Черные тучи быстро бегут по небу. Море злится, и волны доходят до крыльца избушки рыбака. За избушкой начинается лес.
Морской ветер звенит в ветвях сосен. На лесной поляне тихо. Только колокольчики покачиваются на тонких стебельках. Отсюда сквозь сосны видно серое небо и море. Далеко-далеко на волнах прыгает черная точка. Над ней кружатся чайки. Это лодка рыбака. (60 слов)
нения задания текст зачитывается в третий раз. В результате получаются изображения (рис. 3, 4), которые легко интерпретируются учениками. Такой вид работы очень нравится детям и может быть использован в процессе обучения неоднократно.
Однако далеко не все тексты могут быть переведены в рисованные схемы, особенно если в них несколько действующих лиц. Но в таком случае текст может быть приближен к действительности, если воспринимающий его приписывает себе качества и действия описываемых героев. Поэтому при подготовке изложения возможно использование элементов драматизации и инсценировки. В качестве иллюстрации рассмотрим подготовку к письменному изложению «Это случилось в горах».
|
|
»
N
П
3 Заказ 248
Рис. 4
Это случилось в горах
Маленькие мальчики играли во дворе. Вдруг к ним подползла огромная ядовитая змея. Она укусила одного ребенка. Тогда другой мальчик не испугался. Он быстро нашел тяжелую палку. Смелый мальчик подбежал к змее и ударил ее по голове. Он убил змею и позвал взрослых. Укушенный мальчик спасен. (50 слов)
После краткого контроля понимания содержания рассказа детям было предложено разыграть рассказ по ролям. Но для этого необходимо выяснить, сколько действующих лиц в рассказе и кто они (субъекты), какие они (атрибуты), какие действия они выполняют (предикаты) и какие предметы еще понадобятся по ходу действия. Базовые слова фиксировались на доске. После небольшой, но бурной сцены, во время которой роль змеи «исполняла» веревка, повторное чтение исходного текста нужно было только для того, чтобы ограничить разыгравшуюся фантазию учеников. После такой предварительной работы дети записали изложение.
Постепенно в ходе обучения предметно-наглядная деятельность третьеклассников при подготовке к изложениям сворачивается, и к концу учебного года они могут успешно пользоваться и традиционными видами работ: опорными словами, словосочетаниями, вопросным планом, коллективно составленным планом и другими вербальными средствами без вспомогательных опор.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКА
ГРАММАТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ СВЯЗНЫХ