Лебединский. Психологические параметры дизонтогенеза

1. Функциональная локализация нарушений.

Два вида дефекта: частный дефект (обусловленный дефицитарностью отдельных функций) и общий дефект (связанный с нарушением регуляторных систем).

Подвиды общего дефекта:

– Нарушения подкорковых систем. Снижение уровня бодрствования, психической активности. Патология влечений или элементарные эмоциональные расстройства.

– Нарушения корковых систем. Дефекты интеллектуальной деятельности. Недостаточность целенаправленности, программирования, контроля, нарушение более сложных специфически человечных эмоциональных образований.

Общие и частные нарушения выстраиваются в определенную иерархию. Дисфункция регуляторных систем влияет в той или иной степени на все стороны психического развития. Нарушение частных функций при прочих равных условиях более парциальны и нередко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных систем.

При описании морфофункциональной организации мозга применяют 2 подхода: горизонтальный и исходящий из принципа иерархической организации головного мозга.

1) Горизонтальный подход.

Нарушения правого/левого полушария. Мозг делится на правое полушарие и левое полушарие. Левое полушарие доминирует в заданиях, требующих вербализации и категоризации информации. Правое полушарие обеспечивает опознание обратных целостных стимулов.

2) Принцип иерархической организации: деление на первичные, вторичные и третичные поля. Первичные имеют непосредственный выход на сенсомоторную периферию, вторичные - анализируют и обобщают информацию, полученную от первичных центров, третичные - синтезируют различные потоки информации и тем самым обеспечивают целостный характер психической деятельности. Патологическая нейропсихологическая симптоматика, наблюдаемая у детей, сходна со взрослой, однако значительно беднее по своему характеру из-за нескольких причин:

- У детей не выстроены необходимые межфункциональные связи, поэтому симптоматика характеризуется фрагментарностью, мозаичностью.

- Доминируют симптомы задержки и нарушения развития. Поэтому симптоматика у детей выражена недостаточной очерченностью, мозаичностью и фрагментарностью.

- Пластичность мозговых систем у детей много выше, чем у взрослых.

Однако это не отменяет положения, что компенсаторные возможности выше при поражении небольшого участка мозга, а при диффузном поражении компенсаторные возможности ограничены.

2. Роль времени поражения в возникновении симптомов дизонтогенеза

Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Чем раньше возникает нарушение нервной системы, тем более вероятны явления недоразвития. Чем позднее, тем более характерны явления повреждения с распадом структуры психической функции. Не следует путать недоразвитие и повреждение.

Временной фактор определяется также длительностью периода развития данной функции в онтогенезе. Чаще повреждаются функции, имеющие подкорковую локализацию. Формирование некоторых в онтогенезе завершается относительно рано. Корковые же функции, имеющие более длительный период развития при раннем воздействии вредности чаще либо стойко недоразвиваются, либо временно задерживаются в развитии. Каждая функция в онтогенезе проходит через сензитивный период. Этот период характеризуется не только наибольшей интенсивностью развития, но и наибольшей неустойчивостью. Неустойчивость психических функций в сензитивном периоде при воздействии дизонтогенетического фактора может обуславливать три рода явлений:

1) Регресс. Возврат функции на более ранний возрастной уровень как временный, так и стойкий, связанный с повреждением функции.

2) Стойкое нарушение. Психические функции начинают функционировать неправильно.

3) Распад функции. Грубая дезорганизация или выпадение.

Отставание в развитии не носит равномерный характер. При повреждении нервной системы в первую очередь страдают функции, которые непосредственно с ней связаны. Затем страдают те функции, которые находятся в это время в сензитивном периоде. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стойки явления регресса и более вероятны явления распада. Профиль психического развития ребенка с нарушением будет иметь мозаичный характер.

3. Взаимоотношения между первичным и вторичным фактором.

Такое соотношение называется структурой нарушения развития.

Исходя из идеи о системном строении дефекта Л.С. Выготского, в аномальном развитии выделяют 2 группы симптомов.

Первичные нарушения. Представляют собой мало обратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, которые вызываются непосредственным воздействием патогенного фактора. Эти нарушения непосредственно вытекают из биологического характера болезни. Кода же субстрат болезненного процесса неизвестен, выделяют не первичный, а основной дефект.

Вторичные (системные) нарушения. Представляют собой более обратимые изменения процесса развития психических функций и эти изменения непосредственно связаны с первичной нарушенной функцией. Возникают опосредованно.

Возникновение системных отклонений связано с тем, что любое первичное нарушение препятствует процессу усвоения человеческого опыта социализации.

Третичное нарушение (встречаются в литературе) – нарушение не имеет непосредственных связей с первично поврежденной функцией. Часто рассматриваются наряду с индивидуальных признаков.

Механизмы возникновения вторичных нарушений:

1) Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденными.

2) Специфичность недоразвития уменьшается по мере удаления от основного дефекта. Чем сложнее психический процесс, чем больше он опосредован рядом межцентральных взаимодействий, тем больше факторов может привести к конечному сходному результату вторичных нарушений.

3) Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находились в сензитивном периоде. В результате, разные вредности могут приводить к одинаковому результату.

4) Направление вторичного недоразвития или его вентральность может быть сверху вниз или снизу вверх.

5) Фактор социальной депривации. Первичный дефект, в той или иной мере препятствуя общению, тормозит приобретение знаний и умений. Своевременно не осуществленная психолого-педагогическая коррекция трудностей приводит к выраженной вторичной микросоциальной и педагогической запущенности.

Сорокин В. М.

Четыре механизма развития вторичного нарушения психического развития:

1. Коммуникативный механизм. Любое первичное нарушение в разной степени и с разных сторон затрудняет и передачу, и усвоение культурного опыта, и тем самым замедляет процесс психического развития.

2. Депривационный механизм. Своеобразие жизненной ситуации детей с отклонением в развитии таково, что большинство из них неизбежно вынуждены находиться в депривационной ситуации длительное время.

3. Деятельностный механизм. Нарушения процесса развития психики как первичное явление, обязательно, практически при всех формах дизонтогенеза, оказывается на развитии моторной сферы, предметных действий и разных форм деятельности.

4. Речевой механизм. Отмечается отставание в речевом развитии. Одна из причин развития вторичного нарушения.

В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными нарушениями и биологически, и социально обусловленными. Если на первых этапах развития основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, то затем, ведущее место в отношении к обучению занимают вторично возникшие явления психического недоразвития, а также негативные личностные установки.

Качественный анализ нарушенного развития подразумевает выделение трех групп психических феноменов:

- Первично нарушенные функции

- Вторично задержанные функции

- Сохранные функции

Три типа межфункциональных взаимодействий:

1. Временная независимость функций. Характерна для ранних этапов дизонтогенеза. При патологии превращается в изоляцию. Изолированная функция, лишенная воздействия со стороны других функций останавливается в своем развитии и теряет адаптивный характер. Изолированной может стать и первично сохраненная функция, если для ее дальнейшего развития необходимы координирующие воздействия со стороны нарушенной функции.

2. Ассоциативный тип (принцип цепочки). Разрозненные и разномодальные чувственные влечения объединяются в одно целое на основе временно-пространственной близости. При патологии возникает повышенная инертность и фиксация временно-пространственных связей, а также трудность усложнения и перехода к иерархическим связям. Например, фиксация страхов с прошлого возрастного периода.

3. Иерархический тип. Формируется в процессе усложняющейся предметной деятельности и общения. Обладает высокой пластичностью и устойчивостью. Это достигается за счет того, что выделяют ведущие регуляторные уровни и фоновые технические уровни.

Каждый из этих технических уровней обладает определенной автономностью, то есть, решает свою личную задачу. Поэтому нарушение одного из звеньев при сохранности других возникает компенсаторная пластичная перестройка психического процесса, а не нарушение его целостности. Эта перестройка и усложнение данных вариантов межфункционального взаимодействия протекает в определенной хронологической последовательности, которая обусловлена законом гетерохронии (равномерность формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим). При аномальном развитии закон гетерохронии нарушается всегда. При нарушениях наблюдается асинхрония развития. Три проявления асинхронии:

1. Явления ретардации - незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм, характерные для олигофрении и задержки психического развития.

2. Явления патологической акселерации отдельных функций.

3. Сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций.

Микадзе Ю. В. «Иррегулярность психического развития».

Расположена между нормой и патологией. Включает в себя непатологические отклонения психического развития, связанные либо с изменениями функциональных систем, либо с отставанием в формировании функциональных систем. Считается, что неподчиняемость определенному порядку, неравномерность, возникающая в силу индивидуальных особенностей онтогенеза ребенка.

Методология Семаго М. М. и Семаго Н. Я.

Трехкомпонентная модель анализа психического развития.

Особенности сформированности базовой структурной организации психического в целом и каждой из ее составляющих определяют варианты дизонтогенеза и его модально-специфические свойства. В процессе условно-нормативного развития изменения характеристик уровней синхронизованы между собой. Рассогласование в темпах формирования этих трех уровней будет обуславливать появление тех или иных симптомокомплексов дизонтогенеза.

1. Казуальный уровень отражает первопричины специфики развития, в том числе и специфики дизонтогенеза.

- Нейробиологическая организация (медицинские данные).

- Пространственно-функциональная организация мозговых систем. Рассматривается как определяющий ресурсные возможности, как важный прогностический фактор. Прогрессирование латерализации и становление специализации полушарий головного мозга. Формирование межфункциональных взаимодействий. Наличие ведущего полушария.

- Социальные условия развития. Проблема педагогической или микросоциальной запущенности. Проблемы внутрисемейной ситуации и межличностных отношений. Образовательная среда.

2. Уровень базовой структурной организации психического. Каждый из компонентов данного уровня может быть представлен как многоуровневая структура. Компоненты построены по матрешечному типу.

- Регуляторные структуры обеспечения психической активности.

1) Регуляторное обеспечение двигательной активности. Топическая организация двигательной активности. Элементарные однократные движения. Простые и спонтанные многоступенчатые двигательные программы (например, реципрокные программы).

2) Программируемые и контрольные регуляции, определенное регуляторное обеспечение психических процессов и функций (алгоритмизация, разработка программ и контроль над выполнением этих программ).

3) Рефлексивно-волевая регуляция. Осознаваемая рефлексивная и вербально-оформляемая регуляция. Осуществляется с элементами волевого усилия, а затем становятся более осознанными, пролонгированными волевыми актами. Проявляется в интеллектуальной рефлексии.

4) Регуляторное обеспечение межличностных коммуникаций. Регуляция поведения ребенка в социуме со сверстниками. В последствии, понимание и удержание инструкции взрослого и возможность регуляции диалога.

- Ментальные структуры. Обеспечивают возможность поступления информации о происходящих событиях и ее преобразование, а также управление процессами переработки информации и избирательность интеллектуального отражения.

Концепция Холодной М. А.

1) Телесные интеграции. Ощущения, идущие от проприоцептивных рецепторов. Уже в первые месяцы жизни эти ощущения начинают интегрироваться в виде разнообразных сенсомоторных «полей». Определяет развитие регуляции в овладении своим телом, формировании схемы тела.

2) Пространственная целостность. Возможность целостного анализа собственной телесности и пространства окружающих объектов. Это анализ пространственного расположения объектов как по отношению к собственному телу, так и между собой.

3) Пространство речи и языка (квазипространственные представления). В начале ребенок использует обозначения типологического плана (тут, вон, там). Позже ребенок использует слова, которые обозначают координатные и метрические представления. Включается возможность грамматического высказывания. Возможность оперирования математическими и временными представлениями.

4) Пространство межличностных отношений ребенка. Формирование проходит на фоне достаточной сформированности системы «нижележащих» пространственных представлений и в тесной взаимосвязи как с произвольной регуляцией поведения, так и с уровнем эмоционального контроля. Пространство намерений и цели участников коммуникативного процесса. Возможность обратной связи.

- Аффективная организация поведения и сознания. Концепция Никольской О. С., Лебединской К. С.

На каждом из них решаются качественно различные задачи адаптации в мире: они не могут подменить друг друга, а ослабление или усиление функционирования одного из них приводит к явлениям общей дезадаптации.

1) Уровень аффективной пластичности (более раннее название – полевая реактивность).

Наиболее глубинный уровень организации. Призван обеспечивать общую, не избирательную гармонизацию и регуляцию психического тонуса. Охраняет от травмирующих переживаний, интенсивных положительных или отрицательных воздействий. Обеспечивает разрешение витальных задач адаптации к внешнему миру и саморегуляции.

2) Уровень аффективных стереотипов.

Определяет активную избирательность во взаимодействии со средой. Обеспечение эффективного процесса реализации потребностей, прежде всего, соматические нужды. Приспособительным смыслом этой работы является опредмечивание потребности и фиксация результативных аффективных стереотипов контакта с окружающим.

Таким образом, основная задача уровня – связывание значимых признаков в устойчивые аффективные комплексы, активная их фиксация в пространстве и организация индивидуального временного стереотипа. Это позволяет ориентироваться на прошлый опыт для стабильного предвосхищения будущего. На этом уровне решается задача – где, как и когда может быть удовлетворена данная потребность.

Потребность обретает плоть, дифференцируется, конкретизируется, активно окрашивает внешние обстоятельства, определяя их качество, а именно, пригодность или не пригодность для субъекта. Возникает механизм переживания удовольствия или неудовольствия в чувственной форме. Это пространство индивидуальных пристрастий и опасностей, а также точек опоры и условий организации движений. Борьба с реально не устранимыми травмирующими отрицательными переживаниями, для которых этим уровнем вырабатываются соответствующие механизмы психологической защиты: связывание; капсулирование; частичная нейтрализация.

Эти аффективные стереотипы составляют культурную память человечества, как запаса полезных знаний и умений, которые позволяют нам выжить.

3) Уровень аффективной экспансии.

Определяет организацию процесса достижения витально значимой цели в условиях неизвестности изначальной непредсказуемости развития ситуации. Поэтому, приспособительным смыслом деятельности этого уровня является экспансия – активное овладение ситуацией, выбор цели и преодоление препятствий.

Основное психическое образование этого уровня – это переживание себя как активного центра ситуации, возможные причины ее преобразования.

Основная смыслообразующая задача уровня – опредмечивание себя как субъекта действия, оценка способности вести активную борьбу со складывающимися обстоятельствами.

Аффективная ориентировка данного уровня позволяет накопить опыт конкретных удач и поражений. Этот опыт создает предпосылки для развития личностного механизма уровня притязаний.

Таким образом, этот уровень вносит в нашу жизнь новизну и азарт, позволяет принимать решение, сосредоточиваться на преодолении трудностей и стремлении к достижению, служит основой интеллектуального развития и, прежде всего, понимания причинно-следственных связей.

4) Уровень эмоционального контроля.

Организует наиболее активные и сложноструктурированные формы адаптации, определяя произвольность в отношениях с миром. Уровень дает возможность использования в индивидуальной адаптации аффективного опыта других людей. При этом человек подчиняет свою индивидуальную аффективную жизнь эмоциональному контролю других людей. На этом уровне мы начинаем ориентироваться на ожидания других людей, что активно организует другого человека.

Итог: общественно-признанное поведение, социальное подражание, следование правилам, сочетание с самоограничением и самоконтролем.

Этот уровень опосредованно обеспечивает контроль общества над индивидуумом, его аффективной жизнью. Ориентация на опыт другого человека формирует иерархическую структуру переживания, в первую очередь эмпатию. Возникает возможность войти в социальную жизнь и найти привязанность с другими людьми, создавать эмоциональные привязанности.

5) Уровень символических регуляций.

Четко не выделен. Бардышевская, Лебединский.

Уровень определяет осмысление или понимание ребенком собственного эмоционального опыта в образах, словах через которые ребенок выражает свои эмоции.

Составляющие базового уровня тесно взаимосвязаны между собой.

Анализ психического развития ребенка, с точки зрения сформированности регуляторного компонента и ментальных структур, дает возможность оценить уровень сформированности познавательной деятельности в целом. Оценка сформированности регуляторного обеспечения активности ребенка совместно с аффективной организацией дает возможность проанализировать поведение ребенка. Оценка особенности аффективной организации во взаимосвязи с ментальными структурами (в первую очередь с уровнем телесных интеграций) дает возможность оценить Я-концепцию, самоактуализацию ребенка, в точности компонент самооценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: