double arrow

Связь специальной психологии с другими науками

Возникла на стыке медицины, психологии и дефектологии.

Уровни – внутрипсихологический и междисциплинарный.

Внутрипсихологический уровень.

1. Связь специальной и общей психологии.

Общая психология дает методологическую базу. Так, связи специальной и общей психологии вытекают из сходства их определений, методов, понятийного аппарата. Но если общая психология изучает наиболее общие закономерности психической деятельности, строение и развитие психики в норме, то специальная психология изучает такие закономерности при атипичном (отклоняющемся и нарушенном) развитии.

2. Специальную и возрастную психологию сближает общность их объекта – развивающийся человек. Проблемы специальной психологии решаются с учетом возрастных особенностей человека

3. С педагогической психологией особо интенсивное взаимодействие происходит при установлении закономерностей овладения знаниями, умениями, навыками детьми с атипией, при изучении изменений их психики в процессе учебно-воспитательной работы.

4. Возрастное психологическое консультирование.

Общей задачей является контроль за ходом психического развития ребенка.

Подзадачи:

- Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;

- Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;

- Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);

- Составление совместно с педагогическими психологами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьного обучения для учителей, родителей и других лиц;

- Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье (совместно со специалистами по семейной психотерапии);

- Коррекционную работу в специальных группах при консультации с детьми и родителями;

- Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.

5. Изучение особенностей психического развития при патологических состояниях привносит общие моменты в специальную и клиническую психологию. А также, специальная психология связана с другими разделами клинической психологии – патопсихологией, нейропсихологией и психосоматикой детского возраста. Есть точка зрения, что данные разделы можно включить в специальную психологию, поскольку информация из этих разделов является основой для построения психологии дизонтогенеза.

Ю.В. Прилепко: Специальная психология и патопсихология – разные науки. Патопсихология – процесс распада психики. Специальная психология – процесс развития психики.

6. Связь с экспериментальной психологией.

Дает методологию построения эксперимента.

Взаимодействие специальной психологии с другими разделами психологической науки расширяется по мере дифференциации психологии в целом и появления новых задач специальной психологии.

Внешний психологический уровень.

1. Педагогика.

Взаимосвязь специальной психологии и педагогики выражается в том, что научные исследования в области специальной психологии в основном направлены на обеспечение учебного процесса детей с нарушением в развитии.

2. Медицина.

Не менее тесными являются связи специальной психологии с медициной. Они обуславливаются общим объектом изучения (субъектом с врожденными и приобретенными отклонениями и нарушениями психического развития), но отличаются предметом изучения. Наиболее прочны связи специальной психологии с неврологией, психиатрией и физиологией.

3. Клинические дисциплины изучают этиологию и патогенез заболеваний, появление и чередование симптомов и синдромов, прогнозируют заболевания, занимаются их лечением и профилактикой.

Специальная психология изучает закономерности атипичного психического развития, его механизмы, особенности формирования личности лиц с атипией развития, квалифицирует атипии в понятиях современной психологии, занимается психодиагностикой и психопрофилактикой атипий, разрабатывает теоретические основы психокоррекционной, психотерапевтической и психореабилитационной работы с соответствующим контингентом.

Связь специальной психологии с техническими науками.

Выделение специальной психологии в самостоятельную науку произошло, с одной стороны, вследствие запросов практики, с другой стороны, вследствие накопления и систематизации научных знаний в дефектологии, медицине, возрастной психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: