Определение специальной психологии

Специальная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками. Специальная психология исследует различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.

Неблагоприятная ситуация признаётся патогенной, способной спровоцировать те или иные отклонения в развитии при трех условиях:

1. Сила ее воздействия превышает компенсаторные возможности индивида.

2. Ситуация относительно устойчиво изменяет характеристики актуального функционирования психики в параметрах точности, полноты и скорости отражательных и регуляторных функций.

3. Изменяет темп её возрастного развития.

Сами осложненные условия не могут изменить его сущности и направленности, но придают ему определенную специфику в форме особого способа реализации.

Объект специальной психологии – люди с физическими и психическими недостатками или с особыми образовательными потребностями и отношение к ним в обществе на разных этапах развития.

(Взрослые изучаются тоже)

Предмет специальной психологии – это закономерности развития и проявления психики различных групп людей с проблемами в развитии.

Предметом специальной психологии является изучение процесса психического развития в стеснённых обстоятельствах (Сорокин В. М.).

В задачи специальной психологии входит:

1. Изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и, прежде всего, в условиях коррекционного обучения.

2. Создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития.

3. Разработка средств психологической коррекции недостатков развития.

4. Психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками.

5. Психологическая коррекция дезадаптации.

В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик.

Прикладные задачи в помощь специальной психологии:

1. Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений.

2. Психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях.

3. Психологическая профилактика нарушения психического развития (работа с родителями).

Отрасли специальной психологии.

1. Психология умственно-отсталых (олигофренопсихология).

2. Психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология).

3. Психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология).

4. Психология слепоглухонемых.

5. Логопсихология (психология людей с недостатками речи).

6. Психология детей с задержкой в развитии.

7. Психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата (ДЦП).

8. Психология лиц с нарушением эмоционально-личностной сферы и поведения.

Методы специальной психологии делятся на три группы:

1. Методы исследования (наблюдение, анкетирование, эксперимент).

2. Методы профилактики (первичная, вторичная и третичная психопрофилактика).

3. Методы воздействия (психокоррекция).

Принципы специальной психологии:

1. Принцип детерминизма. Все психические и педагогические явления понимаются как явления причинно – обусловленные объективной действительностью. Они обусловлены деятельностью мозга. Изучение психических явлений обязательно должно устанавливать причины, которые вызвали это явление.

2. Принцип развития. Анализ процесса возникновения дефекта. Объяснение того, продуктом какого изменения предшествующего развития является этот дефект. Этот принцип выражается в том, что все психические и педагогические явления рассматриваются, как постоянно количественно и качественно изменяющиеся и развивающиеся.

3. Принцип единства сознания и деятельности. Именно деятельность является условием возникновения, фактором формирования и объектом приложения сознания человека. Сознание – это регулятор поведения и действий человека. Деятельность аномального ребенка является одним из важных параметров оценки уровня его развития.

4. Принцип отражения. Утверждение, что сознание есть субъективное отражение объективного мира. Признание необходимости для психологов изучать психику, сознание не как нечто самодовлеющее и развивающееся по собственным имманентным законам, а как обусловленное объективным бытием, отражением которого оно является.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: