Возникла на стыке медицины, психологии и дефектологии.
Уровни – внутрипсихологический и междисциплинарный.
Внутрипсихологический уровень.
1. Связь специальной и общей психологии.
Общая психология дает методологическую базу. Так, связи специальной и общей психологии вытекают из сходства их определений, методов, понятийного аппарата. Но если общая психология изучает наиболее общие закономерности психической деятельности, строение и развитие психики в норме, то специальная психология изучает такие закономерности при атипичном (отклоняющемся и нарушенном) развитии.
2. Специальную и возрастную психологию сближает общность их объекта – развивающийся человек. Проблемы специальной психологии решаются с учетом возрастных особенностей человека
3. С педагогической психологией особо интенсивное взаимодействие происходит при установлении закономерностей овладения знаниями, умениями, навыками детьми с атипией, при изучении изменений их психики в процессе учебно-воспитательной работы.
|
|
4. Возрастное психологическое консультирование.
Общей задачей является контроль за ходом психического развития ребенка.
Подзадачи:
- Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;
- Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;
- Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);
- Составление совместно с педагогическими психологами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьного обучения для учителей, родителей и других лиц;
- Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье (совместно со специалистами по семейной психотерапии);
- Коррекционную работу в специальных группах при консультации с детьми и родителями;
- Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.
5. Изучение особенностей психического развития при патологических состояниях привносит общие моменты в специальную и клиническую психологию. А также, специальная психология связана с другими разделами клинической психологии – патопсихологией, нейропсихологией и психосоматикой детского возраста. Есть точка зрения, что данные разделы можно включить в специальную психологию, поскольку информация из этих разделов является основой для построения психологии дизонтогенеза.
|
|
Ю.В. Прилепко: Специальная психология и патопсихология – разные науки. Патопсихология – процесс распада психики. Специальная психология – процесс развития психики.
6. Связь с экспериментальной психологией.
Дает методологию построения эксперимента.
Взаимодействие специальной психологии с другими разделами психологической науки расширяется по мере дифференциации психологии в целом и появления новых задач специальной психологии.
Внешний психологический уровень.
1. Педагогика.
Взаимосвязь специальной психологии и педагогики выражается в том, что научные исследования в области специальной психологии в основном направлены на обеспечение учебного процесса детей с нарушением в развитии.
2. Медицина.
Не менее тесными являются связи специальной психологии с медициной. Они обуславливаются общим объектом изучения (субъектом с врожденными и приобретенными отклонениями и нарушениями психического развития), но отличаются предметом изучения. Наиболее прочны связи специальной психологии с неврологией, психиатрией и физиологией.
3. Клинические дисциплины изучают этиологию и патогенез заболеваний, появление и чередование симптомов и синдромов, прогнозируют заболевания, занимаются их лечением и профилактикой.
Специальная психология изучает закономерности атипичного психического развития, его механизмы, особенности формирования личности лиц с атипией развития, квалифицирует атипии в понятиях современной психологии, занимается психодиагностикой и психопрофилактикой атипий, разрабатывает теоретические основы психокоррекционной, психотерапевтической и психореабилитационной работы с соответствующим контингентом.
Связь специальной психологии с техническими науками.
Выделение специальной психологии в самостоятельную науку произошло, с одной стороны, вследствие запросов практики, с другой стороны, вследствие накопления и систематизации научных знаний в дефектологии, медицине, возрастной психологии.