Возможные критерии классификации

· цена закупки,

· прибыль от продаж,

· доля прибыли,

· доход от продаж,

· доля в обороте,

· рентабельность продаж,

· средний уровень запаса в,

· доля в созданных запасах,

· период (скорость) оборота запаса и т.п

При необходимости использования нескольких критериев:

nПоследовательное использование критериев. Рекомендуется при очень широкой номенклатуре запаса

nПараллельная классификация. Более трудоемкая, не позволяет существенно сузить численность групп, но дает обширную информацию об особенностях каждой группы

nФормирование синтетического критерия классификации

 
 

Кривая Лоренца

Анализ XYZ. Метод XYZ может быть использован в дополнение к классификации номенклатуры запасов методом АВС. Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной – весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от частоты потребления и точности прогнозирования.

В группу X включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем потребления товаров, включенных в данную группу, хорошо предсказуем.

В группу Y включают товары с заранее известными тенденциями определения потребностей в них, например, с сезонными колебаниями и средними возможностями прогноза.

В группу Z включают товары, которые потребляются нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, прогнозирование их потребности неточно.

Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса () по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной колеблемости:

,

где – i-ое значение спроса по оцениваемой позиции;

– среднее значение спроса по оцениваемой позиции за период n;

n – величина периода, за который произведена оценка.

Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от нуля до бесконечности. Для группировки номенклатуры используется общепризнанная классическая шкала, приведенная в табл. 8.4.

Таблица 8.4. Варианты классифицирования номенклатуры по методу ХУZ

  Группа Принцип классифицирования
классический возможный с использованием vср
X v < 10% v < 15-20% v < vср
У 10% < v < 25% 15-20% < v < 40-45% v = vср
  v > 25% v > 40-45% v > vср

Выделение группы X по десятипроцентной изменчивости требует высокой стабильности спроса, не часто достижимой в большинстве организаций по номенклатуре готовой продукции. При классификации запасов материальных ресурсов, обеспечивающих производственный процесс столь низкий уровень изменчивости вполне допустим.

Классический принцип классификации ХУZ (см. табл. 8.4) вполне может быть изменен для учета особенностей конкретного бизнеса, например, на границы, приведенные, как возможные в табл. 8.4. Кроме того, можно воспользоваться средним значением коэффициента вариации, как основой выделения групп X, У и Z с использованием экспертных оценок. Все же, при установлении границ изменчивости групп X, У и Z не следует значительно отходить от классического образца, так как главное достоинство метода ХУZ, как и метода АВС - в однозначности предлагаемого механизма классифицирования, что позволяет избежать субъективных оценок и ошибок в дальнейшей работе.

Общий алгоритм проведения анализа XYZ приводится на рис. 8.10.

Рис. 8.10. Порядок проведения анализа XYZ

Построение кривой XYZ осуществляется в прямоугольных координат (рис. 8.11). По оси OX откладывают позиции ассортимента в порядке возрастания коэффициента вариации спроса, выраженные в процентах к общему количеству позиций ассортимента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: