Первый период формирования рефлексии нашего государства и общества на лиц с выраженными отклонениями в развитии начинается в X в., его нижней границей условно можно считать время христианизации Руси и возникновения первых монастырских приютов. Верхней границей периода условно можно считать указы Петра I, запрещавшие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704); повелевавшие повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1715).
Организация светского призрения в России, как и первые законодательные акты, положившие начало государственной политике социальной помощи инвалидам, во многом явились результатом знакомства монарха с западноевропейским опытом. Создание первых светских специальных учреждений произошло в рамках реформирования всех институтов государства по зарубежному образцу. В основе новой политики, строящейся по западноевропейскому (протестантскому) образцу, лежала не столько христи-анско-гуманистическая идея заботы о страждущем, сколько интересы власти, идея монарха о «полезности» подданных государства.
|
|
В Западной Европе прецеденты заботы монарха об инвалидах приходятся на XII—XIII вв., в России же аналогичные попытки предпринимаются только в начале XVIII в. и, по сути, представляют собой фрагмент государственных реформ, направленных на внедрение западноевропейского устройства общества.
'де, |
Итак, первый период формирования рефлексии российски
государства и общества на лиц с выраженными отклонениям)^
развитии протекал в иные исторические сроки, чем на Запад и
при этом его начало детерминировано принятием христианствС0.
характеризуется заимствованием западной системы монастырс1-,в.
го призрения калек и убогих. Окончание периода также обусл*;н.
лено знакомством монарха с западноевропейским государств1за-
ным устройством и его стремлением реформировать страну по ;нт
рубежному образцу, в контексте которого и возникает прецедс
государственной заботы об инвалидах. да_
В России, как и на Западе, первый период завершается осоз)[ИЯ нием государством (в лице монарха) необходимости призре^-ит лиц с выраженными отклонениями в развитии, но происхо;до_ это под влиянием западного опыта и в существенно иных сощ культурных условиях.
Второй период эволюции: Россия (начало XVIII — начало XIX в.)
ал-Второй период, длившийся в Европе 600 лет, в России нач!3 те
ся на пять веков позже, составил одно столетие и завершился ^ол
же сроки, что и на Западе, открытием первых специальных шУ
для глухих и слепых детей. ioc_
Первое специальное учебно-воспитательное учреждение в Р'ок.
сии (опытное училище для 12 глухонемых) было открыто 14 <'ши
тября 1806 г. в г. Павловске по указанию Императрицы Маг1иве
Федоровны. Первая школа для слепых учреждена по инициат/да_
Александра I в 1807 г. пионером западноевропейской тифлопе/
гогики В. Гаюи. р^о
|
|
Если в Европе появление первых специальных школ мо»1ес_ считать суммирующим результатом политических и экономич,че_ ких реформ, секуляризации общественной жизни, законотвор на_ ства в области гражданских и имущественных прав, развития itTe_ уки (философии, медицины, педагогики), открытия универси;ос_ тов, роста общего числа светских школ, книгопечатания, пере'ния мысления прав людей с сенсорными нарушениями, накоплеьпе_ успешного опыта их индивидуального обучения, то открытие с :тва циальных школ в России произошло под влиянием знакомс?ем_ монарха с западноевропейским опытом и было обусловлено стр<1(ри_ лением перенести этот опыт на отечественную почву силами п^Ду. глашенных учителей. Минуя этап накопления опыта индиви,^уЮ ального обучения, Россия в готовом виде заимствует западн0Лу модель организации специального обучения — специальную шкс» на И не просто заимствует — достаточно успешно переносит ее Родную почву.
Так, школа для слепых в нашей стране появилась в то же время, что и в Германии, Австро-Венгрии, Чехии и даже раньше, чем в Голландии и Швеции. Ту же Швецию и Англию перегнала Россия и по созданию школ для глухих. Казалось бы, факты указывают на то, что Россия на рубеже XIX в. входит в западноевропейский процесс строительства специальных образовательных учреждений чуть ли не лидером и что российские власти (государство) осознают необходимость организации специального обучения. Однако подобное утверждение по сути неверно. На Западе открытие, наряду с частными, государственных учебных заведений для глухих и слепых можно интерпретировать как результат осознания и частичного признания властями за лицами с сенсорными нарушениями их гражданских прав; в России же открытие специальных школ в столице происходит в принципиально иных социокультурных условиях и объясняется исключительно желанием императора перенять либеральные новинки Запада.
Итак, в отличие от Западной Европы, в России не сложились все необходимые социокультурные предпосылки для осознания возможности и целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями, но при этом была заимствована модель организации их обучения и создан прецедент открытия в столице специальных школ.
Принципиальные различия в условиях и побудительных мотивах организации специальных учреждений в Западной Европе и России приведут на следующем историческом этапе к существенно различным результатам.
Третий период эволюции: Российская империя — СССР (начало XIX — первая треть XX в.)
Этап зарождения отечественного специального образования (I этап)
Для России третий период эволюции уникален тем, что он был прерван двумя революциями, приведшими к коренному переустройству государства и общества. Предпосылки формирования национальной системы специального образования начали складываться в одном типе государства — монархической России, а оформляется она в государстве другого типа — социалистическом. С этого момента отечественная система специального образования коренным образом отличается от западных, так как строится в логике социалистического государства на принципиально новых идеологических, философских постулатах, ценностных ори-ентациях, ином понимании прав и свобод человека.
На протяжении этого периода в России, как и в Европе, развиваются три основных направления помощи детям с отклоне-
ниями в развитии: христианско-благотворительное (организационные формы — приют, богадельня, дом призрения), лечебно-педагогическое (специальное отделение при больнице, школа-санаторий) и педагогическое (школа, детский сад, колония).
|
|
Массовое открытие учреждений для глухонемых приходится на вторую половину XIX в., что закономерно обусловлено рядом политических преобразований в стране, прежде всего:
. отменой крепостного права (1861);
• учреждением земства, которому вменялось управление мест
ным здравоохранением и народным образованием, а также при
нятием нового Устава начальных школ, разрешившего открытие
школ по инициативе местных властей и общин (1864);
• реформой городского самоуправления, позволявшей город
ским думам самостоятельно открывать лечебные и образователь
ные учреждения (1870);
• экономическим подъемом и развитием благотворительнос
ти, в т.ч. созданием Ведомства учреждений Императрицы Марии.
Введение законодательных актов о всеобщем обязательном начальном образовании и всеобщей воинской повинности приводит к неизбежной рефлексии государства и общества на присутствие в нем умственно отсталых детей и взрослых. Как в Западной Европе, так и в России, именно эти законодательные акты повлекли за собой организацию сети учреждений для умственно отсталых детей. До этого момента попыток учить умственно отсталых в России не предпринималось.
К началу XX в. в стране возникает значительное число специальных образовательных учреждений для трех категорий детей: глухих, слепых и умственно отсталых. Однако нет оснований считать, что в дореволюционной России была создана и оформлена национальная система специального образования. Учреждение земства способствовало развитию русской народной школы, однако оно не смогло обеспечить реализации идей всеобщего обучения, и местные инициативы, связанные с попытками учить аномальных детей, остались единичными.
В отличие от Западной Европы, российский проект закона о всеобщем обязательном начальном образовании (1908), на реализацию которого отводилось 10 лет, остался мечтой, царское правительство не успело исполнить намеченное. Принципиально важно, что изначально не предусматривалось распространять действие названного закона на детей-инвалидов, в силу чего не была предусмотрена разработка необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование специального образования как системы. Финансирование специальных учреждений не было заложено в государственный бюджет. В условиях политической нестабильности, социальных потрясений, Первой мировой войны власти не могли поддерживать общественные инициативы в области помощи
|
|
детям с отклонениями в развитии. Резко сократился благотворительный поток, так как денежные средства стали направляться преимущественно на помощь жертвам Первой мировой войны.
Итак, в дореволюционной России была создана сеть специальных образовательных учреждений, но не была оформлена единая национальная система.
После революции 1917 г. система специального образования, строящаяся отныне «в борьбе с филантропическими принципами воспитания и обучения аномальных детей», впервые становится частью государственной образовательной системы. В отличие от Запада, где становление подобных систем шло в контексте эволюционного развития государства и общества, в нашей стране это формирование происходило в уникальный исторический момент, когда кардинально, революционно менялись государственный строй, идеология, ценностные ориентации, морально-этические и культурные нормы на фоне глубокого экономического кризиса, разрухи и гражданской войны.
В контексте коммунистической идеологии переосмысливаются гражданские права, цели и задачи образования, закладываются основы новой советской школы. Во исполнение «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа» (1918), Церковь отделяется от государства и школы, запрещается филантропически-благотворительная деятельность, упраздняются все благотворительные общества, братства, ведомства. Подчиненные им детские учреждения передаются Наркомздраву либо Наркомттросу. На последний была возложена ответственность за воспитание детей с отклонениями в развитии: умственно отсталые дети воспитываются во вспомогательных школах Народного комиссариата просвещения; телесно дефективные дети (глухонемые, слепые, калеки) воспитываются в специальных учреждениях Народного комиссариата просвещения.
1 См. документы: 1 Всероссийского съезда по просрешению, 1918; I Всероссийского съезда деятелей по охране детства, 1919; 1 Всероссийского съезда деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью 1920; Второго съезда СПОН, 1924. |
Политика государства по отношению к детям с выраженными отклонениями в умственном и физическом развитии становится частью государственной политики по отношению к социально неблагополучным категориям детей. Одним из доказательств тому служит появление в описываемую эпоху особой, не свойственной другим странам, в силу понятных причин, терминологии — «умственно дефективные», «телесно дефективные», «морально дефективные» дети. Основной задачей по отношению ко всем категориям неблагополучных детей организаторы образования и педагоги видели их «перековку» в полезных граждан1.
формируемая в Советской России система специального образования предусматривала создание сети учебных заведений, где, обучаясь, дефективные дети изолировались от общества. Тенденция на изоляцию специальных школ от других гуманитарных институтов, характерная для II этапа становления системы специального образования во всех странах мира, была многократно усилена в РСФСР экономическими и идеологическими факторами. В результате в нашей стране ведущим типом специального образовательного учреждения становится школа-интернат круглогодичного содержания. Попадая в подобное учреждение, ребенок практически изолировался как от семьи, так и от нормально развивающихся сверстников. Религия, светская и церковная благотворительность и филантропия были объявлены вне закона. «Дефективный» ребенок и его близкие лишились духовной поддержки со стороны Церкви, материальной помощи со стороны благотворительных организаций.
Дети оказались как бы замкнутыми в особый социум («дефектологический квадрат»), внутри которого и осуществлялось специальное образование1.
Оформление отечественной системы специального образования произошло в коние 20-х — начале 30-х гг.2 В официальных постановлениях государство впервые формулирует цели специального образования: «подготовка через школу и труд к общественно полезной трудовой деятельности». Определяется структура учреждений: «детские дома для дошкольного возраста; школы живущих и приходящих для детей школьного возраста; школы живущих и приходящих с профессионально-техническим уклоном для подростков; школы живущих и приходящих смешанного возрастного типа с соответствующими отделениями; вспомогательные группы для умственно отсталых детей и подростков при школах для нормальных детей»3. Вводятся жесткие правила комплектования специальных учреждений. Правительство поручает Наркомпросу подготовить план введения всеобщего обучения слепых и глухонемых, а Госплану — развернуть сеть вспомогательных школ и клас-сов для умственно отсталых детей4.
1 См.: Малофеев Н.И. Актуальные проблемы специального образования // Дефектология. — 1994. — № 6. — С. 3 — 9; он же. Современное состояние кор-рекционной педагогики // Дефектология,— 1996. — № 1.— С. 3 — 10; он же. ^•пециальное образование в России и за рубежом. — Ч. I, —M., 1996; он же. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. — Автореф. дис.... доктора пед. наук. — М., 1996.
См.: «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построения Школьной сети*, 1925; «О порядке введения всеобщего обязательного начального обучения в РСФСР*-. — 1927.
Постановление СНК РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и Умственно отсталых детей и подростков», — 1926.
См.: Постановление СНК РСФСР "О мерах для усиления работы по воспитанию обучению умственно отсталых, глухонемых, слепых детей и подростков». — 1927.
И
Таким образом, концом третьего периода в России можно считать первую треть XX в. — время законодательного оформления системы специального образования для трех категорий аномальных детей: глухих, слепых, умственно отсталых.
Несмотря на определенное сходство между западными и отечественной моделями систем специального образования, очевидно различие принципиального характера, лежащее в области идеологических, правовых и финансовых основ этих систем.
В экономически развитых странах Запада оформление систем специального образования происходило в контексте развития гражданских прав и свобод человека и их закрепления в конституциях, законодательных актах о специальном образовании, опережающих общественных инициатив и финансовой поддержки системы со стороны благотворительных движений, т. е. в условиях определенного взаимодействия государства, общества, Церкви и заинтересованных групп населения.
В России же оформление системы специального образования осуществлялось в контексте становления государства диктатуры пролетариата, при отсутствии закона о специальном образовании, вне диалога с общественными движениями и заинтересованными группами населения, при запрещении филантропически-благотворительной деятельности и единственном источнике финансирования — госбюджете, т. е. в логике тоталитарного государства.
Уникальность социокультурных основ становления отечественной государственной системы специального образования окажет влияние на характер ее развития, детерминируя в дальнейшем как несомненно более высокий уровень образования и непревзойденные достижения советских дефектологов в деле обучения аномальных детей в пределах «дефектологического квадрата», так и объяснимую закрытость этой системы от общества и всех его институтов. Государство — и только оно — будет решать судьбы аномальных детей, исключая реальное взаимодействие с обществом. И в этом состоит специфика первого этапа становления системы специального образования в нашей стране.
Четвертый период эволюции: СССР (первая треть XX в. — 1991 г.)