Бухгалтерская экспертиза

Тел. 267-74-74, 267-74-73, 267-70-01, 267-70-03, 267-70-05

В процессе производства судебно-бухгалтерской экспертизы решаются следующие задачи:

1. Выявление учетных несоответствий в данных о хозяйственных операциях, отраженных в первичных учетных документах, регистрах бухгалтерского учета и отчетности; установление величины учетных расхождений, механизма их образования.

2. Установление обстоятельств, связанных с исследованием документального оформления и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операций приема, хранения, реализации товарно-материальных ценностей и движения денежных средств.

3. Определение дохода, полученного юридическими или физическими лицами от незаконной деятельности.

4. Определение соответствия (несоответствия) порядка учета хозяйственных операций требованиям бухгалтерского учета и отчетности и действующим нормативным актам, а также соответствия или несоответствия показаний проходящих по делу лиц данным бухгалтерского учета; установление и анализ недостатков в системе бухгалтерского учета и отчетности.

5. Определение тождественности, экономической сути и характера данных неофициального учета "черновых" записей и данных официального учета предприятия.

6. Определение сумм задолженности по заработной плате работникам организаций за определенный период (период исчисляется от двух месяцев и более), установление механизма образования сложившейся задолженности, периода образования.

Эксперт-бухгалтер может решать также и другие задачи, связанные с несоблюдением требований бухгалтерского учета и контроля, финансовой, кассовой и расчетной дисциплины, если для этого необходимо применение его специальных знаний.

Вопросы, решаемые по выявлению учетных несоответствий в данных о хозяйственных операциях, отраженных в первичных учетных документах, регистрах бухгалтерского учета и отчетности; установлению величины учетных расхождений, механизма их образования:

1. Соответствуют ли данные синтетического учета и отчетности в организации за определенный период первичным документам по оприходованию денежных средств? Если нет, то на какую сумму допущено искажение показателей отчетности об объемах привлеченных денежных средств?

2. Соответствуют ли данные синтетического учета и отчетности показателям аналитического учета и первичных документов по оприходованию готовой продукции? Если нет, то на какую сумму допущено искажение показателей отчетности о выпуске продукции?

3. Какое влияние на финансовые показатели окажут выявленные ревизией факты неотражения в бухгалтерском учете организации-поставщика отгрузок товаров в адрес покупателей и оплаты ими по документам?

4. Отражением каких учетных операций являются представленные на исследование (указывается конкретный перечень объектов) записи? Каким образом изменится результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия с учетом встречных документов, подтверждающих оплату реализованной продукции?

5. К какому периоду относятся выявленные расхождения в учетных данных о приходе (расходе) имущественных ценностей?

6. Повлияли ли выполненные в определенном периоде установленные следствием факты на финансовые результаты отчетного периода? Если да, то, каким образом это отразилось на состоянии имущества предприятия?

7. Соответствуют ли данные синтетического учета и отчетности (наименование организации) данным аналитического учета и первичных документов по (какой-либо финансово-хозяйственной операции)? Если нет, то на какую сумму допущено несоответствие отчетности об операции, явившейся предметом изучения?

8. Какие записи в регистрах учета (наименование организации), касающиеся приобретения товарно-материальных ценностей у (наименование организаций) за период с... по... не подтверждены первичными документами?

9. Полностью ли оприходованы денежные средства, поступившие в качестве оплаты за товар?

Вопросы, решаемые по установлению обстоятельств, связанных с исследованием документального оформления и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операций приема, хранения, реализации товарно-материальных ценностей и движения денежных средств:

1. Отражены ли в учете склада материальные ценности, поступившие по следующим документам (указать какие)?

2. Имеется ли задолженность организации перед поставщиками, в какой сумме и за какой товар? В чем она выразилась; какими документами подтверждается; ее период образования?

3. Какие записи в регистрах бухгалтерского учета не подтверждены первичными документами?

4. В каком периоде и на какую сумму списаны конкретные ценности без надлежащих документов или по неправильно составленным документам?

5. Каковы обоснованность и правильность совершения расходных операций: списание денежной выручки; отпуск товаров в другие торговые предприятия и т.д.?

6. Какова сумма необоснованно начисленной и выданной заработной платы?

7. Соответствуют ли записи в системе счетов бухгалтерского учета (наименование организации) о приобретении и реализации товаров по первичным документам за период с... по... г.? Если имели место несоответствия, то в чем они состоят и как повлияли на формирование соответствующих показателей бухгалтерской отчетности за... квартал... года?

8. Надлежащим ли образом оформлена отраженная в бухгалтерском учете (наименование организации) финансово-хозяйственная операция по переуступке права долга (наименование организации) по договору (номер, дата), заключенному между... и... (наименование организаций)?

Вопросы, решаемые по определению дохода, полученного юридическими или физическими лицами от незаконной деятельности:

1. Какова сумма дохода (выручки), полученного (наименование юридического лица или ФИО гражданина-предпринимателя физического лица) за период с... по... от... (вид деятельности) без учета расходов?

2. Какова сумма дохода (выручки), полученного (наименование юридического лица или ФИО гражданина-предпринимателя физического лица) за период с... по... от... (вид деятельности) с учетом расходов?

3. Какова сумма дохода (выручки), полученного (наименование юридического лица) за период с... по... от... вида банковской деятельности, осуществляемой без лицензии?

Вопросы, решаемые по определению соответствия (несоответствия) порядка учета хозяйственных операций требованиям бухгалтерского учета и отчетности и действующим нормативным актам, а также соответствия или несоответствия показаний проходящих по делу лиц данным бухгалтерского учета; установление и анализ недостатков в системе бухгалтерского учета и отчетности:

1. Соответствует ли Правилам ведения бухгалтерского учета оформление операций по расходованию денежных средств со счетов организации, произведенное по следующим платежным поручениям?

2. Какие требования Правил ведения бухгалтерского учета не были выполнены в организации при оприходовании и выплате денежных средств по следующим документам?

3. Правильно ли организована постановка бухгалтерского учета в организации и в какой мере она достоверна?

4. Соблюдались ли в организации требования действующих нормативных актов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета при оформлении реализации товара?

5. В соответствии ли с установленными правилами оформлялись первичные и сводные документы по конкретным хозяйственным операциям?

6. Какие отклонения от правил допускались при составлении расчетных и платежных ведомостей, калькуляций и других документов бухгалтерского оформления?

7. Каковы недостатки в постановке и ведении бухгалтерского учета и отчетности, способствующие образованию недостачи?

8. Подтверждается ли содержащаяся в протоколах допросов информация данными бухгалтерского учета?

9. В соответствии ли с требованиями бухгалтерского учета отражено оприходование в кассу (наименование организации) денежных средств, снятых с использованием чеков с расчетного счета в банке (наименование банка) в... году?

Вопросы, решаемые по определению тождественности, экономической сути и характера данных неофициального учета "черновых" записей и данных официального учета предприятия:

1. Какие суммы денежных средств из представленной эксперту книги оперативного (чернового) учета магазина не поступили в кассу (на расчетный счет)?

2. Являются ли представленные журналы (блокноты, распечатки данных ПК) регистрами, содержащими учетные записи? Если да, то имеют ли они тождество с данными официального учета?

3. На что повлияют расхождения между данными о хозяйственных операциях, отраженными в учетных регистрах и бухгалтерской отчетности предприятия, и записями об аналогичных операциях в "черновых" документах?

4. Как изменится объем реализации товаров в организации с учетом записей, содержащихся в неофициальном учете за определенный период?

5. Какова сумма необоснованно списанной продукции, с учетом неофициальной документации о движении товарно-материальных ценностей?

Вопросы, решаемые по определению сумм задолженности по заработной плате работникам организаций за определенный период (период исчисляется от двух месяцев и более), установление механизма образования сложившейся задолженности, периода образования:

1. Имели ли место в течение календарного периода (указать период исследования) факты невыплат заработной платы работникам организации? Если да, то какие суммы заработной платы на выплачены и каков период их образования?

2. Какова динамика выплаты заработной платы работникам организации в течение календарного года с разбивкой по месяцам исследуемого периода?

3. Располагала ли данная организация денежными средствами в период невыплат заработной платы работникам? Если да, то какие суммы денежных средств поступили в исследуемый период и каковы источники их поступления?

4. Какая сумма из поступивших денежных средств на расчетный счет и в кассу организации была направлена на выплату заработной платы?

5. Каковы направления расходования денежных средств, поступивших в организацию за указанный период?

6. Какова дебиторская и кредиторская задолженность организации в период образования задолженности по заработной плате?

Требования к материалам, направляемым на экспертизу:

Для производства судебно-бухгалтерской экспертизы необходимо предоставить документы, которые могут являться объектами экспертных исследований:

- Документы-основания: устав организации, учредительный договор, приказ, распоряжение, письмо, договор, заявление, смета, заявка, исполнительный лист, штатное расписание, договор подряда, трудовое соглашение, табель учета рабочего времени, технический паспорт, справка-счет и др.;

- Первичные учетные документы: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, контрольно-кассовый чек, платежное поручение, платежное требование, чек на получение наличных денег, инкассовое поручение, лицевые счета работников, счет-фактура, накладная, акт приема-передачи основных средств, акт на списание МБП или основных средств, акт выполненных объемов работ и др.;

- Сводные учетные документы: кассовая книга, отчет кассира, контрольно-кассовая лента, книга кассира-операциониста, авансовый отчет, выписки банка по расчетным и валютным счетам, инвентарная книга учета основных средств, накопительная ведомость накладных на поступление или списание МБП, реестр накладных (актов) о выпуске или отгрузке продукции, и др.;

- Регистрация выписки первичного документа: журнал регистрации выписанных приходных и расходных кассовых ордеров, книга регистрации банковских документов, книга регистрации выписанных счетов-фактур, журнал регистрации выписки нарядов, книга учета поступления сырья и материалов, карточки лицевого счета, ведомости начисления заработной платы и др.;

- Аналитический учет: оборотные ведомости к журналам-ордерам № 6, 7, 8 по материальным счетам, основным фондам и др.; ведомость № 16 к журналу-ордеру № 11 или машинограммы их заменяющие; оборотная ведомость, расчетно-платежная ведомость, карточка складского учета и др.;

- Синтетический учет: журналы-ордера № 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 15, 16; ведомости № 1, 2, 3; или машинограммы их заменяющие;

- Сводный учет: главная книга, контрольная ведомость, оборотный баланс, машинограммы их заменяющие;

- Отчетность: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках – форма №2, отчет о движении капитала – форма №3, отчет о движении денежных средств – форма №4, приложение к бухгалтерскому балансу – форма №5;

- Контроль: инвентаризационные ведомости (описи), акты сверок взаиморасчетов;

- Прочие материалы дела: протоколы допросов, акты документальной ревизии, записи оперативного (чернового) учета; документы, приобщенные к делу в качестве доказательств и имеющие сведения, относящиеся к предмету экспертизы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: