Баланс международных инвестиций

Платежный баланс, как было указано выше, отражает потоки реальных и финансовых ресурсов между резидентами и нерезидентами. Эти потоки накапливаются и образуют запасы. Запасы, возникающие в результате международного движения финансовых ресурсов, регистрируются в балансе международных инвестиций.

Баланс международных инвестиций (international investment balance) – производный от платежного баланса статистический отчет, показывающий накопленные запасы внешних финансовых активов и обязательств страны.

Практически баланс международных инвестиций представляет собой финансовый счет платежного баланса, активы и пассивы которого составлены по следующей схеме:

запасы на начало периода Þ операции Þ изменение цен Þ
изменение валютных курсов Þ прочие корректировки Þ
запасы на конец периода.

Инвестиционная позиция (investment position) – баланс международных инвестиций на конец определенного периода, отражающий совокупность финансовых операций, стоимостных изменений и других корректировочных процедур, имевших место на протяжении рассматриваемого периода, и определяющий величину внешних активов и пассивов страны.

Разность валовых внешних активов и пассивов страны дает величину ее чистой инвестиционной позиции.

Чистая инвестиционная позиция (net investment position) – соотношение между международными финансовыми ресурсами, которыми располагает страна, и ее задолженностью перед другими странами.

Запасы прямых инвестиций определяются на основе их текущей рыночной балансовой стоимости, указываемой в отчетности предприятий с прямыми инвестициями. Запасы портфельных инвестиций учитываются по текущим ценам, складывающимся на рынке на определенную дату отчетного периода.

На основе чистой инвестиционной позиции можно приблизительно оценить уровень чистого инвестиционного дохода страны на ее иностранные активы и пассивы, который в некоторых странах является крупной статьей доходной части бюджета и счета текущих операций платежного баланса. В принципе грубая оценка инвестиционного дохода из-за рубежа может основываться на оценке объема чистых иностранных инвестиций данной страны и преобладавшей в течение прошедшего года средней процентной ставки по таким активам. Обычно используется ставка Либор плюс небольшая премия размером в 1-1,5 процентного пункта. Однако, если норма доходов на внешние активы больше, чем платежи по внешним пассивам, чистый инвестиционный доход будет положительным, тогда как чистая инвестиционная позиция может быть отрицательной, например, в результате того, что в первые годы дивиденды обычно меньше суммы инвестиций в акционерный капитал.

Краткие выводы. Итак, «под чертой» платежного баланса показываются резервные активы – международные высоколиквидные активы страны, которые находятся под контролем ее денежных властей или правительства и в любой момент могут быть использованы ими для финансирования дефицита платежного баланса и регулирования курса национальной валюты. Основной критерий отнесения того или иного актива к числу резервных заключается в определении того, может ли правительство или ЦБ осуществлять реальный и прямой контроль над ним. В число резервных активов страны входят монетарное золото, СДР, резервная позиция в МВФ, валютные и прочие активы. Страны, испытывающие трудности с финансированием отрицательного сальдо платежного баланса, могут прибегать к его исключительному финансированию – операциям, проводимым по согласованию и при поддержке их зарубежных партнеров в целях снижения отрицательного сальдо до уровня, который может быть профинансирован традиционными средствами. В их числе – аннулирование внешнего долга, обмен задолженности на акции, заимствование для урегулирования платежного баланса, переоформление задолженности и просрочка платежей по задолженности. Производным от платежного баланса статистическим отчетом является баланс международных инвестиций, показывающий накопленные запасы внешних финансовых активов и обязательств страны. Баланс международных инвестиций на конец определенного периода, называемый инвестиционной позицией, отражает совокупность финансовых операций, стоимостных изменений и других корректировочных процедур, имевших место на протяжении рассматриваемого периода, и определяет величину внешних активов и пассивов страны. Чистая инвестиционная позиция показывает соотношение международных финансовых ресурсов, которыми располагает страна, и ее задолженности перед другими странами.

Методы регулирования платежного баланса [3]

Государственное регулирование платежного балансаэто совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных, мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.

В целом фундаментальное отклонение платежного баланса от равновесия длительное время не может сохраняться, так как при благоприятном состоянии внешних расчетов оно вызывает расширение валютных резервов и способствует инфляции, а при неблагоприятном – истощает резервы и требует от государства проведения мероприятий, болезненно отражающихся на внутренней экономике. В особенности это проявляется при крупном дефиците платежного баланса.

Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленный либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеторговых операций в зависимости от валютно-экономического положения страны (см., например, [3]).

Фактически при дефиците платежного баланса выбор инструментов государственного воздействия сводится к двум разновидностям мер: либо так называемая политика дефляции, т.е. общего сокращения спроса в стране, что означает содействие сдерживанию или даже абсолютному сокращению роста экономики, либо специальные меры воздействия на внешние расчеты путем прямого государственного регулирования отдельных статей платежного баланса.

Дефляционная политика. Политика направлена на сокращение внутреннего спроса и включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменение учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы, девальвация национальной валюты. В условиях экономического спада при наличии или угрозе наличия большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и уровня занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсационные меры. Одним из основных инструментов дефляционной политики является девальвация, кроме того, также используются валютные ограничения, меры бюджетно-налоговой политики.

Девальвация – это понижение курса национальной валюты, направленное на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров.

Роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влияния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процесса воспроизводства и развития международной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят политику импортозамещения.

Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства отечественных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому, хотя девальвация может дать стране временные преимущества, но во многих случаях она не устраняет причины дефицита платежного баланса.

Для получения желаемого эффекта девальвация должна быть достаточной по размеру. Иначе она лишь усиливает спекуляцию на валютных рынках, так как сохраняется возможность повторного пересмотра валютного курса. В то же время чрезмерный размер девальвации вызывает цепную реакцию снижения курсов других валют, и тогда страна, девальвировавшая валюту, лишается конкурентных преимуществ, на которые она рассчитывала.

Некоторые страны периодически практикуют множественность валютного курса как скрытую девальвацию. Введение режима плавающих курсов также не способствует выравниванию платежных балансов. Прекращение скачкообразных девальваций в известной мере сняло давление спекулятивных капиталов на международные расчеты. Однако, в условиях плавающих валютных курсов, воздействие их рыночного снижения на соотношение цен импортируемых и экспортируемых товаров легко сводится на нет. Поэтому для обеспечения эффективной девальвации многие страны, особенно развивающиеся, вводят дифференцированные пошлины и субсидии на экспорт и импорт.

Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

Показательно, что в конце 70-х – начале 80-х годов, несмотря на либерализацию текущих операций, примерно 90% стран с конвертируемой валютой применяли ограничения по международному движению капиталов. Страны ЕС отменили их лишь в начале 90-х годов.

Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы (установление целевых ориентиров ее ежегодного роста).

Специальные меры предусматривают прямое регулирование отдельных статей платежного баланса в ходе формирования его основных статей – торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.

Важнейшим объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производство экспортных товаров.

Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении новых рынков сбыта государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхуя их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.

В связи с обострением конкуренции на мировых товарных рынках особое внимание уделяется регулированию экспортного производства путем углубления внутриотраслевой специализации и кооперирования национальных фирм с иностранными.

С целью углубления международной специализации государство стимулирует экспортную деятельность мелких и средних фирм. Принимаются меры по поощрению роли экспорта сельскохозяйственной продукции, которая рассматривается как «зеленая нефть». Поощряется расширение сбыта машин и оборудования. Государство усиленно ориентирует предприятия на внешние рынки, создавая для них преимущества и переводя ресурсы в экспортное производство из отраслей, производящих продукцию на внутренний рынок. Государственное регулирование экспорта распространяется на все стадии движения товаров от изучения иностранного рынка до послепродажного обслуживания за рубежом.

Методы стимулирования экспорта применяются все более комплексно. Они включают валютные, финансовые, организационные формы поддержки экспортеров, в том числе рекламу, информацию, подготовку кадров.

При пассивном платежном балансе регулирование импорта осуществляется путем его сокращения и развития национального производства товаров в целях замещения импорта. Практикуются нетарифные ограничения.

В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса применяются следующие меры:

· ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;

· прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;

· расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;

· регулирование миграции рабочей силы.

Таким образом, странами с дефицитным платежным балансом обычно предпринимается комплекс мероприятий с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

Проведение этих мер наталкивается на целый ряд препятствий. Политика дефляции оказывается крайне нежелательной, поскольку приводит к замедлению экономического роста и отставанию от конкурентов. Что касается мер прямого регулирования, то они в ряде случаев могут носить лишь чрезвычайный и временный характер, поскольку неизбежно вызывают принятие ответных мер со стороны партнеров, что грозит перерастанием такой политики в валютную и торговую войну.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: