Федеральные органы управления

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление как в сфере общего, профессионального и дополнительного образова­ния в целом, так и в области специального образования, в част­ности, является Министерство образования Российской Федера­ции, в составе которого создано Управление специального обра­зования.

Минобразование России координирует деятельность в сфере специального образования ряда федеральных органов исполни­тельной власти и осуществляет свою деятельность во взаимодей­ствии с такими федеральными органами исполнительной власти, как Министерство труда и социального развития Российской Фе­дерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и др. Минобразо­вание России также тесно взаимодействует с органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации, органами мест­ного самоуправления, Российской академией образования, соот­ветствующими научными организациями, спортивными союза­ми, общественными инвалидными, правозащитными общества­ми, фондами, родительскими объединениями и ассоциациями.

Основными задачами Минобразования России в сфере специ­ального образования являются:

• осуществление государственной политики, обеспечивающей
необходимые условия безбарьерной среды для реализации кон­
ституционных прав лиц с ограниченными возможностями здоро­
вья на получение образования;

• управление и координация научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ в сфере специального образо­
вания;

• реализация государственной кадровой политики (подготов­
ка, переподготовка и повышение квалификации руководящих и
педагогических кадров);

• совершенствование организационно-экономического механиз­
ма функционирования и информатизация системы специального
образования;


• разработка и утверждение федеральных требований к содер­
жанию специального образования и создание системы оценки де­
ятельности образовательных учреждений;

• организация и развитие международного сотрудничества, вза­
имодействие в данной сфере с Содружеством Независимых Госу­
дарств.

В соответствии с возложенными задачами Минобразование России выполняет следующие функции:

• разрабатывает и реализует концепцию развития специально­
го образования, а также соответствующие положения Федераль­
ной программы развития образования, координирует и контро­
лирует в пределах своей компетенции их выполнение;

• разрабатывает (с участием других федеральных органов ис­
полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, образовательных учреждений и органи­
заций системы специального образования, общественных объ­
единений) целевые федеральные, межгосударственные и межве­
домственные программы и проекты в сфере специального образо­
вания;

• организует работу по формированию целевых программ, про­
изводству специальной учебной и реабилитационной техники и
оборудования для образовательных учреждений, формирует про­
граммы научно-исследовательских и опытно-конструкторских ра­
бот в данной области и обеспечивает их реализацию;

• обеспечивает контроль за исполнением законодательства Рос­
сийской Федерации в сфере специального образования;

• осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тен­
денций развития в сфере специального образования;

• осуществляет нормативное, правовое и научно-методическое
обеспечение деятельности органов управления образованием
субъектов Российской Федерации и специальных (коррекцион-
ных) и оздоровительных образовательных учреждений, образова­
тельных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педа­
гогической и медико-социальной помощи;

• устанавливает порядок приема лиц с ограниченными возмож­
ностями здоровья в государственные учреждения начального, сред­
него и высшего профессионального образования;

• определяет в пределах своей компетенции перечень учебной
и учебно-методической литературы для специальных (коррекци-
онных) образовательных учреждений, обеспечивающей реализа­
цию федерального компонента специальных государственных стан­
дартов общего образования, разрабатывает и утверждает долго­
срочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-
методической литературы, технических и других средств обучения;

• разрабатывает и реализует совместно с профсоюзными орга­
нами, общественными организациями, заинтересованными фе-


деральными органами исполнительной власти комплекс мер по охране труда, направленных на обеспечение здоровья и безопас­ных условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и ра­ботников сферы специального образования, а также мер по их социальной защите;

■ организует с участием заинтересованных федеральных орга­нов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе специальных (кор-рекционных) программ и методик систему работы с детьми с отклонениями в физическом и умственном развитии для получе­ния ими образования, коррекции нарушений развития, реабили­тации и социальной адаптации;

• организует проведение научных и научно- практических кон­
ференций, симпозиумов, семинаров и совещаний, выставок и
конкурсов, в том числе международных, в сфере специального
образования;

• организует разработку государственных образовательных стан­
дартов общего специального образования и утверждение их феде­
рального компонента, контролирует соблюдение специальных
государственных образовательных стандартов;

• осуществляет совместно с органами управления образовани­
ем субъектов Российской Федерации государственный контроль
за качеством специального образования;

• обеспечивает разработку на основе специальных государствен­
ных образовательных стандартов примерных специальных образо­
вательных программ и учебных планов;

• утверждает положения о государственной (итоговой) аттес­
тации выпускников специальных (коррекционных) образователь­
ных учреждений;

• разрабатывает и утверждает формы документов государствен­
ного образца об уровне специального образования и (или) квали­
фикации, устанавливает порядок их выдачи;

• организует федеральную систему подготовки и переподготовки
педагогических кадров для специальных (коррекционных), оздо­
ровительных и образовательных учреждений для детей, нуждаю­
щихся в психолого-педагогической и меди ко-социальной помо­
щи, а также соответствующих специалистов органов управления
образованием;

• устанавливает порядок аттестации педагогических работни­
ков государственных и муниципальных специальных (коррекци­
онных), оздоровительных и других образовательных учреждений
и соответствующих работников органов управления образованием;

• разрабатывает и реализует систему поощрения кадров в сфе­
ре специального образования;

• осущестапяет контроль за исполнением федеральных законов
и обобщает практику их применения в сфере специального обра-





кования, разрабатывает предложения по его совершенствованию;

• участвует в разработке и реализации государственной финан­
совой, инвестиционной и инновационной политики в сфере спе­
циального образования;

• разрабатывает федеральные нормативы финансирования спе­
циальных (коррекционных), оздоровительных И других образова­
тельных учреждений, осуществляет контроль за их выполнением;

• осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, ана­
лиз и представление государственной статистической отчетности
в сфере специального образования.

В целях осуществления возложенных задач и своих функций в сфере специального образования Минобразованис России:

• издает в пределах своей компетенции, в том числе совместно
с другими федер&чьными органами исполнительной власти, нор­
мативные правовые акты в виде приказов, распоряжений, пра­
вил, инструкций и положений по вопросам специального образо­
вания, обязательные для исполнения органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации; дает разъяснения по ним;

• создает в установленном порядке при Министерстве коорди­
национные, научно-методические и другие советы и комиссии,
временные научные (творческие) коллективы, экспертные и ра­
бочие группы для решения вопросов развития специального об­
разования;

• запрашивает и получает в установленном порядке от феде­
ральных органов исполнительной власти и органов исполнитель­
ной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций (независимо от их организацион­
но-правовой формы и ведомственной принадлежности) сведения,
материалы и документы;

• инспектирует в пределах своей компетенции любые учрежде­
ния специального образования и любой орган управления обра­
зованием.

Возглавляет Минобразование России Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Рос­сийской Федерации по представлению Председателя Правитель­ства Российской Федерации. Он осуществляет руководство на ос­нове единоначалия, несет персональную ответственность за вы­полнение возложенных на Министерство задач и функций.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Феде­рации.

Министр распределяет обязанности между заместителями, один из которых, наряду с другими функциями, несет ответственность за систему специального образования.

Министр утверждает, в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности работников центрального


аппарата и фонда оплаты труда, структуру и штатное расписание, положения о подразделениях центрального аппарата Министер­ства, а также смету расходов на его содержание в пределах утвер­жденных на соответствующий период бюджетных ассигнований. Он назначает на должность и освобождает от должности в уста­новленном порядке работников центрального аппарата Министер­ства и руководителей подведомственных ему учреждений и орга­низаций.

Министр издает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации приказы, распоря­жения, дает указания, обязательные для исполнения работника­ми Министерства, подведомственными учреждениями и органи­зациями, и проверяет их исполнение.

Министр вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, представляет в установленном по­рядке работников сферы образования к государственным награ­дам и присвоению почетных званий, поощряет обучающихся, воспитанников подведомственных учреждений и организаций, осуществляет другие полномочия.

В Минобразовании России образуется Коллегия в составе Ми­нистра (председатель коллегии), его заместителей по должности, а также руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства, ведущих ученых, специалистов и обще­ственных деятелей. Члены Коллегии, за исключением лиц, входя­щих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра.

Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, в том числе специ&чьного образования. Решения Коллегии оформляются протоколами и про­водятся в жизнь, как правило, приказами Министра.

Одно из структурных подразделений Министерства — Управ­ление специального образования, которое непосредственно раз­рабатывает и осуществляет государственную политику в системе учреждений дошкольного, общего и профессионального специ­ального образования, обеспечивающую создание специальных условий для реализации конституционного права лиц с ограни­ченными возможностями здоровья в части предоставления им образовательных услуг как в специальных (коррекционных) об­разовательных учреждениях, так и в образовательных учреждени­ях интегрированного обучения с лицами, не имеющими таких ограничений, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лече­нии, центрах реабилитации, логопедических пунктах и на дому, а также их постоянное комплексное личностно ориентированное


IL


психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение, абилитацию (реабилитацию) и адаптацию (реинтеграцию) в об­щество.

Управление непосредственно обеспечивает реализацию возло­женных на Министерство задач и функций в сфере специального образования, компенсирующего и коррекционно-развиБающего обучения, федеральных целевых программ и международных про­ектов; содействует организации системы работы постоянных пси­холого-медико-педагогических комиссий для осуществления ран­ней диагностики физических и (или) психических недостатков детей, установления их прав на специальное образование, дина­мического наблюдения за ними, а также консультирования роди­телей (иных законных представителей). Управление вносит пред­ложения руководству Министерства по вопросам своей компе­тенции.

Управление имеет в своем составе отделы. Его возглавляет на­чальник, который несет ответственность перед Министерством за деятельность структурного подразделения, подбирает начальни­ков отделов и специалистов, составляет планы работ структурно­го подразделения и утверждает планы отделов, положения об от­делах, дает ответы органам управления образованием, образова­тельным учреждениям, научным и иным организациям, предпри­ятиям, а также гражданам по вопросам, входящим в компетен­цию структурного подразделения, ведет прием посетителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: