяется токсичное для ЦНС вещество (непрямой билирубин).

- пренатальный фактор (наличие предшествующих рисков),

- угроза выкидыша,

- многоплодная беременность,

- различные физические и биохимические факторы.

Происходит снижение защитных и адаптационных механизмов плода.

2) Натальная патология.

- переношенная беременность (риск возникновения гипоксии плода, сопровождаемый поздним токсикозом, приводящим к маловодию),

- анатомические особенности у матери (узкий таз),

- характер родов (затяжные и стремительные),

К стремительным родам относится и Кесарево сечение.

- патологическое протекание родовой деятельности (обвитие пуповины, неправильное положение плода, неправильное протекание, зависит от врачей).

Перинатальная энцефалопатия – наличие внутриутробной гипоксии, которое сочетается с асфиксией и родовой травмой. Внутричерепные кровотечения во время родов приводят к гибели нервных клеток.

Генетический материал поражения.

Под влиянием биологических факторов риска, а также неблагополучных эмоциональных протеканий беременности матери, у ребенка возникает состояние нервно-соматической ослабленности – невропатия, создающая определенные трудности для психофизического и эмоционального развития ребенка. Она рассматривается как полифакторное нарушение врожденного происхождения, т.е. как нарушение, которое появляется в момент внутриутробного развития или родов. Это одна из форм аномалий развития нервной системы. Характеризуется повышенной возбудимостью в сочетании с повышенной истощаемостью. Патогенная основа невропатии – дисбаланс функции вегетативной нервной системы.

Основные признаки невропатии (Захаров А. А.)

- Эмоциональная неустойчивость – повышенная склонность к эмоциональным расстройствам, беспокойству, быстрому возникновению аффектов, раздражительности, слабости.

- Вегетативная дистония – расстройство нервной системы, регулирующей работу внутренних органов, которое выражается в различных нарушениях функционирования внутренних органов (кишечного тракта, дыхания и др.).

- Нарушения сна – затрудненное засыпание, ночные страхи, отказ спать днем.

- Нарушения обмена веществ, склонность к аллергии с различными проявлениями, повышенная чувствительность к инфекциям. Причем аллергия у мальчиков и плохой аппетит могут быть связаны с состояниями эмоциональной неудовлетворенности матери браком во время беременности.

- Повышенная чувствительность к инфекциям. Общая соматическая ослабленность, снижение защитных сил организма – ребенок часто болеет ОРЗ, ОРВИ, нередки желудочно-кишечные заболевания, заболевания дыхательной системы и др.

- Минимальная мозговая ослабленность – повышенная чувствительность ребенка к различным внешним воздействиям: шуму, яркому свету, духоте, изменениям погоды, поездкам на транспорте.

- Психомоторные нарушения (непроизвольное мочеиспускание во время дневного и ночного сна, тики, заикание). Данные нарушения в отличие от подобных нарушений, имеющих более серьезные органические причины, с возрастом, как правило, проходят и имеют выраженную сезонную зависимость, обостряясь весной и осенью.

При своевременной организации общеукрепляющих, оздоровительных мероприятий, включая комфортную психологическую атмосферу, признаки невропатии с годами могут уменьшаться.

При неблагоприятных обстоятельствах невропатия становится почвой для развития хронических соматических заболеваний, психоорганического синдрома.

Соматические заболевания являются второй по значимости (после органических повреждений головного мозга) причиной, вызывающей нарушения психофизического здоровья детей, затрудняющей их личностно-социальное развитие и успешное обучение.

Невропатия является лишь базовым патогенным фактором на фоне которого может постепенно развиваться снижение общей активности ребенка, что в свою очередь, может способствовать задержке психического развития, нарастания трудностей адаптации к социальным требованиям.

3) Постнатальная патология.

- ранние опухолевые образования

- нейроинфекции (энцифалиты, менингиты, менингоэнцифалиты), а также вторичные заболевания мозга воспалительного генеза, которые возникают как осложнения при различных инфекционных детских заболеваниях (корь, скарлатина, ветряная оспа).

Происходит гибель нервных клеток с последующим замещением их рубцовой тканью. Кроме того, может развиваться гидроцефалия с повышенным внутричерепным давлением.

- черепно-мозговые травмы,

- тяжелые и длительные соматические заболевания.

В результате происходит поражение нервной системы из-за нарушения обмена веществ, а также накопление токсических продуктов, неблагоприятно воздействующих.

2. Социальные факторы.

1) Механизмы социальных влияний в пренатальном и натальном периодах развития. Различные стрессовые состояния будущей матери. Происходит избыточное выделение гормонов коркового вещества надпочечников. В результате этого развивается спазм сосудов матки и пуповины, что способствует развитию гипоксии плода.

Существует точка зрения, что в период внутриутробного развития у ребенка закладываются базовые перинатальные матрицы эмоционального опыта.

В зависимости от биологических и социальных условий протекания беременности, они могут стать, как полноценной основой для нормального психического развития ребенка, так и его патогенной базой.

2) Механизмы социальных влияний в период индивидуального развития.

- неблагоприятные социальные условия ребенка,

- социальная, эмоциональная и интеллектуальная депривация - задержка интеллектуального и эмоционального развития, культурная депривация,

- отсутствие своевременной коррекционно-развивающей программы или несоответствие содержания программ и условий обучения,

- несоответствие психофизиологических условий ребенка.

Основной социальной ситуацией, средой для развития ребенка является семья.

Родители влияют на поведение своих детей как нормально, так и патологически тремя основными способами:

- своим собственным поведением родители создают ситуации, которые формируют определенное поведение детей (например, фрустрация ведет к агрессии)

- родители служат ролевыми моделями для идентификации (могут быть неадаптивные, социально неприемлемые)

- родители выборочно вознаграждают, подкрепляют определенную деятельность, действия детей. Иногда подсознательно или осознано родители могут поощрять неправомерные действия ребенка.

В следствие воздействующих неблагоприятных социальных факторов у ребенка складываются черты личности, которые могут являться, в свою очередь, факторами риска для развития психических проблем и формирования дизонтогенеза.

Факторы риска (К.С.Лебединская, Г.С.Абрамова).

В дошкольном возрасте факторами риска названы следующие особенности поведения ребенка:

- выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки тормозных реакций и запретов, соответствующих возрасту; трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;

- склонность ребенка к «космической» лжи – приукрашиванию ситуации, в которой он находится, а также к примитивным вымыслам, которые он использует как средство выхода из затруднительного положения или конфликта; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, «все дурное к нему так и липнет», он имитирует отклонения в поведении сверстников, более старших, детей и взрослых;

- инфантильные эмоциональные проявления с двигательными разрядками, громким настойчивым плачем и криком;

- импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки даже по незначительному поводу;

- прямое неподчинение и негативизм с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты, побеги как реакции ответного протеста и др.

В младшем школьном возрасте факторами риска являются следующие особенности поведения:

- сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые противоречат нарастающим требованиям социальной роли школьника;

- неуменьшающаяся моторная бестормозность, которая может сочетаться с эйфорическим настроением;

- повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;

- акцентуация компонентов влечений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;

- наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, взрывчатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты;

- отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как защитная реакция;

- реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий по самоподготовке; намеренное невыполнение домашних заданий назло взрослым; гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований учителя;

- выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов по основным разделам программы;

- возможность усвоения дальнейших разделов программы вследствие слабого интеллекта и отсутствия интереса к учебе;

- нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием более старших детей и взрослых;

- дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.

Для подросткового возраста факторами риска, оказывающими влияние на психическое развитие, являются:

- инфантильность суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособность воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание; непосредственность к волевым усилиям, слабость функции самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных образований подросткового возраста;

- сложности поведения, обусловленные сочетанием инфантильности с аффективной возбуждаемостью;

- ранние проявления половых влечений, повышенный интерес к сексуальным проблемам; у мальчиков - склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;

- сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, отрицательным отношением к учебе;

- переориентация интересов на внешкольное окружение; стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные эксцессы, упорное стремление к курению, алкоголизации и пр.);

- неблагоприятные микросредовые условия (семейные), асоциальнoe поведение как основа реакции имитации либо протеста;

- неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению программы.

Особенности взаимоотношений биологических и социальных факторов.

1. Наследственная или генетическая основа человеческого организма определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. Генотип индивида определяет схему его индивидуального развития. Каждая стадия онтогенеза (индивидуального развития) человека наступает в результате актуализации различных локусов его генотипа. Разные стадии развития контролируются разными генами, но их активация осуществляется не спонтанно, а под влиянием внешних воздействий. С возрастом роль многих генетических факторов меняется. В раннем детстве эти генетические факторы часто являются причиной возникновения нарушения.

2. Роль биологических составляющих.

Биологическая организация человека закладывает возможности будущего психического развития ребенка. Чем меньше ребенок, тем большую роль в качестве причин психических заболеваний играют биологические факторы. В младшем возрасте негативные биологические факторы вызывают сравнительно узкий диапазон форм психических заболеваний.

3. Социально-психические факторы.

Их роль увеличивается с возрастом. Биологические факторы из категории причинных переходят в категорию внутренних условий. Часто неблагоприятным факторам принадлежит роль внешних условий:

- Они могут способствовать возникновению заболевания и препятствовать ему.

- Они могут влиять на характер, течение и содержание заболевания.

- Могут вызывать обострение либо ремиссию заболевания.

Обусловленные чисто социально-психическими факторами нарушения отличаются от нарушений вследствие биологических факторов, отличающихся меньшей тяжестью и глубиной дисгармонии личности. Для каждого развивающегося индивида существуют собственные ограничения наследственные, средовые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: