Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

Развитие системы образования определяется качественным улуч­шением управления, так как именно управление образованием прогнозирует пути совершенствования образовательной системы, направления ее деятельности и качество образования. Правовой основой управления образованием являются Конституция Россий­ской Федерации (ст. 72), конституции и уставы субъектов Федера­ции, Федеративный договор, международные акты («Всеобщая декларация прав человека», «Европейская конвенция о зашите прав человека и основных свобод», «Конвенция о правах ребен­ка» и др.), федеральные законы, указы и распоряжения Прези­дента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, положения об органах уп­равления образованием, типовые положения и уставы образова­тельных учреждений.

Статья 72 Конституции Российской Федерации относит воп­росы образования к совместному ведению Российской Федера-


ции и ее субъектов, что означает как совместные действия феде­ральных и региональных органов, так и распределенную ответ­ственность. Объем и пределы этих полномочий и ответственности установлены в Законе Российской Федерации «Об образовании». Основы системы государственного управления образованием в Российской Федерации определены постановлением Российской Федерации от 9 января 1992 г. В соответствии с этим постаноачени-ем в настоящее время в Российской Федерации сформирована сле­дующая система органов государственного управления образованием:

Министерство образования Российской Федерации;

министерства образования республик в составе Российской Федерации;

управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;

комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт- П етербурга.

Органы управления образованием районов, городов (округов) в городе могут быть созданы по решению органов местного само­управления.

Названная децентрализация управления образованием в Рос­сийской Федерации привела к изменениям в управляющих под­системах, в объектах воздействия, в содержании управленческих решений.

Если в прежней системе управления образованием управляю­щим был лишь федеральный уровень, на котором задавались цели, ставились задачи и контролировалось их выполнение, то в насто­ящее время в соответствии с порядком, определенным Законом Российской Федерации «Об образовании», разграничения компе­тенции федеральных органов государственной власти, федераль­ных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации происходит постепен­ное перераспределение управленческих функций между различ­ными уровнями управления образованием.

Результаты анализа взаимоотношений разных уровней управ­ления образованием свидетельствуют об изменениях их характера: с повышением уровня управления уменьшается доля прямых воз­действий управляющей системы на управляемую и увеличивается Доля косвенных.

В этом заключается основное изменение характера отношений между уровнями управления образованием в результате проведен­ной реформы децентрализации управления. Центр тяжести в уп­равлении образованием все последовательнее перемещается на Региональный и муниципальный уровни.

Это объясняется тем, что территориальные системы образова­ния формируются под воздействием процессов, результатом кото­рых является возникновение общностей населения, имеющих и



осознающих свои интересы. Сходство условий жизнедеятельности, достаточно общее место проживания, разнообразие форм соци­альных связей объективно определяют для каждой такой общности самостоятельные и специфические образовательные интересы.

Успех в реализации этих интересов зависит от многих причин, но в первую очередь от правильно созданной структуры управле­ния образованием, подбора управленческих кадров, распределе­ния между ними соответствующих функций.

Вариантов создания структур органов управления образовани­ем может быть много. Это зависит от региональных и национ&тьных особенностей, социально-экономических условий региона, сети образовательных учреждений, многоукладности и вариативности образования.

Общим является то, что структура, штатное расписание реги­ональных органов управления образованием утверждаются поста­новлением руководителя администрации субъекта Российской Федерации. Им же определяется круг вопросов, решаемых орга­ном управления, его задачи и функции, утверждается Положение об органе управления образованием.

Перечень задач, стоящих перед региональными органами уп­равления образованием, определен Законом «Об образовании». Среди них к числу важнейших относится задача обеспечения ус­ловий, позволяющих обучающимся получать образование, не ниже предусмотренного образовательными стандартами; предоставле­ние возможностей обучающимся реализовывать свои природные задатки и способности в соответствии со своими познавательны­ми потребностями и возможностями. Последнее имеет непосред­ственное отношение к специальному образованию, актуальность которого в современных условиях чрезвычайно высока.

Это объясняется значительным ростом числа детей с пробле­мами в развитии и детей-инвалидов в частности (в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 2 млн таких детей, что составляет почти 5% от их общего числа), появлением детей со сложными, комплексными типами отклонений в развитии, с различными формами задержек психического развития, детей с аутизмом, нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д. и необходимостью создания для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекват­ные условия и равные с обычными детьми возможности для по­лучения образования в пределах специальных образовательных стандартов, а также лечение, оздоровление, коррекцию наруше­ний развития, социальную адаптацию.

Комплекс этих проблем должен найти свое решение в первую очередь на региональном уровне в форме:

• создания региональной законодательной и нормативной пра­вовой базы для функционирования специальных (коррекционных)


образовательных учреждений, системы коррекционно-развиваю-щего обучения детей с задержкой психического развития и труд­ностями в обучении, создания условий для развития данной кате­гории детей, поддержки семей, имеющих ребенка с ограничен­ными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

• целенапраатенной работы по подготовке кадров специалис­
тов для работы с детьми, имеющими тс или иные отклонения в
развитии, повышению их квалификации;

• разработки методических и организационных основ выявле­
ния детей с проблемами в развитии и на основе анализа данных
проектирования развития сети специальных {коррекционных) об­
разовательных учреждений;

• создания предпосылок для развития системы психодиагнос­
тики и профилактики нарушений в развитии детей начиная с мла­
денческого возраста (раннего вмешательства);

• управленческих решений, способствующих перемещению кор-
рекционной психолого-педагогической работы в систему дошколь­
ного образования;

• организации условий для планомерного развития системы про­
фессиональной подготовки подростков-инвалидов и подростков
с нарушениями развития, создания условий для их трудоустрой­
ства, интеграции в общество;

• контроля за качеством специального образования, содействия
развитию инновационных форм деятельности в системе специ­
ального образования, поддержки реабилитационных учреждений
нового типа, внедрения в практику работы достижений науки и
передового опыта;

• поиска и отработки моделей интегрированного обучения де­
тей с особыми нуждами в условиях массовой школы;

• привлечения к работе по решению проблем детей, имеющих
отклонения в физическом, психическом здоровье, интеллекту­
альном развитии, региональных органов управления здравоохра­
нением, социальной зашиты населения, трудоустройства и заня­
тости населения, общественных организаций.

Роль регионального уровня в управлении специальным обра­зованием чрезвычайно велика и по ряду других причин.

Во-первых, как никакая другая сфера образования, специаль­ное образование остро ощущает недостаток квалифицированных кадров (в среднем по Российской Федерации число специалис-тов-дефектологов составляет лишь 9% от их необходимого числа). Поэтому организация целевого набора на дефектологические фа­культеты педагогических вузов и университетов, организация кур­совой переподготовки кадров на базе региональных институтов повышения квалификации работников образования (ИПК) в со­ответствии с потребностями региона, создание и координация Деятельности региональных методических объединений учителей-



дефектологов, оказание им помощи в подготовке и прохождении аттестации составляет значительную часть деятельности региональ­ного органа по управлению специальным образованием.

Вторая особенность состоит в следующем. Для субъектов Рос­сийской Федерации в значительной степени характерны неста­бильность и большие качественные различия в развитии и функ­ционировании сети специальных (коррекционных) образователь­ных учреждений (по видам, по размещению и т.д.)- Годами скла­дывавшиеся традиции привели к тому, что в значительном числе муниципалитетов отсутствуют образовательные учреждения для обучения детей с проблемами даже в интеллектуальном развитии. А образовательные учреждения для глухих и слабослышащих, для слепых и слабовидящих детей, для детей с тяжелыми нарушения­ми речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата в регио­нах представлены, в лучшем случае, в единичных экземплярах. Проблема усугубляется тем, что все эти образовательные учреж­дения в последние годы потеряли статус федеральных. Мини­стерство образования Российской Федерации не решает вопросы их комплектования. В этих условиях региональный орган управле­ния образованием должен на практике обеспечить каждому ре­бенку с проблемами в развитии его право на получение доступно­го образования, своевременную коррекцию психофизиологичес­ких и познавательных процессов. Это достигается путем совершен­ствования и развития сети специальных (коррекционных) обра­зовательных учреждений, комплектования их детьми только в со­ответствии с заключением психолого-медико-педагогических ко­миссий и согласием родителей, решения вопросов обучения де­тей с проблемами в развитии за пределами региона и т.д.

Разнообразие видов специальных (коррекционных) образова­тельных учреждений (восемь видов) создает третью особенность управления специальным образованием на уровне региона. Она состоит в том, что региональные органы управления образовани­ем, институты повышения квалификации работников образова­ния становятся главными организаторами и координаторами ме­тодической работы в сфере специального образования регионов, центрами по обобщению и распространению передового опыта, реализации передовых педагогических технологий специального образования, инновационной деятельности, в том числе и ста­новления реабилитационных учреждений нового типа (постоянно действующих психолого-медико-педагогических комиссий, цент­ров психолого-педагоги ческой и медико-социальной помощи, центров раннего вмешательства и т.д.).

В этой же связи из-за отсутствия в муниципальных образова­тельных системах необходимых квалифицированных кадров (тем более научных) осложнена экспертная оценка эксперименталь­ной деятельности, реализация региональных образовательных про-


грамм и стандартов и т.д. Поэтому такую работ; -ном уровне — можно сделать целенаправленной, научно обосно­ванной и, что не менее важно, достаточно эффективной.

И последнее. Несмотря на всю специфику, система специаль­ного образования не является изолированной. Она непосредственно связана с дошкольным, общим, дополнительным, начальным профессиональным образованием. И если в первых трех случаях совершенствовать контакты и взаимоотношения в работе можно на разных уровнях управления, то установление постоянных парт­нерских связей между специальными (коррекционными) образо­вательными учреждениями и учреждениями начального профес­сионального образования, привлечение последних к оказанию помощи специальным (коррекционным) школам в вопросах до-профессиональной подготовки, создания условий для получения обучающимися в системе специального образования доступного им начального профессионального образования является преро­гативой регионального органа управления образованием.

Для реализации указанных задач в составе региональных орга­нов управления образованием в соответствии с их структурой со­здаются специальные отделы (управления): специального образо­вания, учреждений реабилитации, специального образования и социально-правовой зашиты детства и т.д. Положения о них, функ­циональные обязанности специалистов утверждаются приказом руководителя регионального органа управления образованием. Являясь структурным подразделением регионального органа уп­равления образованием, названные отделы (управления) в своей работе руководствуются действующим законодательством Россий­ской Федерации и субъекта Российской Федерации в области об­разования, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и администрации региона, нормативны­ми правовыми документами Министерства образования Российс­кой Федерации, положением о региональном органе управления образованием. Специалисты, занятые руководством системой спе­циального образования, должны знать и уметь применять на практике:

«Конвенцию о правах ребенка* (ООН);

Конституцию Российской Федерации;

Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федер&чьного закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ;

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи населению»;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Указы Президента Российской Федерации: «О мерах по фор­мированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»



от 02.10.92 г. № 1156; «О мерах по профессиональной реабилита­ции и обеспечению занятости инвалидов» от 25.08.93 г. № 394; «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» от 27.12.92 г. № 802; «О профилактике безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 06.09.93 г. № 1338;

Постановление Совета Министров РСФСР от 24.05.91 г. № 278 «О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитатель­ных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии»;

Постановление Совета Министров РСФСР от 20.06.92 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Типовые положения об образовательных учреждениях, утверж­денные Правительством Российской Федерации;

Нормативные правовые документы Министерства образования Российской Федерации по вопросам специального образования.

Если говорить обобщенно, то именно специалисты региональ­ного органа управления образованием, курирующие вопросы спе­циального образования, на практике реализуют четыре основных функции управления образованием вообще и специальным обра­зованием в частности. К ним относятся:

руководство — постоянная работа по поддержанию внутренних условий функционирования существующей системы специально­го образования в регионе;

организация — обеспечение постоянного соответствия системы специального образования региона изменяющимся внешним и внутренним условиям се функционирования;

администрирование — конструирование новых элементов (норм функционирования) системы специального образования региона;

управление — прогнозирование новых рамок системы специ­ального образования, изменяющих ее актуальное состояние в со­ответствии с тенденциями развития специального образования в Российской Федерации, запросами общества, спросом на те или другие специальные (коррекционные) образовательные ус­луги.

Отделы (управления) специального образования региональных органов управления образованием призваны реализовывать госу­дарственную политику в области специального образования детей с отклонениями в развитии и детей-инвалидов; обеспечивать вы­полнение федеральных и региональных целевых программ, на­правленных на социальную поддержку и реабилитацию детей и подростков, нуждающихся в помощи и защите государства; осу­ществлять развитие региональных систем социальной и психоло­го-медико-педагогической реабилитации нуждающихся в ней детей.


На практике это достигается в ходе:

разработки законодательных актов (вносятся в законодатель­ный орган администрацией региона), постановлений и распоря­жений администрации субъектов Российской Федерации, норма­тивных правовых документов регионального управления образо­вания, определяющих основные подходы к реализации целей спе­циального образования в регионе и устраняющих пробелы феде­рального законодательства в этой сфере;

осуществления постоянного контроля за исполнением законо­дательства в области специального образования объектами обра­зовательного процесса, выполнением нормативных правовых до­кументов, учебных планов, государственных образовательных стан­дартов, который реализуется при комплексном (фронтальном) изучении управленческой деятельности муниципальных органов управления образованием, аттестации специальных (коррекцион­ных) образовательных учреждений, проведении тематических проверок и другой инспекционной деятельности;

постоянной работы по анализу ситуации, связанной с удов­летворением потребностей населения региона в специальных (кор-рекциоиных) образовательных услугах на основе данных психо­лого-медико-педагогических комиссий, запросов и предложений общественных организаций (особенно тех, которые связаны с жизнедеятельностью инвалидов), родительских ассоциаций, об­ращений отдельных граждан, итогов работы специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений и других учреждений реабилитации системы образования, а также по подготовке пред­ложений для рассмотрения на коллегиях регионального управле­ния образования, совещаниях при руководителе регионального управления образования (производственных, аппаратных), сове­щаниях с руководителями муниципальных органов управления образованием, заседаниях советов руководителей учреждений спе­циального образования, научно-методических советах по спе­циальному образованию и т.д.;

оказания помощи муниципальным органам управления обра­зованием в вопросах своевременного выявления, диагностики, психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подрост­ков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, путем повышения компетенции специалистов муниципальных структур управления в вопросах специального образования, про­ведения научно-практических конференций, совещаний, семи­наров по актуальным вопросам коррекционной педагогики, вне­дрения новых форм и методов обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, дающих положительный результат;

лицензирования, аттестации (является компетенцией регио­нального управления образования), аккредитации специальных (коррекционных) образовательных учреждений;


 
 


проведения работы по комплектованию государственных спе­циальных (коррекпионных) образовательных учреждений;

определения потребности в кадрах учителей-дефектологов, учи­телей-логопедов и координации на этой основе работы педагоги­ческих институтов и университетов региона, института повыше­ния квалификации работников образования по подготовке, пере­подготовке, повышению квалификации педагогов узких специ­альностей;

организации работы (совместно с ИПК) по аттестации ру­ководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учителей-дефектологов, учителей-логопедов на высшую квалификационную категорию, а при наличии госу­дарственных учреждений специального образования, отсутствии в муниципальных образованиях специалистов необходимого уровня квалификации, и на первую квалификационную кате­горию;

осуществления мероприятий, направленных на развитие служ­бы практической психологии образования, психолого-медико-педагогической и диагностической службы, создания реабилита­ционных центров для детей-инвалидов.

Особое место в деятельности региональных органов управ­ления образованием занимает контроль как одно из четырех глав­ных управленческих действий (наряду с планированием, орга­низацией, руководством). Какому бы толкованию ни подверга­лись те или иные статьи Закона Российской Федерации «Об образовании», необходимо понимать, что только контроль де­лает управление развитием специального образования б регио­не осязаемым, только контроль позволяет осуществлять необ­ходимые в работе коррекцию, координацию, регулирование. Это вытекает из теории и научно обоснованной практики управле­ния: управленческие действия представляют собой замкнутый цикл, взаимосвязанную замкнутую систему. При удалении лю­бой части из этого цикла, из системы последняя разрушается, перестает существовать, так как управление (из-за отсутствия контроля) становится слепым, а процесс развития — неуправ­ляемым.

На практике контроль осуществляется в ходе инспектирова­ния, аттестации образовательных учреждений.

Под инспектированием понимается проведение региональным управлением образования проверок, наблюдений, обследова­ний, осуществляемых в порядке надзора и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением муниципальным управле­нием образования, подведомственными образовательными уч­реждениями и их должностными лицами законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области образования.


Целями инспектирования являются:

реализация принципов государственной политики в области образования;

обеспечение конституционных прав граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, на образование;

соблюдение государственных образовательных и минимальных социальных стандартов, нормативов в системе образования субъек­та Российской Федерации;

исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов управления образованием и образователь­ных учреждений;

защита прав и свобод участников образовательного процесса;

совершенствование системы управления качеством образова­ния (формирование условий и результатов обучения);

проведение анализа и прогнозирование тенденций развития системы образования субъекта Российской Федерации и ее со­ставляющих.

При инспектировании в форме надзора проверяется деятель­ность руководителей муниципальных органов управления образо­ванием и подведомственных образовательных учреждений с це­лью установления правомерности их фактических действий при реализации законодательных норм прямого действия или соот­ветствие издаваемых нормативных правовых актов действующему законодательству в области образования вообще и специального образования в частности.

При инспектировании в форме контроля прослеживаются ре­зультаты деятельности муниципальных органов управления обра­зованием и специальных (коррекционных) образовательных уч­реждений, их должностных лиц с целью установления исполне­ния законодательства и иных нормативных правовых актов, изу­чения последствий принятия управленческих решений в области специального образования. Методами инспекционного контроля являются: документальный контроль, обследование, экспертиза, анкетирование, опрос участников образовательного процесса, контрольные срезы усвоения образовательных программ и т.д.

Инспектирование может осуществляться в виде плановых, опе­ративных проверок, мониторинга.

Инспектирование в виде плановой проверки осуществляется в соответствии с планом работы отдела специального образования, соотнесенного с планами работы других отделов регионального управления образования, что обеспечивает периодичность и ис­ключает нерациональное дублирование в организации проверок.

Оперативное инспектирование осуществляется в целях уста-новления и проверки сведений о нарушениях, указанных в обра­щениях граждан и организаций, при возникновении конфликт­ных ситуаций и т.д.


Особую актуальность для специалистов регионального управ­ления образования представляет инспектирование в виде мони­торинга, которое предполагает постоянное наблюдение за нор­мируемой деятельностью специальных (коррекционных) об­разовательных учреждений, сбор, систематизацию, анализ, на­копление и обновление информации о деятельности системы спе­циального образования, без чего невозможно принятие своевре­менных, правовых и эффективных управленческих решений.

Как правило, инспектирование осуществляется специалиста­ми регионального управления образования, которые должны об­ладать соответствующей квалификацией в области коррекцион-ной педагогики и управления, а их должностные обязанности должны предусматривать инспекционные функции. Однако в ка­честве экспертов могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и специалисты.

Инспекционные проверки могут быть комплексными (изуча­ется два и более направлений деятельности), тематическими (изу­чается одно направление деятельности), фронтальными (прове­ряется вся нормируемая деятельность). По продолжительности тематические, комплексные проверки не должны превышать 5-10 дней, фронтальные— двух недель.

К компетенции управления образования субъекта Российской Федерации при осуществлении инспектирования в области спе­циального образования относится:

1. Контроль за исполнением имеющих нормативное значение
положений:

Закона Российской Федерации "Об образовании», законов субъекта Российской Федерации в области образования;

указов Президента Российской Федерации в области образова­ния и создания условий, среды жизнедеятельности для детей, нуждающихся в особой поддержке государства и детей-инвалидов;

постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, главы администрации региона в области образования детей с особыми нуждами и их социально-правовой защиты;

нормативных правовых актов Министерства образования Рос­сийской Федерации по вопросам специального образования.

2. Контроль за соответствием федеральному законодательству
и законодательству субъекта Российской Федерации:

нормативных правовых актов руководителей муниципальных образований и их органов управления образованием;

учредительных документов специальных (коррекционных) об­разовательных учреждений и других учреждений реабилитации детей и подростков системы образования;

локальных актов муниципальных органов управления образо­ванием и подведомственных образовательных учреждений по воп­росам специального образования.


3. Контроль за результатами деятельности муниципальных ор­ганов управления образованием по вопросам:

соблюдения прав граждан на образование и создания необхо­димой коррекционно-развивающей среды для детей и подростков в соответствии с их нуждами;

реализации положений региональной программы развития об­разования и целевых программ («Дети-инвалиды», «Дети-сиро­ты» и др.), участником которых является региональный орган управления образованием;

соблюдения подведомственными специальными (коррекцион-ными) образовательными учреждениями контрольных нормати­вов и показателей, указанных в приложении к лицензии;

соблюдения нормативных требований по вопросам охраны здо­ровья учащихся, санитарных правил содержания образователь­ных учреждений;

обеспечения социальных прав и гарантий детей, нуждающихся в помоши государства.

Управление образования субъекта Российской Федерации как учредитель государственных учреждений специального образова­ния вправе осуществлять инспектирование деятельности учреж­денных им образовательных учреждений по вопросам:

использования финансовых средств, выделяемых управлением образования субъекта Российской Федерации на содержание об­разовательного учреждения, а также финансовых средств, полу­ченных образовательным учреждением из других источников;

сохранности и эффективности использования имущества, на­ходящегося в оперативном управлении образовательного учреж­дения, в том числе на условиях аренды зданий, помещений, со­оружений и другого имущества;

результатов деятельности руководителя образовательного уч­реждения;

соблюдения иных требований, установленных уставом и дру­гими учредительными документами образовательного учреждения.

По итогам инспектирования, оформленного в виде аналити­ческой справки, служебной записки, доклада, в зависимости от его формы, целей и задач с учетом реального положения дел мо­гут проводиться заседания коллегий, педагогических советов, производственных и рабочих совещаний с педагогическим соста­вом, совещания руководителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений, издаваться приказы, направляться Письма и иные материалы инспектирования в компетентные орга­ны, приниматься решения о повторном инспектировании или Привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц и т.д.

Формой государственно-общественного контроля за качеством °бразования является и аттестация образовательных учрежде-

 

5-sf



нип. Не раскрывая в данной главе саму процедуру и содержание аттестации, отметим еще раз, что в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федераль­ного закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ, с учетом постановления Пра­вительства Российской Федерации от 12.03.97 г. № 288 «Об ут­верждении Типового положения о специальном (коррекцион-ном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитан­ников с отклонениями в развитии» она проводится государствен­ным (региональным) управлением образования один раз в пять лет. В соответствии с этим вопросы организации аттестации спе­циальных (коррекционных) образовательных учреждений тре­буют постоянного внимания со стороны регионального управле­ния образования и его специалистов в форме планирования этой деятельности, разработки специальных тестовых заданий, конт­рольных и квалификационных работ, обобщения материалов ат­тестации, выявления складывающихся тенденций и проблем в области специального образования, принятия адекватных управ­ленческих решений, поощрения и распространения выявляемо­го педагогического опыта и прогрессивных педагогических тех­нологий. Немаловажное значение в этой связи имеет проблема подбора и подготовки соответствующего круга экспертов (в за­висимости от вида коррекционных образовательных учреждений), так как при аттестации специальных (коррекционных) образо­вательных учреждений наряду с общими вопросами аттестации (полнота выполнения основных образовательных программ, мак­симальный объем учебной нагрузки обучающихся, соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников госу­дарственным образовательным стандартам и т.д.) должны изу­чаться и сугубо специфические вопросы: организация коррек-ционной и лечебно-профилактической работы, трудовой и со­циальной подготовки, соответствие реализуемых образователь­ных программ возможностям психофизического развития и со­стоянию здоровья воспитанников.

Одна из характерных особенностей состояния образования в Российской Федерации в настоящее время заключается в том, что многие образовательные учреждения переходят в режим раз­вития, организуют экспериментальные площадки, научно обо­снованной практикой возмещают пробелы в педагогической тео­рии, ищут новые эффективные пути организации образователь­ного процесса. Эти тенденции характерны и для специального образования. С одной стороны, с новых позиций анализируются сложившиеся подходы к развитию детей с особыми нуждами, с другой — идет поиск более совершенных на данный момент сис­темных решений.

Появляются образовательные учреждения нетрадиционного типа, в которых организаторы образования пытаются решить про-


блему гарантий прав и координации мероприятий по улучшению социального, организационного и культурного окружения детей и подростков с ограниченными возможностями. В функции спе­циалистов этих нетрадиционных коррекционно-образовательных учреждений входят: диагностика, разработка методических посо­бий для педагогов, мониторинг, консультирование, психологи­ческий тренинг, работа с родителями детей-инвалидов и т.д. Ко­нечный результат их деятельности — создание условий для разви­тия личности детей и подростков с нарушениями различного вида и степени.

С точки зрения пересмотра предметоиентристской ориентации специального образования, вносятся изменения в учебные планы и программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Предметом изучения становятся не только базовые понятия, но и нравственные понятия, нравственные отношения как психолого-педагогический феномен.

Становление рыночных отношений усиливает значимость сис­темы подготовки выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений к труду. Поэтому процесс определе­ния новых путей допрофессиональной и трудовой подготовки предполагает не только высокий уровень профессиональной ком­петенции, но и определенную степень адаптации подростка-ин­валида в новой социально-экономической ситуации.

Все это заслуживает глубокого анализа, формирования новых направлений деятельности и со стороны региональных органов управления образованием, что региональные органы управле­ния образованием имеют большие возможности для привлече­ния к работе ученых, занимающихся проблемами специальной педагогики и психологии, методистов-практиков, объединяя их в творческие группы, лаборатории для решения тех или иных задач, подключая к экспертизе инноваций, разработке путей развития и совершенствования системы специального образо­вания.

Одной из форм участия общественности в управлении раз­витием специального образования в регионах стали в после­дние годы научно-методические (методические) советы по кор-рекционно-педагогическим проблемам специального образова­ния, создаваемые при региональных органах управления обра­зованием.

В их состав могут входить ученые, руководители образователь­ных учреждений, опытные педагоги-практики, представители органов здравоохранения и социальной защиты населения, спе­циалисты основных направлений специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии. Состав данного совета и положение о нем утверждаются руководителем управления обра­зования субъекта Российской Федерации. Правильная организа-


ция работы совета может оказать региональному управлению об­разования значительную помощь в вопросах:

• прогнозирования путей развития и совершенствования сис­
темы специального образования региона;

• планирования и координации разработки научного и програм­
мно-методического обеспечения коррекцией но-педагогической
деятельности в регионе в сфере дошкольного и школьного обра­
зования; разработки и апробации программ комплексного диф­
ференцированного психолого-медико-педагогического обследова­
ния детей и подростков, содержательного и организационного
компонентов программ;

• экспертизы и поддержки экспериментальных площадок и ав­
торских программ, авторов инновационных технологий в области
специальной (коррекиионной) педагогики;

• научно-методического консультирования руководителей спе­
циальных (коррекционных) образовательных учреждений по про­
блемам специальной (коррекционной) педагогики и специаль­
ной психологии;

• содействия обеспечению преемственности дошкольного и
школьного образования детей с проблемами в развитии.

Деятельность указанных советов на практике способствует реа­лизации положения Закона Российской Федерации «Об образо­вании» в части государственно-общественного управления обра­зованием, помогает специалистам находить правильные и эффек­тивные пути решения проблем, стоящих пред специальным обра­зованием регионов.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образо­вании» (ст. 1) организационной основой государственной поли­тики в области образования являются федеральная, а следова­тельно, и региональные программы развития образования. Про­грамма определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры по ее реализации.

Система специального образования является составной частью всей системы образования региона. Вследствие этого одним из разделов региональной программы развития образования должен стать и раздел о развитии специального образования. Могут дей­ствовать и отдельные программы поддержки и развития системы специального образования. Очень важно то, чтобы они были под­держаны администраций субъекта Российской Федерации и ут­верждены его органом законодательной власти.

Программа поддержки и развития системы специального об­разования региона позволяет:

• проектировать развитие системы специального образования
как минимум на пять лет вперед;

• ориентировать участников образовательного процесса в вы­
бранных целях развития специального образования;


• определять механизмы достижения этих целей и контрольные показатели деятельности;

■ привлекать дополнительные финансовые ресурсы в систему специального образования.

Последнее важно потому, что в нынешних условиях бюджет­ной политики, разности бюджетов, из которых финансируются специальные (коррекционные) образовательные учреждения, ре­гиональное управление образования только через реализацию про­граммных мероприятий имеет реальную возможность оказать му­ниципальным образовательным учреждениям помощь в решении их проблем развития. Это позволяет сконцентрировать средства на решении финансовоемких проектов, сделать финансовую поддер­жку открытой, адресной, эффективной.

Разработка программы — чрезвычайно важное и непростое дело. Она будет реальной лишь в том случае, если выстроится на осно­ве глубокого анализа положения дел в сфере специального обра­зования, научной проработки достижимости прогнозируемых ре­зультатов, учета мнения широкого круга специалистов, педагоги­ческих коллективов, общественных организаций. Причем, кроме традиционных образовательных задач, особое место в ней должно быть уделено и социально-педагогическим аспектам деятельности специального образования.

Программа развития специального образования станет рабо­тоспособной лишь в том случае, если в ней будут четко определе­ны и согласованы реальные источники финансирования плани­руемых мероприятий, основанные, в том числе, на принципах многоканальности.

В обязательном порядке программа должна содержать цели, задачи, характеристику ситуации, этапы развития, ожидаемые результаты, систему оценок осуществляемых изменений. Как при­оритетные, в ней могут быть выделены следующие направления развития:

1. Кадровое обеспечение системы и планируемых результатов.

2. Содержание и научно-методическое обеспечение специаль­
ного образования.

3. Развитие организационных форм оказания коррекционно-
педагогических услуг.

4. Обеспечение социальных льгот и гарантий участникам обра­
зовательного процесса.

5. Укрепление и охрана здоровья воспитанников.

6. Социальная адаптация выпускников специальных (коррек-
Ционных) образовательных учреждений.

7. Развитие материально-технической базы, оснащение, жиз­
необеспечение учреждений специального образования.

Программно-целевой метод планирования управленческой де­ятельности достаточно перспективен. Он позволяет не упустить в


повседневной работе главное, эффективно использовать матери­альные и финансовые ресурсы, сделать управленческие решения продуманными, гласными, целенаправленными.

Задача регионального управления образования — стремиться к тому, чтобы на основе регионального были созданы планы разви­тия специального образования в муниципальных образованиях, планы развития специальных (коррекционных) образовательных учреждений, чтобы каждый педагог, занятый в системе, имел свой личный план творческого роста, повышения педагогическо­го мастерства, профессиональной квалификации.

Главная цель действий по реализации всего комплекса про­блем, которые должны решаться региональными органами уп­равления образованием в области специального образования, — динамичное развитие и совершенствование системы, достиже­ние высокого качества специального образования и коррекцион-но-педагогических услуг для удовлетворения интересов личности и общества. Такая цель не может быть реализована без демократи­зации управления, перехода к действительно профессиональному управлению, которое носило бы опережающий, прогностичес­кий, преобразующий характер.

Решить эти серьезные задачи невозможно без участия широ­кого круга специалистов, хорошо владеющих основами специ­альной (коррекционной) педагогики и специальной психоло­гии. Поэтому административная линия управления специальным образованием (управление образования региона — муниципаль­ное управление образования — администрация образовательных учреждений) повсеместно должна сочетаться с профессиональ­ной линией управления (региональная ПМТТК, региональный центр диагностики, реабилитационный центр — муниципальная ПМПК, муниципальный центр диагностики, реабилитационный центр — психолого-педагогическая служба образовательного уч­реждения).

Это позволяет решать проблемы специального образования, опираясь на современные научно-теоретические достижения пе­дагогики, психологии, общей теории управления. Взаимодействие двух линий управления помогает обеспечить опережающее, про­гностическое управление на основе диагностики, социального прогнозирования, проблемно-аналитического изучения состоя­ния специального образования. Прогностическая функция уп­равления, в свою очередь, обеспечивает целенаправленность уп­равления, его ориентированность на достижение определенного результата.

И наконец, такая двухлинейная система управления позволяет реализовать на практике поставленные цели при постоянном кон­троле и внесении коррективов. В итоге управление специальным образованием становится преобразующим.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: