Соотношение симптомов дизонтогенеза и болезни

Параметры дизонтогенеза:

1. Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения.

2. Второй параметр дизонтогенеза связан со временем поражения.

3. Третий параметр дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.

4. Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.

Роль негативных, продуктивных и возрастных симптомов дизонтогенеза.

В формировании структуры дизонтогенеза большую роль играют не только различные по этиологии и патогенезу поражения мозга, но и сами клинические проявления болезни, ее симптоматика. В связи с этим можно выделить три вида симптомов, свойственных нарушениям:

1) негативный,

2) продуктивный,

3) возрастной.

Симптом – это единичный частный случай. Синдром – совокупность симптомов.

1) Негативные симптомы (минус-симптомы). Относятся явления «выпадения» в психической деятельности: снижение интеллектуальной и эмоциональной активности, ухудшение процессов мышления, памяти и т.д. В детском же возрасте часто бывает трудно отграничить негативные симптомы болезни от явлений дизонтогенеза, при котором «выпадение» функции может быть обусловлено нарушением ее развития.

2) Продуктивные симптомы (плюс-симптомы). Связаны с явлениями патологической ирритации психических процессов. Примерами продуктивных расстройств являются различные невротические и неврозоподобные расстройства, судорожные состояния, страхи, галлюцинации, бредовые идеи и т.д.

3) Пограничными между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза являются так называемые возрастные симптомы, отражающие патологически искаженные и утрированные проявления нормального возрастного развития. Возникновение этих симптомов тесно связано с онтогенетическим уровнем реагирования на ту или иную вредность. Поэтому данные симптомы нередко более специфичны для возраста, чем для самого заболевания, и могут наблюдаться при самой разнообразной патологии: в клинике органических поражений мозга, ранней детской шизофрении, невротических состояний и т.д.

Связь возрастных особенностей и характера невротических расстройств.

После рождения повышается роль внешнего окружения или социума и поэтому при неблагоприятных социальных ситуациях развития у ребенка наиболее вероятно первичное развитие невротических реакций и неврозов.

Впоследствии невроз может обуславливать возникновение боле тяжелых расстройств психического развития.

Невроз – это собирательное название для группы функциональных, психогенных, обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению.

Психогенным фактором при неврозах во всех случаях являются неразрешенные конфликты (внешние или внутренние), кроме того, действие обстоятельств, вызывающих психологическую травму либо длительное перенапряжение эмоциональной и/или интеллектуальной сферы психики.

Для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов. Проявления невроза зависят от возраста, когда ребенок перенес стресс и степени воздействия стрессового фактора. Так в раннем детстве многие симптомы эмоциональных расстройств практически неотделимы от соматических нарушений.

В. Е. Коган: «Чем менее зрел организм, тем менее дифференцированы и более генерализированы его реакции, тем более при стрессе нарушены функции внутренних органов».

То есть, дети раннего возраста и дошкольники, реагируя на стрессовые факторы, трансформируют психические нарушения в заболевания внутренних органов и двигательные расстройства. Физиологической основой этой трансформации является вегетативная нервная система, обеспечивающая гомеостатическое регулирование всех органов и систем (именно нарушение гомеостаза с преобладанием тонуса одного из отделов – симпатического или парасимпатического – ведёт к нарушению функционирования одной или нескольких систем организма).

Это явление получило название соматизация. Заболевания внутренних органов, которые вызываются нарушением норм становления эмоций и сознания у детей/ребенка. Предрасположенность к соматизации связана с особенностями воспитания в семье, с тем, каких болезней у себя и ребенка опасаются взрослые, при каком заболевании крохи взрослые больше волнуются.

При этом физическое неблагополучие ребенка приобретает двойственный характер. С одной стороны — это рефлекторное отражение его эмоций внутренними органами, а с другой — привлечение внимания взрослых и возможность манипулировать ими.

Ковалев выделил несколько уровней психоневрологического реагирования и возрастные симптомы, свойственные для каждого из этих уровней:

1. Соматовегетативный (0-3 года),

2. Психомоторный (3-7 лет),

3. Аффективный (7-11 лет),

4. Эмоционально-идеаторный (11-17 лет).

1. От 0 до 3 лет соматовегетативные проявления.

· Аффективно-респираторные приступы могут начинаться у детей на первом месяце жизни. Они провоцируются резкой сменой окружающей среды.

· Нарушения кормления. Дети плохо берут грудь, беспокоятся во время кормления, отказываются от груди. Чаще это защитная реакция на неприятные ощущения, возникающие во время кормления, получают недостаточный эмоциональный отклик со стороны матери. Негативные ощущения прочно ассоциируются с актом сосания по типу отрицательного условного рефлекса.

· Нарушение сна выражается в длительном засыпании, частом спонтанном пробуждении, раннем пробуждении, крике, вздрагивании при тихих звуках, стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца и др.), сонливости или возбуждении в течение дня, иногда полной инверсии сна и бодрствования. Нарушение сна возникает после неприятного раздражителя.

· На втором году жизни у детей могут возникать устрашающие сновидения, эпизоды приступов ночных страхов. Ребёнок, не просыпаясь полностью, начинает кричать, вскакивать в кровати.

· Дневные страхи (страх чужих лиц, новых игрушек и т.д.) возникают под влиянием экзогенных факторов – физических и психических. Например, после вакцинации ребёнок долго боится врачей.

· Желудочно-кишечные расстройства. Поносы нередко чередуются с запорами. Нарушения со стороны кишечника легко возникают под влиянием различных психогенных факторов по типу условной связи.

· Нарушение аппетита, расстройства жевания и глотания. Зачастую это обусловлено страхом глотания.

· С нервной анорексией тесно связана привычная рвота. Дети отказываются от глотания густой или твердой пищи, при кормлении жидкой пищей у них появляется рвота, особенно если в пищу попадал комочек или пенка.

· Избирательность в еде. Дети отдают предпочтение жидкой пище и отказываются от твердой. Некоторые боятся новых блюд или стремятся к поеданию несъедобного (уголь, известь, песок).

· Функциональные сосудистые расстройства выражаются в быстрых колебаниях сосудистого тонуса (побледнение или покраснение кожных покровов, преходящие приступы цианоза, мраморность кожи).

· Гипертермия. После перенесенной острой вирусной инфекции у детей, подверженных неврозам, может длительное время (1–2 месяца) сохраняться субфебрильная температура, повышенная утомляемость.

2. От 3 до 7 лет психомоторные проявления.

· Неврозы, приобретенные в этом возрасте, характеризуются нарушением двигательной активности. Следствием этого является высокая утомляемость и истощаемость, низкая устойчивость внимания. У детей впервые могут появляться невротические тики. Ребёнок начинает моргать, гримасничать, высовывать язык, пожимать плечами и т.д.

· Заикание – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное со спазмом мышц, участвующих в речевом акте. Возникает, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с формированием мышления.

· Нарушения сна. Предрасполагающим фактором служат возбуждающие события перед сном – приход родителей с работы, ссора родителей, просмотр телевизора или игра на компьютере и т.д.

· Невротический энурез – непроизвольное мочеиспускание во время ночного сна. Невротический энурез возникает после более или менее длительного периода сформированных навыков опрятности.

· Невротический энкопрез – непроизвольное выделение кала при отсутствии заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Появление энкопреза характерно для длительного и тяжелого невроза в результате нарушений взаимоотношений между матерью и ребенком, наличия длительного внутрисемейного конфликта, чрезмерно строгих требований к ребенку.

3. От 7 до 11 лет аффективные проявления.

· У детей от 7 до 11 лет самыми частыми проявлениеми невроза являются головная боль и головокружение, при которых они чувствуют сердцебиение, тошноту, затруднение дыхания или глотания. Реже возникают немотивированные жалобы на боль в груди, спине, ногах, руках, сердце. Зачастую во время осмотра ребёнка обращают на себя внимание депрессивные особенности его мимики, характерная осанка, замедленность движений, вялость, безынициативность, необщительность, агрессивность.

· Другими проявлениями невроза у детей этой возрастной группы являются частые соматические болезни различной степени выраженности с нарушением пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной деятельности, выделительной функций, терморегуляции, а также хроническая боль.

· Страхи, связанные со школьной дезадаптацией.

· Трудности обучения.

4. С 11 до 17 лет эмоционально-идеаторные проявления.

· Сверхценные увлечения и интересы. Синдром философской интоксикации.

· Сверхценные ипохондрические интересы.

· Нарушения пищевого поведения. Анорексия, булимия.

· Обсессивно-компульсивные расстройства. Навязчивые идеи, мысли, ритуалы, действия.

· Расторможенность влечений. В основе дисфункция эндокринно-вегетативной системы.

· Психогенные реакции. Реакции протеста, оппозиции, эмансипации, трудность овладения своими эмоциями.

· Резкое увеличение депрессивных дебютов.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает возникновения симптомов предыдущих уровней, но они занимают периферическое место в картине дизонтогений.

Вывод:

Негативные симптомы. В значительной степени определяют специфику и тяжесть дизонтогенеза.

Продуктивные симптомы. Менее специфичны для дизонтогенеза, но все же оказывают общее тормозящее воздействие на психическое развитие ребенка.

Возрастные симптомы. Являются пограничными между продуктивными симптомами болезни и самими явлениями дизонтогенеза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: