Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление как в сфере общего, профессионального и дополнительного образования в целом, так и в области специального образования, в частности, является Министерство образования Российской Федерации, в составе которого создано Управление специального образования.
Минобразование России координирует деятельность в сфере специального образования ряда федеральных органов исполнительной власти и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с такими федеральными органами исполнительной власти, как Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и др. Минобразование России также тесно взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Российской академией образования, соответствующими научными организациями, спортивными союзами, общественными инвалидными, правозащитными обществами, фондами, родительскими объединениями и ассоциациями.
|
|
Основными задачами Минобразования России в сфере специального образования являются:
• осуществление государственной политики, обеспечивающей
необходимые условия безбарьерной среды для реализации кон
ституционных прав лиц с ограниченными возможностями здоро
вья на получение образования;
• управление и координация научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ в сфере специального образо
вания;
• реализация государственной кадровой политики (подготов
ка, переподготовка и повышение квалификации руководящих и
педагогических кадров);
• совершенствование организационно-экономического механиз
ма функционирования и информатизация системы специального
образования;
• разработка и утверждение федеральных требований к содер
жанию специального образования и создание системы оценки де
ятельности образовательных учреждений;
• организация и развитие международного сотрудничества, вза
имодействие в данной сфере с Содружеством Независимых Госу
дарств.
В соответствии с возложенными задачами Минобразование России выполняет следующие функции:
• разрабатывает и реализует концепцию развития специально
го образования, а также соответствующие положения Федераль
ной программы развития образования, координирует и контро
лирует в пределах своей компетенции их выполнение;
• разрабатывает (с участием других федеральных органов ис
полнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, образовательных учреждений и органи
заций системы специального образования, общественных объ
единений) целевые федеральные, межгосударственные и межве
домственные программы и проекты в сфере специального образо
вания;
|
|
• организует работу по формированию целевых программ, про
изводству специальной учебной и реабилитационной техники и
оборудования для образовательных учреждений, формирует про
граммы научно-исследовательских и опытно-конструкторских ра
бот в данной области и обеспечивает их реализацию;
• обеспечивает контроль за исполнением законодательства Рос
сийской Федерации в сфере специального образования;
• осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тен
денций развития в сфере специального образования;
• осуществляет нормативное, правовое и научно-методическое
обеспечение деятельности органов управления образованием
субъектов Российской Федерации и специальных (коррекцион-
ных) и оздоровительных образовательных учреждений, образова
тельных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педа
гогической и медико-социальной помощи;
• устанавливает порядок приема лиц с ограниченными возмож
ностями здоровья в государственные учреждения начального, сред
него и высшего профессионального образования;
• определяет в пределах своей компетенции перечень учебной
и учебно-методической литературы для специальных (коррекци-
онных) образовательных учреждений, обеспечивающей реализа
цию федерального компонента специальных государственных стан
дартов общего образования, разрабатывает и утверждает долго
срочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-
методической литературы, технических и других средств обучения;
• разрабатывает и реализует совместно с профсоюзными орга
нами, общественными организациями, заинтересованными фе-
деральными органами исполнительной власти комплекс мер по охране труда, направленных на обеспечение здоровья и безопасных условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и работников сферы специального образования, а также мер по их социальной защите;
■ организует с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе специальных (кор-рекционных) программ и методик систему работы с детьми с отклонениями в физическом и умственном развитии для получения ими образования, коррекции нарушений развития, реабилитации и социальной адаптации;
• организует проведение научных и научно- практических кон
ференций, симпозиумов, семинаров и совещаний, выставок и
конкурсов, в том числе международных, в сфере специального
образования;
• организует разработку государственных образовательных стан
дартов общего специального образования и утверждение их феде
рального компонента, контролирует соблюдение специальных
государственных образовательных стандартов;
• осуществляет совместно с органами управления образовани
ем субъектов Российской Федерации государственный контроль
за качеством специального образования;
• обеспечивает разработку на основе специальных государствен
ных образовательных стандартов примерных специальных образо
вательных программ и учебных планов;
• утверждает положения о государственной (итоговой) аттес
тации выпускников специальных (коррекционных) образователь
ных учреждений;
• разрабатывает и утверждает формы документов государствен
ного образца об уровне специального образования и (или) квали
фикации, устанавливает порядок их выдачи;
• организует федеральную систему подготовки и переподготовки
педагогических кадров для специальных (коррекционных), оздо
ровительных и образовательных учреждений для детей, нуждаю
щихся в психолого-педагогической и меди ко-социальной помо
щи, а также соответствующих специалистов органов управления
образованием;
|
|
• устанавливает порядок аттестации педагогических работни
ков государственных и муниципальных специальных (коррекци
онных), оздоровительных и других образовательных учреждений
и соответствующих работников органов управления образованием;
• разрабатывает и реализует систему поощрения кадров в сфе
ре специального образования;
• осущестапяет контроль за исполнением федеральных законов
и обобщает практику их применения в сфере специального обра-
кования, разрабатывает предложения по его совершенствованию;
• участвует в разработке и реализации государственной финан
совой, инвестиционной и инновационной политики в сфере спе
циального образования;
• разрабатывает федеральные нормативы финансирования спе
циальных (коррекционных), оздоровительных И других образова
тельных учреждений, осуществляет контроль за их выполнением;
• осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, ана
лиз и представление государственной статистической отчетности
в сфере специального образования.
В целях осуществления возложенных задач и своих функций в сфере специального образования Минобразованис России:
• издает в пределах своей компетенции, в том числе совместно
с другими федер&чьными органами исполнительной власти, нор
мативные правовые акты в виде приказов, распоряжений, пра
вил, инструкций и положений по вопросам специального образо
вания, обязательные для исполнения органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации; дает разъяснения по ним;
• создает в установленном порядке при Министерстве коорди
национные, научно-методические и другие советы и комиссии,
временные научные (творческие) коллективы, экспертные и ра
бочие группы для решения вопросов развития специального об
разования;
|
|
• запрашивает и получает в установленном порядке от феде
ральных органов исполнительной власти и органов исполнитель
ной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций (независимо от их организацион
но-правовой формы и ведомственной принадлежности) сведения,
материалы и документы;
• инспектирует в пределах своей компетенции любые учрежде
ния специального образования и любой орган управления обра
зованием.
Возглавляет Минобразование России Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Он осуществляет руководство на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
Министр распределяет обязанности между заместителями, один из которых, наряду с другими функциями, несет ответственность за систему специального образования.
Министр утверждает, в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности работников центрального
аппарата и фонда оплаты труда, структуру и штатное расписание, положения о подразделениях центрального аппарата Министерства, а также смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований. Он назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата Министерства и руководителей подведомственных ему учреждений и организаций.
Министр издает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения работниками Министерства, подведомственными учреждениями и организациями, и проверяет их исполнение.
Министр вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, представляет в установленном порядке работников сферы образования к государственным наградам и присвоению почетных званий, поощряет обучающихся, воспитанников подведомственных учреждений и организаций, осуществляет другие полномочия.
В Минобразовании России образуется Коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, а также руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства, ведущих ученых, специалистов и общественных деятелей. Члены Коллегии, за исключением лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра.
Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, в том числе специ&чьного образования. Решения Коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра.
Одно из структурных подразделений Министерства — Управление специального образования, которое непосредственно разрабатывает и осуществляет государственную политику в системе учреждений дошкольного, общего и профессионального специального образования, обеспечивающую создание специальных условий для реализации конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья в части предоставления им образовательных услуг как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в образовательных учреждениях интегрированного обучения с лицами, не имеющими таких ограничений, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, центрах реабилитации, логопедических пунктах и на дому, а также их постоянное комплексное личностно ориентированное
IL
психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение, абилитацию (реабилитацию) и адаптацию (реинтеграцию) в общество.
Управление непосредственно обеспечивает реализацию возложенных на Министерство задач и функций в сфере специального образования, компенсирующего и коррекционно-развиБающего обучения, федеральных целевых программ и международных проектов; содействует организации системы работы постоянных психолого-медико-педагогических комиссий для осуществления ранней диагностики физических и (или) психических недостатков детей, установления их прав на специальное образование, динамического наблюдения за ними, а также консультирования родителей (иных законных представителей). Управление вносит предложения руководству Министерства по вопросам своей компетенции.
Управление имеет в своем составе отделы. Его возглавляет начальник, который несет ответственность перед Министерством за деятельность структурного подразделения, подбирает начальников отделов и специалистов, составляет планы работ структурного подразделения и утверждает планы отделов, положения об отделах, дает ответы органам управления образованием, образовательным учреждениям, научным и иным организациям, предприятиям, а также гражданам по вопросам, входящим в компетенцию структурного подразделения, ведет прием посетителей.