Как финансовое явление».
1. Бюджетный дефицит: сущность и способы его покрытия.
2. Источники финансирования дефицита бюджета.
Бюджетный дефицит: сущность и способы его покрытия.
** Бюджеты различных уровней основываются на принципе сбалансированности (БК, гл.5), который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
** Однако достичь равенства доходов и расходов крайне трудно и обычно доходы бюджета превышают его расходы и наоборот.
|
|
** Превышение доходов над расходами называется профицитом бюджета, а превышение расходов над доходами — дефицитом бюджета.
** Следует помнить, что бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий.
(В современном мире нет государств, которые в те или иные периоды своей истории не сталкивались бы с бюджетным дефицитом!!!)
** Основные причины возникновения бюджетного дефицита:
Во-первых, дефицит может возникнуть в связи с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономик и. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
Во-вторых, дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода.
В-третьих, бюджетный дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит — явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих политических решений.
** Вывод: для страны с динамично развивающейся экономикой, с устойчивыми, а главное, эффективными международными связями бюджетный дефицит не страшен.
|
|
Однако количество бюджетного дефицита не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.
** Следует отметить, что на сокращение дефицита бюджета определенное косвенное влияние оказывает привлечение инвестиций, и в первую очередь иностранных.
Иностранные инвестиции охотно используются всеми государствами, в том числе и странами с развитой рыночной экономикой, с их помощью решаются задачи не только фискального, но и экономического характера:
· сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений;
· расширяется база для производства товаров и услуг;
· появляются новые налогоплательщики;
· улучшается состояние платежного баланса.
** Понимая выгодность привлечения в страну иностранного капитала, все страны стараются поощрять импорт капитала, доводя его до значительных размеров, причем большая часть инвестиций направляется в индустриальные страны.
В начале 90-х гг. на долю стран с развитой рыночной экономикой приходилось около 80% ввоза прямых иностранных инвестиций, в том числе на США — 43,8%, где доля импортируемого капитала достигла 22% совокупных инвестиций в американскую экономику. Для стимулирования прямых инвестиций США освободили инвесторов от уплаты налогов. В результате такой политики (предоставления режима наибольшего благоприятствования) объем прямых инвестиций в экономику США увеличился с 83 млрд. долл. в 1980 г. до 261.2 млрд. долл. в 1987 г., т. е более чем в 3 раза.
** Для покрытия бюджетного дефицита государство использует в основном два способа:
· денежную эмиссию,
· внутренние и внешние заимствования.
** Первый способ приводит к существенному развитию инфляционных процессов.
Например, применение российским правительством в начале 90-х гг. эмиссии привело к тому, что только за три квартала 1991г. рублевая масса возросла с 989 млрд. руб. до 1700 млрд. рублей. Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги и резком повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса, что привело к существенному снижению жизненного уровня населения, обострило социальную напряженность.
** Поэтому государство для разрешения проблемы финансового дефицита использует второй способ, т.е. прибегает к внутренним и внешним заимствованиям.
** В соответствии с БК, государство может осуществлять займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.
** БК в гл. 13 "Дефицит бюджета и источники его покрытия" дает определение и классификацию заимствований:
Государственные внешние заимствования РФ — это займы и кредиты, привлекаемые от физ. и юр. лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
Государственные внутренние заимствования РФ — это займы и кредиты, привлекаемые от физ. и юр. лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.
Государственные заимствования субъектов Российской Федерации (муниципальные заимствования) — это займы и кредиты, привлекаемые от физ. и юр. лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.
|
|
(Из этих определений следует, что внешние заимствования привлекаются в иностранной валюте, а внутренние — в рублях.)
** Классификация заимствований (виды):
· государственные заимствования РФ;
· государственные заимствования субъектов РФ;
· муниципальные заимствования.
** Следует отметить: дефицит федерального бюджета России в значительной мере связан как раз с внешними заимствованиями РФ.
В настоящее время долг Российской Федерации различным физическим и юридическим лицам, иностранным государствам, а также международным финансовым организациям превысил 155 млрд. долл.
На обслуживание внешних заимствований РФ ежегодно тратит до 25% расходной части федерального бюджета, в то время как долг стран дальнего и ближнего зарубежья России составляет приблизительно 132 млрд. долл., или 85% от всех внешних заимствований Российской Федерации (см. таблицу).
Наибольший долг приходится на развивающиеся страны — 47,6 млрд. долл., или около 54% от суммы всех долгов, причем на пять стран (Сирию, Афганистан, Ирак, Йемен, Эфиопию) приходится приблизительно 4/5 всей задолженности развивающихся стран Российской Федерации.
Бывшие социалистические страны до настоящего времени также не вернули России свыше 36 млрд. долл., или 40,9% долга (н.п. Куба (13,2 млрд. долл.), Монголия (8,1 млрд. долл.), Вьетнам (7,6 млрд. долл.), КНДР (4,5 млрд. долл.), Польша (1,1 млрд. долл.)).
Из стран СНГ больше всех должна Украина — 2,2 млрд. долл., или 48,5% от всех долгов, которые не получила Российская Федерация от бывших союзных республик.
** Необходимо особо подчеркнуть то, что долги стран ближнего зарубежья России — это современные долги, которые образовались в 90-х гг., что является тревожным симптомом!!!