Предисловие. Учебное пособие под названием «основы управления специ­альным образованием» издается впервые

Учебное пособие под названием «Основы управления специ­альным образованием» издается впервые. Совсем недавно обуче­ние и воспитание детей-инвалидов, управление школами-интер­натами для слепых, глухих детей, вспомогательными школами для умственно отсталых было почти закрытой темой. Аномальные, де­фективные (как они тогда назывались) дети дифференцирова­лись на «обучаемых» и «необучаемых».

Сегодня положение коренным образом меняется.

Несмотря на то что количество детей, нуждающихся в специ­альном образовании, постоянно растет (в настоящее время в Рос­сии их 1,6 млн человек — 4,5 % от всех обучающихся, воспитанни­ков), все дети признаны обучаемыми с учетом их возможностей и в режиме их развития.

Уходят в прошлое оскорбительные термины «аномальный», «де­фективный» и др. На смену им пришли менее обидные слова: «с ограниченными возможностями здоровья», «с отклонениями в раз­витии», «со специальными потребностями». Другими стали под­ходы к углубленному комплексному динамическому изучению каж­дого ребенка, к выявлению отклонений и психолого-педагоги­ческому и медико-социальному сопровождению его развития; к абилитации, реабилитации, коррекции, социальной адаптации таких детей и интеграции их в общеобразовательную школу и в общество.

Существенно обновлена нормативная и правовая база уч­реждений специального образования. Почти в каждом субъек­те Российской Федерации появились авторские, инновацион­ные модели образовательных учреждений. С каждым годом ра­стет число учреждений начального, среднего и высшего про­фессионального образования с адаптивными условиями без­барьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы остаются и сегодня, их еще очень много, но харак-ТеР их иной. Как управлять такой специфической сферой, как спе­циальное образование? Как, используя отечественный и между­народный опыт, поднять всю систему до уровня высокой цивили­зации? Как подготовить, начиная со студенческой скамьи, кадры


руководителей образовательных учреждений, органов управления образованием, соответствующие этому уровню? В чем заключает­ся роль управленцев нового типа?

Ответы на все эти и другие вопросы вы найдете в данном учеб­ном пособии, где помимо анализа специфических особенностей управления специальным образованием как на уровне отдельно взятого учреждения, так и на местном (муниципальном), регио­нальном и федеральном уровнях представлена широкая картина развития государственной системы специального образования в России от момента становления до реализации Концепции ее ре­формирования на современном этапе.


ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ




double arrow
Сейчас читают про: