На современном этапе

Как следует из сказанного, переход отечественной системы спе­циального образования на следующий (III) этап своего развития, детерминированный закономерной эволюцией отношения госу­дарства и общества к инвалидам, в России оказался неподготов­ленным вследствие организационной незавершенности и специ­фичности предшествующего (II) этапа развития системы. В этом и заключается центральное противоречие современного периода в России.

Понимая, что процесс реформирования системы специально­го образования в столь сложной кризисной ситуации требует глу­бокой теоретической и научно-методической проработки, Рос­сийская академия образования включила в программу важнейших исследований подпрограмму «Дети с отклонениями в развитии и инвалиды: реабилитация через образование», направленную на разработку научных основ планомерного преобразования отече­ственной системы специального образования с целью перехода на качественно новый этап развития. Выполнение программы было поручено Институту коррекпионной педагогики РАО1, который,

1 Институт коррекцией но и педагогики РАО (ранее Институт дефектологии АПН СССР) является ведущим научным центром страны в области коррекци-онной педагогики и специальной психологии. Он был основан в 1929 г. и уже более 70 лет проводит фундаментальные и прикладные исследования, направ­ленные на развитие системы специального образования детей с отклонениями в развитии, психолого-педагогической помощи, социальной адаптации и реаби­литации средствами образования разных категорий детей. За годы своего суще­ствования институт внес весомый вклад в изучение особых образовательных потребностей умственно отсталых, нсслышащик и слабослышащих, незрячих и слабовидящих, детей с тяжелыми речевыми нарушениями, нарушениями опор- ио-двигательного аппарата, задержкой психического развития, детей с выра­женными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм), детей с комбинированными нарушениями. Научная разработка особых образова­тельных пространств, типов специальных образовательных учреждений, видов и организационных форм специального обучения, особых педагогических техно­логий не только обеспечила возможность создания дифференцированной отсче-стпенной системы специального образования, но и создала значительный задел для ее развития и соответствии с установками и ценностями нового времени.



-





продолжая традиционные исследования, направленные на под­держку и совершенствование ныне действующий системы специ­ального образования, с 1992 г. развернул планомерную научно-исследовательскую работу по направлениям, наиболее актуаль­ным для осуществления перехода системы специального образо­вания на новый этап своего развития, а именно:

• разработку научно-организационных основ проектирования
системы специального образования нового типа;

• комплексное изучение контингентов детей, которые до это­
го времени «выпадали» из действующей системы специального
образования (детей с различными отклонениями в развитии ран­
него возраста, детей с множественными нарушениями);

• разработку научно-методического обеспечения образователь­
ной интеграции детей-инвалидов и детей с отклонениями в раз­
витии в массовое образование;

• разработку научно-методических основ раннего выявления и
ранней комплексной психолого-педагогической помощи детям с
отклонениями в развитии младенческого и раннего возраста;

• разработку концептуальных основ использования компьютер­
ных технологий в специальном образовании на переходном этапе
ее развития, поиск новых «обходных путей» обучения, возмож­
ных только на базе компьютерных технологий;

оперативную трансформацию результатов новейших научных исследований в содержание новых базовых и прикладных курсов по специальной психологии и педагогике для системы высшей школы и повышения квалификации в области специальной пси­хологии и коррекционной педагогики и др.

На основе результатов исследований по указанным приоритет­ным направлениям институт в 1997 г. предложил Программу мер, определяющую стратегию и тактику перехода отечественной сис­темы специального образования на качественно новый (III) этап развития.

ПРОГРАММА МЕР

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ СТАБИЛЬНОГО

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ПЛАНОМЕРНОГО

ПЕРЕХОДА НА КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ1

Раздел I. Информационное обеспечение процесса принятия реше­ний в области структурного совершенствования системы специаль­ного образования

1. Создание национальных банков данных:

Впервые опубликована в журнале «Дефектология». — 1997. — № 4.


— о детях-инвалидах, детях с отклонениями в умственном и
физическом развитии;

— о системе государственных и негосударственных учрежде­
ний, обеспечивающих выявление и комплексную реабилитацию
детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии;

— о системе государственных и негосударственных учрежде­
ний, обеспечивающих реабилитацию средствами образования;

— о системе подготовки и переподготовки кадров специалис­
тов, обеспечивающих комплексную реабилитацию детей-инвали­
дов и детей с нарушениями в развитии средствами образования.

2. Создание и поэтапное внедрение модели информационной компьютерной сети для административных работников в целях полной координации их деятельности в области принятия управ­ленческих решений.

Раздел П. Создание условий для качественного функционирова­ния психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) на терри­тории страны с целью адекватного определения форм обучения и правильного комплектования специальных образовательных учреж­дений всех видов

1. Экспертизация ранее разработанных диагностических мето­
дик для использования в условиях ПМПК, их лицензирование.

2. Создание национального банка данных о лицензированном
диагностическом инструментарии.

3. Экспертизация ныне действующих нормативных документов,
регулирующих деятельность ПМПК и оснащение всех ПМПК стра­
ны адекватной нормативной документацией.

4. Поэтапное внедрение через систему высшей школы и систе­
му повышения квалификации пролицензированных наборов ди­
агностического инструментария, методик применения.

Раздел III. Создание условий для стабильного функционирования ныне действующих видов специальных образовательных учреждений для всех категорий детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии

1. Обеспечение специальных образовательных учреждений всех
видов нормативной документацией (учебные планы, учебные про­
граммы и т.д.) с целью стабилизации деятельности специализи­
рованных образовательных учреждений и регуляции соотношения
традиционных и инновационных подходов.

2. Создание национального банка данных о научной, методи­
ческой, справочно-информаиионной литературе, технических
средствах и изделиях для комплексной реабилитации детей-инва­
лидов и детей с нарушениями в развитии; реабилитации сред­
ствами образования.

3. Обеспечение специальных образовательных учреждений всех
видов набором апробированных учебников и дидактических мате­
риалов для обучающихся.

2-Ж4 33



Выявление потребностей разных регионов страны в учебниках с целью создания обоснованного и согласованного перспектив­ного плана переиздания и доиздания учебной литературы для ныне действующей системы специального образования.

4. Обеспечение специальных образовательных учреждений всех
видов методической литературой.

Выявление потребностей разных регионов страны в методи­ческой литературе с целью создания обоснованного и согласо­ванного перспективного плана переиздания и доиздания методи­ческой литературы для ныне действующей системы специального

образования.

5. Внедрение инноваций на уровне вариативности форм орга­
низации, методов и средств обучения в рамках существующего
содержания образования в условиях специализированных образо­
вательных учреждений.

6. Материально-техническое обеспечение специальных образо­
вательных учреждений (с привлечением региональных источни­
ков финансирования).

Выявление потребностей разных регионов страны в матери­ально-техническом обеспечении специальных образовательных учреждений с целью создания обоснованного и согласованного перспективного плана переоснащения и доосиашения действую­щей системы специального образования.

Раздел IV. Создание условий для взаимодействия структур мас­сового н специального образования в реализации интегративных под­ходов к обучению детей с отклонениями в развитии (в пределах ныне действующей образовательной системы)

1. Создание национального банка данных о педагогическом
опыте, теоретических и методических разработках и результатах в
области интегративных подходов к образованию детей-инвалидов
и детей с разными отклонениями в развитии.

2. Обеспечение специалистов (общеобразовательных и специ­
альных образовательных учреждений) и родителей информаци­
ей об уже имеющихся, экспертизированных и апробированных
(в течение более 10 лет) формах и моделях интеграции в обуче­
нии детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, необ­
ходимых условиях успешного интегрированного обучения, от­
рицательных и положительных последствиях интегрированного

обучения.

3. Разработка положения о новых функциях специальных школ
и дошкольных учреждений как центров (в микрорайоне, регио­
не) специализированной помощи в реализации особых образова­
тельных потребностей интегрированных детей.

4. Организация системы межведомственного обсуждения ус­
ловий, моделей интегрированного обучения, достигаемых резуль-


татов, возникающих проблем и возможных перспектив интегра­ции (проведение всероссийских конференций, круглых столов, работа со СМИ).

5. Создание предпосылок для обоснованного внедрения апро­бированных и эффективных в условиях России моделей интеграции.

Раздел V. Создание правовых и организационных условий для эффективного взаимодействия ПМГТК, реабилитационных центров, специальных и общеобразовательных учреждений

Раздел VI. Упорядочивание функционирования системы повыше­ния квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с отклонениями в развитии в условиях ныне действующей системы образования, а также повышения квалификации препода­вателей специальных (дефектологических) факультетов педагогичес­ких университетов и вузов

1. Выявление потребности в профессионачьно подготовленных
кадрах разного профиля для ныне действующей системы специ­
ального образования, ПМПК, реабилитационных центров.

2. Создание обоснованной, скоординированной, федеральной
программы подготовки и переподготовки кадров для системы спе­
циального образования, ПМПК, реабилитационных центров (с
учетом федеральных и региональных компонентов подготовки
специалистов).

3. Экспертизация и лицензирование ведущих федеральных и
региональных центров, способных качественно проводить подго­
товку и переподготовку кадров.

4. Модельная реализация разработанной программы подготов­
ки и переподготовки кадров в полном объеме (в отдельных реги­
онах) (с последующей оценкой эффективности работы специ­
альных образовательных учреждений, ПМПК, реабилитационных
центров за счет повышения квалификации кадров).

5. Разработка моделей дистантных форм переподготовки спе­
циалистов, их экспериментальное внедрение (в отдельных регио­
нах) и соответствующее сетевое объединение (с последующей
оценкой повышения эффективности работы специальных образо­
вательных учреждений).

6. Создание федерального центра непрерывного образования
преподавателей профильных факультетов и кафедр педвузов и
университетов с целью преодоления дефицита преподавательских
кадров дефектологов и оптимального внедрения новейших науч­
ных разработок в области обучения всех категорий детей с откло­
нениями в развитии в вузовскую систему подготовки специалистов:

—разработка положения о центре; концепция подготовки и
переподготовки вузовских кадров;

—разработка стандартов достижений, модульных программ обу­
чения преподавателей разного профиля;



— разработка программно-методического обеспечения курсов
обучения;

— апробация модульной системы подготовки и переподготов­
ки преподавательских кадров отдельных (модельных) деффаков и
специализированных кафедр страны;

— оценка эффективности проведенной подготовки и коррек­
тировка апробированных программ обучения специалистов по се
результатам;

— разработка скоординированного перспективного плана под­
готовки и переподготовки преподавательских кадров деффаков
страны.

Раздел VII. Создание условий для планомерного развития систе­мы подготовки к жизни в обществе и профессиональному самоопре­делению подростков-ни вал идо в и подростков с отклонениями в раз­витии

1. Создание условий для планомерного развития системы под­готовки подростков-инвалидов и подростков с отклонениями в развитии к жизни в обществе:

— разработка шкал развития жизненной компетентности (на­
выков самообслуживания, пространственно-временной ориенти­
ровки, социально-бытовой ориентации, коммуникативной дея­
тельности, самосознания и сознательной регуляции собственного
поведения в социуме, жизненного кругозора, жизненного и про­
фессионального самоопределения, социальной мобильности);

— разработка инструментария для оценки уровня достижений
по каждой из указанных выше шкал жизненной компетентности;

— экспертизация отдельных компонентов программ целенап­
равленного формирования жизненной компетентности, разрабо­
танных применительно к разным категориям детей;

— определение возможности переноса, распространения про­
грамм формирования жизненной компетентности с одной кате­
гории детей на другую;

— определение потребности в разработке новых компонентов
программ целенаправленного формирования жизненной компе­
тентности для разных категорий детей с отклонениями в развитии;

— определение условий для внедрения в действующую систему
специального образования программ целенаправленного форми­
рования жизненной компетентности;

— определение оптимального для каждого вида специальных
образовательных учреждений соотношения собственно образова­
тельных программ (норма образованности) и программ форми­
рования жизненной компетентности (норма жизненной компе­
тентности) и на этой основе разработка специализированного стан­
дарта для ныне действующей системы специального образования
всех категорий детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии.


2. Создание условий для планомерного развития системы
профессионального самоопределения подростков-инвалидов и
подростков с отклонениями в развитии:

— системный анализ современного передового опыта трудовой
и допрофессиональной подготовки подростков-инвалидов и под­
ростков с отклонениями в развитии в разных регионах страны;

— экспертизация, лицензирование и внедрение программ
профессиональной ориентации и допрофессиональной подго­
товки подростков-инвалидов и подростков с отклонениями в
развитии;

— организация модельных региональных центров профессио­
нального самоопределения подростков-инвалидов и подростков с
отклонениями в развитии на базе специальных образовательных
учреждений;

— организация модельных региональных центров подготовки
и переподготовки кадров специалистов для системы профессио­
нального самоопределения подростков-инвалидов и подростков с
отклонениями в развитии на базе специальных образовательных
учреждений;

— разработка программно-методического обеспечения и тех­
нического оснащения процесса обучения детей-инвалидов про­
фессиям, являющимся конкурентоспособными на региональных
рынках труда.

3. Создание условий для включения детей-инвалидов в куль­
турную жизнь общества.

4. Создание условий для реализации прав детей-инвалидов на
полноценное информационное обслуживание.

Раздел VIII. Создание условий для реализации права родителей или лиц, их заменяющих, на информационное обеспечение по имею­щимся в стране услугам в сфере комплексной диагностики и комп­лексной реабилитации

Раздел IX. Формирование отношения общества к детям-инвали­дам и детям с отклонениями в развитии, соответствующего Конвен­циям ООН о правах детей и инвалидов, ратифицированным Россий­ской Федерацией в 1991 г.

1. Разработка национальной программы планомерного форми­
рования отношения общества к детям-инвалидам и детям с от­
клонениями в развитии как к полноценным и полноправным граж­
данам
страны.

2. Создание национального банка текстовой, видео-, кино-,
аудиовизуальной продукции для использования СМИ в целях пре­
одоления негативного отношения общества к детям-инвалидам и
Детям с отклонениями в развитии и пропаганды возможностей
сотрудничества и взаимопонимания нормально развивающихся
Детей и подростков и детей-инвалидов.





3. Формирование адекватного отношения к инвалидам и лицам с отклонениями в развитии через систему школьного образова­ния нормально развивающихся детей с помощью разработки и внедрения специальных факультативных курсов.

Раздел X. Проектирование компонентов системы специального образования XXI в.

1. Формирование государственной системы раннего выявления
и ранней психолого-педагогической коррекции отклонений в раз­
витии как неотъемлемого и базового структурного элемента оте­
чественной системы специального образования XXI в.:

— разработка, с учетом накопленного опыта, единой обяза­
тельной системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) вы­
явления детей с подозрениями на отклонения в развитии по мес­
ту жительства и создание механизма их направления на комплек­
сную медико-психолого-педагогическую диагностику;

— разработка системы ранней дифференциальной медико-пси­
холого-педагогической диагностики отклонений в развитии у всех
категорий детей с целью выявления особых образовательных по­
требностей каждого ребенка и создания индивидуализированных
комплексных программ реабилитации, начиная с первых месяцев

жизни;

— создание государственной системы ранней педагогической
коррекции отклонений в развитии и системы организованной

помощи семье.

2. Подготовка опережающего модельного закона о специаль­
ном образовании, регулирующего действие государственной об­
разовательной системы для детей с отклонениями в развитии,
начиная с первого года жизни ребенка, и обеспечивающего га­
рантию прав ребенка на реализацию общих и специальных обра­
зовательных потребностей.

3. Разработка концепции преобразования государственной си­
стемы непрерывного образования детей с отклонениями в раз­
витии, основанного на новом базовом структурном элементе
системы — раннем выявлении и ранней комплексной реабили­
тации:

— определение целей и задач образовательной системы, соот­
ношение норм образованности и норм жизненной компетентнос­
ти для обучающихся на всех ступенях образовательной системы,
начиная с первых месяцев жизни;

— проектирование вертикальной и горизонтальной структур
образовательной системы с учетом вариативности достигнутого к
началу целенаправленного обучения уровня общего и речевого

развития;

— проектирование типов образовательных учреждений для всех

возрастов и всех категорий детей; 38


_ определение степени и механизма взаимодействия систем массового и специального образования на всех ступенях проекти­руемой системы;

— определение уровня и качества профессиональной компе­
тентности кадров, способных обслуживать проектируемую систему;

— степень включенности родителей или лиц, их заменяющих,
в систему образования.

4. Проектирование нового содержания образования примени­
тельно к разным категориям детей с особыми образовательными
потребностями:

— разработка Концепции содержания раннего коррекционно-
развивающего обучения разных категорий детей с отклонениями
в развитии в возрасте 0 — 2—3 года;

— разработка Концепции содержания дошкольного образова­
ния разных категорий детей с отклонениями в развитии приме­
нительно к новым типам учреждений и вариативным формам
организации дошкольного образования детей в возрасте от 2-3
до 7 лет;

— разработка Концепции содержания школьного образования
разных категорий детей с отклонениями в развитии применительно
к новым типам учреждений и вариативным формам организации
школьного образования;

— разработка Концепции содержания программы личностного
и профессионального самоопределения в постщкольный период
для всех категорий подростков с отклонениями в развитии;

— разработка проекта специализированного образовательно­
го стандарта, определяющего соотношения норм образованнос­
ти и норм жизненной компетентности для разных возрастных
групп и разных категорий детей с отклонениями в развитии не­
зависимо от вида образовательного учреждения и формы орга­
низации обучения.

5. Подготовка эксперимента по реализации концепций ново­
го содержания образования на примере отдельных категорий
детей:

— создание пробных учебников и учебных пособий, соответ­
ствующих спроектированному содержанию образования данной
категории и данной возрастной группы, включая компьютерные
обучающие и развивающие среды;

— разработка методов и средств обучения, соответствующих
спроектированному содержанию образования данной категории
и Данной возрастной группы, включая компьютерные обучающие
и Развивающие среды;

" подготовка кадров специалистов для полной эксперимсн-альной апробации спроектированного содержания и методов об-Разования (на отдельных категориях детей и отдельных возраст­ных группах).

ЗГ



б. Опережающая подготовка и переподготовка преподавателей деффаков с целью обеспечения подготовки учителей для проек­тируемой системы специального образования.

Эта программа после широкого обсуждения легла в основу раз­работанной под руководством Минобразования России (Управле­ния специального образования) и утвержденной решением кол­легии Минобразования России от 09.02.99 № 3/1 Концепции ре­формирования системы специального образования.

КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Краткая характеристика системы и итогов первого этапа ре­формирования

В настоящее время из 35,9 млн детей, проживающих в Рос­сийской Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различ­ными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в спе­циальном образовании, отвечающем их особым образователь­ным потребностям. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и сла­бовидящие), дети с нарушениями функций опорно-двигатель­ного аппарата, умственно отсталые (в том числе и глубоко ум­ственно отсталые) дети и дети с задержкой психического раз­вития, дети с выраженными расстройствами эмоиионально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недо­статками в развитии.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и За­коном «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоро­вья предусматривает создание для них специальной коррекци-онно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условии и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образова­тельных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адап­тацию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 21 года могут пользоваться услугами специального образования в различных его организационных формах — обучение на дому, в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего назначения.


Первый этап реформирования системы специального образо­вания завершился определенными позитивными изменениями в этой сфере:

• появились нормативно-правовые акты, определяющие основ­
ные права лиц с ограниченными возможностями и регулирую­
щие основы государственной политики применительно к этой
категории населения, соответствуя в основном международным
нормативно-правовым актам;

• шло дальнейшее развитие системы коррекционно-образова-
тельных учреждений, в первую очередь школьных: сегодня функ­
ционирует 8 видов специальных (коррекционных) образователь­
ных учреждений для детей с ограниченными возможностями здо­
ровья;

• подготовлен первый вариант государственного стандарта об­
щего среднего образования лиц с ограниченными возможностя­
ми здоровья;

• возникли и получают распространение инновационные мо­
дели специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

• увеличилось число детей в учреждениях компенсирующего
вида дошкольного образования;

• благодаря Закону «Об образовании» и проекту закона «Об
образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (спе­
циальном образовании)» лица с ограниченными возможностями
получили право выбирать место обучения — в специальном (кор­
рекционном) образовательном учреждении или в образователь­
ном учреждении общего назначения; в практической сфере сис­
темы образования общего назначения заметно появление разно­
образных интеграционных форм обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья;

• активизировалась деятельность общественных организаций,
оказывающих помощь лицам с ограниченными возможностями и
защищающих их права;

• система высшего профессионального образования начинает
создавать условия для получения образования лицам с ограни­
ченными возможностями здоровья;

• высшая педагогическая школа значительно увеличила подго­
товку специальных психолого-педагогических кадров для обеспе­
чения системы специального образования;

• в педагогических училищах и колледжах внедряются новые
специальности для подготовки воспитателей для дошкольных и
специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

2. Основные проблемы системы специального образования

Основные проблемы системы специального образования:

• недостаточно развита в целом система дошкольной коррек-
Пионной психолого-педагогической помощи детям; обществен-


ным воспитанием в России охвачено чуть более половины всех детей от 1 года до 6 лет (54,0%), остальные дети воспитываются в семье, и лишь некоторые из них получают необходимую коррек-ционно-педагогическую помощь в разных вариативных психоло­го-педагогических, реабилитационных и лечебно-оздоровитель­ных учреждениях и центрах; отсутствует единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возрас­та, консультирования семей; не разработан Государственный об­разовательный стандарт дошкольного образования детей, имею­щих отклонения в психофизическом развитии; имеются существен­ные проблемы с профильной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации необходимых специалистов для про­ведения коррекиионной психолого-педагогической работы с детьми;

• по сравнению с развитыми странами специальную педагоги­
ческую поддержку получают лишь около 1/3 нуждающихся в ней;

• некоторые категории детей (глубоко умственно отсталые, дети
с синдромом Л.Дауна, дети с тяжелыми множественными нару­
шениями) продолжают считать необучаемыми, не включая их в
образовательное поле и нарушая тем самым права ребенка;

• интеграционный процесс протекает стихийно, в ряде случа­
ев он неоправданно ускоряется (интеграция «вводится» админис­
тративно-командным способом), без достаточной подготовлен­
ности образовательных учреждений общего назначения и их педа­
гогического корпуса;

• характерны нестабильность и значительные качественные раз­
личия в развитии и функционировании сети специальных (кор-
рекционных) образовательных учреждений (по видам учрежде­
ний, по регионам Российской Федерации); не соответствует
требованиям специального образования в большинстве образова­
тельных учреждений материально-техническое, учебно-методичес­
кое и кадровое обеспечение; не разработана нормативная база их
лицензирования, аттестации и аккредитации, учитывающая спе­
цифику данных учреждений;

• практически во всех регионах, кроме Москвы и Санкт-Пе­
тербурга, существует острый дефицит профессионально подго­
товленных кадров в системе специального образования и в выс­
шей педагогической школе;

• молодежь, обучавшаяся в системе специального образова­
ния, неконкурентоспособна на современном рынке труда, отсут­
ствуют необходимые условия для получения ею доступного про­
фессионального образования (на всех его уровнях);

• задержка введения в действие Закона «Об образовании лиц с
ограниченными возможностями здоровья (специальном образо­
вании)» тормозит дальнейшее развитие нормативно-правовой базы


специального образования и экономических механизмов следую­щего этапа его реформирования.

3. Основные направления реформирования системы специального образования

3.1. Структурная перестройка:

• опережающее расширенное развитие целостной системы обя­
зательной дошкольной коррекционной психолого-педагогической
помощи детям с ограниченными возможностями, предусматри­
вающей:

• создание на основе учреждений детского здравоохранения
и психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций),
диагностических и реабилитационных центров системы образо­
вания, единой государственной системы раннего выявления от­
клонений в развитии, раннего вмешательства и консультиро­
вания семей, воспитывающих детей с отклонениями в разви­
тии; развитие системы коррекционно-педагогической работы с
детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреж­
дениях компенсирующего вида, что обеспечит в дальнейшем
получение значительного экономического эффекта, поскольку
около 50% детей, прошедших через систему качественной дош­
кольной коррекционно-педагогической помощи, смогут обу­
чаться в образовательных учреждениях общего назначения, а
не в специальных (коррекционных), стоимость которых намно­
го дороже:

• научно-теоретическую разработку основ дошкольной коррек­
ционно-педагогической работы с детьми;

• совершенствование приемов выявления и медико-психоло­
го-педагогического изучения детей с разными отклонениями в
развитии с целью выбора оптимальных условий и содержания кор­
рекционно-педагогической помощи ребенку в каждом конкрет­
ном случае;

• создание системы психолого-педагогической поддержки лиц,
не охваченных специальным образованием (глубоко умственно
отсталые, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми и множе­
ственными нарушениями);

• создание и развитие специальных образовательных условий
для лиц с ограниченными возможностями в системе образования
общего назначения, на всех ее ступенях, во всех типах и видах
образовательных учреждений (содействие развитию интеграцион­
ных процессов), а также обеспечение условий для коррекционно-
развивающего обучения детей в семье;

• стабилизацию деятельности существующих и развитие инно­
вационных видов специальных (коррекционных) образовательных
Учреждений, условий их функционирования (материальных, учеб-
но-методических, кадровых и др.);





       
   
 


создание там, где это целесообразно, достаточного числа ма­
локомплектных специальных (коррекциейных) образовательных
учреждений по месту жительства детей с целью максимального
возвращения ребенка с ограниченными возможностями в семью
и обеспечения семейного воспитания и внешкольного интегра­
ционного процесса;

• создание службы специальной психологии в системе специ­
ального образования и постоянно действующей системы психо-
лого-медико-педагогического сопровождения.

3.2. Содержание и оценка качества образования, образователь­
ные технологии:

• совершенствование стандартизации содержания специаль­
ного образования и содержания профессиональной подготов­
ки специалистов для системы специального образования, раз­
работка национально-региональных составляющих этих стан­
дартов;

• разработка и внедрение системы дистантного образования для
лиц с ограниченными возможностями и для системы подготов­
ки, переподготовки и повышения квалификации специальных
психолого-педагогических кадров;

• дальнейшее совершенствование федерального комплекта учеб­
ников для специального образования; разработка учебных посо­
бий и учебников по специальной педагогике для учреждений сред­
него и высшего профессионального образования;

• развитие вариативных систем специального образования;

• создание федерального банка лицензированного диагности­
ческого инструментария для системы психолого-медико-педаго­
гической диагностики;

• разработка научных основ, содержания и планомерное раз­
витие современной системы подготовки молодежи с ограничен­
ными возможностями здоровья к независимой жизни в обществе,
профессиональному самоопределению и к профессиональной де­
ятельности (или доступной форме занятости) применительно ко
всем этапам профессионального образования.

3.3. Научно-исследовательская и инновационная деятельность:

• разработка концепции преобразования системы непрерывного
образования детей с ограниченными возможностями, включаю­
щей новый базовый структурный элемент — раннее выяатение и
ранняя комплексная пси холого-медико-педагогическая помощь
ребенку и его семье;

• проектирование нового содержания непрерывного образова­
ния применительно к разным категориям детей с ограниченными
возможностями;

• разработка проекта нового стандарта специального образова­
ния, определяющего соотношения норм образованности и норм
жизненной компетенции для разных возрастных групп и разных


категории детей с ограниченными возможностями, независимо от вида образовательного учреждения и формы организации обу­чения;

• подготовка и проведение экспериментов по реализации кон­
цепций инновационных структур, содержания и форм организа­
ции специального образования, учитывающих региональные осо­
бенности;

• определение приоритетных исполнителей в научно-исследова­
тельской и инновационной деятельности, опираясь на сложив­
шиеся научные школы педагогических университетов и научно-
исследовательских институтов (центров) и целевое финансирова­
ние проектов, имеющих первостепенное значение для реформи­
рования системы специального образования.

3.4. Реформа системы подготовки, переподготовки и повыше­ния квалификации психолого-педагогических кадров для систе­мы специального образования:

• разработка и реализация федеральной программы подготов­
ки, переподготовки и повышения квалификации психолого-пе­
дагогических кадров для системы специального образования с опе­
режающей подготовкой преподавательского корпуса для регио­
нальных вузов, педагогических училищ и колледжей и системы
повышения квалификации, способного осуществлять на местах
квалифицированную подготовку и переподготовку специалистов
и развивать научные исследования в сфере специальной педаго­
гики и специальной психологии;

• открытие направлений в системе подготовки педагогичес­
ких кадров «Специальная педагогика и специальная психоло­
гия»;

• определение содержания подготовки и разработка стандар­
тов высшего профессионального образования по направлению
«Специальная педагогика и специальная психология» для систе­
мы специального образования;

• расширение подготовки научно-педагогических кадров через
аспирантуру и докторантуру;

• создание на базе сложившихся в России научных школ по
специальной педагогике и специальной психологии федеральных
центров непрерывного образования для преподавателей профиль­
ных факультетов и кафедр педвузов с целью оптимального вне­
дрения новейших научных разработок в области обучения всех
категорий детей с отклонениями в развитии в подготовку специ­
алистов для системы специального образования;

• разработка системы государственного лицензирования и ак­
кредитации негосударственных учреждений и лиц, оказывающих
Услуги в сфере специального образования, включая образователь­
ные учреждения, осуществляющие подготовку и переподготовку
кадров.



4. Правовое, экономическое и информационное обеспечение про­цесса реформирования

4.1. Правовое и экономическое обеспечение:

Реализация очередного этапа реформирования системы специ­ального образования осуществляется в соответствии с проектом закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здо­ровья (специальном образовании)». Введение в действие этого за­кона позволит определить экономические основания планируемо­го этапа реформирования (закон устана&тивает, что расходы феде­рального бюджета на специальное образование относятся к защи­щенным текущим расходам федерального бюджета) и подготовить ряд нормативно-правовых актов, экономически обеспечивающих возможность развития реформ нового этапа. К числу этих докумен­тов относятся:

- постановление Правительства Российской Федерации о поряд­ке возмещения затрат на обучение по индивидуальному учебному плану в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

• постановление Правительства Российской Федерации о воз­
мещении расходов лицам с ограниченными возможностями здоро­
вья, обучающимся в образовательных учреждениях общего назна­
чения.

Экономическое обеспечение очередного этапа реформирова­ния системы специального образования предполагает также даль­нейшее совершенствование механизмов многоканального финан­сирования этой сферы; оптимизацию использования средств фе­деральной целевой программы «Дети-инвалиды»; проработку пра­вовых и экономических вопросов использования новых источни­ков внебюджетных средств, оплаты труда и социальной поддерж­ки обучающихся в системе специального образования, вопросов налогообложения и использования собственности образователь­ных учреждений.

Предполагается предусмотреть в федеральных программах под­держки лиц с ограниченными возможностями целевое финанси­рование научно-исследовательской деятельности, направленной на реабилитацию лиц с ограниченными возможностями через высшее (педагогическое) образование, осуществляемое на базе ведущих педагогических университетов.

4.2. Информационное обеспечение:

Информационное обеспечение процесса принятия решений в ходе реформирования системы специального образования пред­полагает наличие федерального банка данных:

• о детях-инвалидах, детях с отклонениями в умственном и
физическом развитии;

• о системе государственных и негосударственных учреждений,
обеспечивающих выявление и комплексную реабилитацию детей-
инвалидов и детей с отклонениями в развитии;


• о системе государственных и негосударственных учреждений,
обеспечивающих реабилитацию средствами образования;

• о системе подготовки и переподготовки кадров специалис­
тов, обеспечивающих комплексную реабилитацию детей-инБата­
лов и детей с отклонениями в развитии.

Создание и поэтапное внедрение модели информационной компьютерной сети для административных работников в целях полной координации их деятельности в области принятия управ­ленческих решений (Минобразование России — региональные органы управления образованием — директора специальных об­разовательных учреждений, реабилитационных центров, заведу­ющих ПМПК).

Концепция реформирования системы специального образова­ния стала основой для разработки региональных концепций, про­грамм и планов проведения широкомасштабной работы органов управления образованием субъектов Российской Федерации, пе­дагогических вузов, институтов повышения квалификации работ­ников образования, специальных (коррекционных) образователь­ных учреждений с учетом местных условий и особенностей.


I


ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫМ

ОБРАЗОВАНИЕМ

§ 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время во всех субъектах Федерации образование осуществляется в различных типах учреждений (в соответствии с номенклатурой типов и видов образовательных учреждений, оп­ределенных письмом Министерства обшего и профессионального образования РФ от 17.02.1997 г. № 150/14-12 «О наименованиях государственных и муниципальных образовательных учреждений»).

Дошкольные образовательные учреждения:

детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуще­ствлением квалифицированной коррекции отклонений в физи­ческом и психическом развитии воспитанников;

детский сад присмотра и оздоравливания с приоритетным осу­ществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оз­доровительных мероприятий и процедур;

детский сад комбинированного вида (в состав комбинирован­ного детского сада могут входить общеразвиваюшис, компенси­рующие и оздоровительные группы в разном сочетании).

Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении:

санаторно-лесная школа; санаторная школа-интернат; санаторный детский дом.

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психо­лого-педагогической и медико-социальной помощи:

ППМС-центры диагностики и консультирования;

ППМС-центры психолого-медико-социального сопровождения;

ППМС-центры психолого-педагогической реабилитации и кор­рекции;

ППМС-центры социально-трудовой адаптации и профориен­тации;

ППМС-центры лечебной педагогики и дифференцированного обучения.


Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения I—VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

В этих учреждениях цензовое общее образование дается обуча-юшимся (воспитанникам) в три ступени: начальное, основное общее, среднее.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждени­ях осуществляется как цензовое, так и компенсирующее обуче­ние, регламентируемое инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.97 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) об­разовательных учреждений I—VIII видов*.

Специальные коррекционные образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии реализуют, в зависимости от видов коррекционного учрежде­ния, образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего обра­зования.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья созда­ются специальные (коррекционные) образовательные учрежде­ния I—VI II видов:

1 вид —для неслышащих (глухих); II вид —для слабослышащих и позднооглохших;

III вид—для незрячих (слепых);

IV вид — для слабовидящих и поздноослепших;

V вид — для детей с тяжелыми нарушениями речи; VI вид — для детей с нарушениями опорно-двигательного ап­парата;

VII вид —для детей с задержкой психического развития;

VIII вид — для умственно отсталых детей.

Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреж­дения I—VII1 видов работают на основе Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии, утвер­жденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. за № 288, и изменений и дополнений, которые вносятся в Типовое положение постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212 «О внесении изме­нений и дополнений в Типовое положение о специальном (кор­рекционном) образовательном учреждении для обучающихся, вос­питанников с отклонениями в развитии».

Профессиональное образование осуществляется в системе об­разования РФ в следующих образовательных учреждениях.

Допрофессиональное образование (в ряде случаев начальное про­фессиональное образование) обучающиеся получают в специаль-


ных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с от­клонениями в развитии.

Начальное профессиональное образование — в образовательных учреждениях начального профессионального образования:

профессиональное училище (строительное, швейное, сельское и т.п.);

профессиональный лицей (технический, коммерческий и т.п.);

учебно-курсовой комбинат (пункт), учеб но-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, ле­сотехническая и др.), вечернее (сменное) профессиональное учи­лище;

специальное (коррекнионное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии.

Среднее профессиональное и высшее профессиональное образо­вание обучающиеся получают в специальных образовательных уч­реждениях и в различных формах интеграции в учреждениях общего назначения среднего и высшего профессионального образования.

Воспитанники специальных (коррекционных) образовательных учреждений, получившие допрофессиональную и начальную про­фессиональную подготовку в системе города Москвы, защищены Законом города Москвы «О квотировании рабочих мест в г. Мос­кве», вступившим в силу 01.01.1998 г., который осуществляет го­сударственную гарантию рабочих мест по выбору воспитанника. Аналогичная практика имеет место и в других субъектах Федера­ции.

Получение образования для воспитанников специальных уч­реждений I-VI видов является единственной гарантией их реаби­литации через образование. Возможности интеграции таких детей в общие классы массовой общеобразовательной школы пока ог­раничены.

В массовой школе в последнее время широко открываются спе­циальные (коррекционные) классы для детей с задержкой пси­хического развития и умственно отсталых.

Для детей-сирот действуют следующие образовательные учреж­дения:

специальный (коррекционный) детский дом;

специальная (коррекционная) школа-интернат.

Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и под­ростков с девиантным поведением и отклонениями в развитии:

специальная общеобразовательная школа;

специальное профессиональное училище.

Неизбежным следствием полной унификации школы в про­шлом стало ее функционирование в режиме «трех "е" — единооб­разие, единомыслие, единоначалие»1.


Новая образовательная политика РФ направлена на демокра­тизацию и гуманизацию образования, одним из основных прин­ципов школьной реформы и всех начавшихся в стране преобразо­ваний стала «общедоступность образования, адаптивность систе­мы образования к уровням и особенностям развития и подготов­ки обучающихся, воспитанников» (Закон Российской Федерации «Об образовании», раздел 1, ст. 2).

Термин «адаптивность системы образования» появился в со­временной педагогике в 90-х гг. XX в. «Адаптивность» — один из основных принципов государственной политики в сфере образо­вания, заключающийся в приспособлении системы образования, «совокупности образовательных программ, государственных об­разовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных орга­низационно-правовых форм, типов и видов; систем органов уп­равления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников»1.

Очень важно заметить, что разработка концепции адаптивно­сти требует привлечения достижений всего комплекса наук о че­ловеке: педагогики, психологии, социологии, возрастной нейро­физиологии и обязательно — разных направлений в медицине.

Адаптивная направленность, стремление обеспечить инди­видуал изированность методов обучения и воспитания присущи многим концепциям, разрабатываемым в современной россий­ской педагогике. Этих принципов придерживаются и практики, развивающие и воплощающие в деле идеи Вальдорфской шко­лы (А.Пинский, 1997 и др.), педагогики Монтессори, пропа­гандирующей индивидуальный подход, индивидуализирован­ное обучение, основанное на выработке собственной програм­мы развития каждого ребенка в соответствии с сензитивными периодами его жизни. Сходные идеи воплощают в жизнь и мно­гие педагоги-новаторы: А.Н.Адамский, А.Н.Тубельский (шко­ла «Самоопределение*), В.А.Караковский, Е.А-Ямбург (модель адаптивного образовательного учреждения). По мнению Е.А.Ям-бурга, для реализации адаптивного подхода к образованию тре­буются:

использование современного отечественного научно-педа­гогического и зарубежного научного и практического потен­циала;

целенаправленная работа по возможно раннему выявлению склонности и способности обучающихся, позволяющего дать воз­можность каждому ребенку максимально самореализоваться, обес-



50


Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. — М., 1994. — С. 248.


1 Стратегия развития образовательных систем: понятийно-терминологичес­кий словарь / Сост. В. М. Полонский. - М., 1993. - С. 9.


печить ему индивидуальную траекторию развития на всех этапах обучения;

создание непрерывного педагогического пространства;

повышение творческого потенциала (креативности) школьника;

осуществление комплексного клинико-психолого-педагогичес-кого подхода в образовании обучающихся.

Требование соединения обучения, воспитания и лечебно-оздоровительных мероприятий все чаще выдвигается предста­вителями адаптивных концепций. Оно особенно важно, когда речь идет о различных специальных (коррекционных) учреж­дениях.

По выражению В.А.Караковского, «сегодняшняя школа ха­рактеризуется небывалым разнообразием типов, условий и состо­яний... в условиях бурного педагогического творчества можно лишь дать школам общие ориентиры, и пусть каждый педагогический коллектив разрабатывает свою программу воспитания, исходя из конкретных возможностей и собственных социально-педагогичес­ких условий»1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: