У Белого моря

Черные тучи быстро бегут по небу. Море злится, и волны доходят до крыльца избушки рыбака. За избушкой начинается лес.

Морской ветер звенит в ветвях сосен. На лесной поляне тихо. Только колоколь­чики покачиваются на тонких стебельках. Отсюда сквозь сосны видно серое небо и море. Далеко-далеко на волнах прыгает черная точка. Над ней кружатся чайки. Это лодка рыбака. (60 слов)

нения задания текст зачитывается в третий раз. В результате полу­чаются изображения (рис. 3, 4), которые легко интерпретируются учениками. Такой вид работы очень нравится детям и может быть использован в процессе обучения неоднократно.

Однако далеко не все тексты могут быть переведены в рисован­ные схемы, особенно если в них несколько действующих лиц. Но в таком случае текст может быть приближен к действительности, если воспринимающий его приписывает себе качества и действия описы­ваемых героев. Поэтому при подготовке изложения возможно исполь­зование элементов драматизации и инсценировки. В качестве иллю­страции рассмотрим подготовку к письменному изложению «Это случилось в горах».


»

N

П


3 Заказ 248


Рис. 4



Это случилось в горах

Маленькие мальчики играли во дворе. Вдруг к ним подползла огромная ядови­тая змея. Она укусила одного ребенка. Тогда другой мальчик не испугался. Он быстро нашел тяжелую палку. Смелый мальчик подбежал к змее и ударил ее по голове. Он убил змею и позвал взрослых. Укушенный мальчик спасен. (50 слов)

После краткого контроля понимания содержания рассказа детям было предложено разыграть рассказ по ролям. Но для этого необхо­димо выяснить, сколько действующих лиц в рассказе и кто они (субъекты), какие они (атрибуты), какие действия они выполняют (предикаты) и какие предметы еще понадобятся по ходу действия. Базовые слова фиксировались на доске. После небольшой, но бур­ной сцены, во время которой роль змеи «исполняла» веревка, повтор­ное чтение исходного текста нужно было только для того, чтобы ограничить разыгравшуюся фантазию учеников. После такой пред­варительной работы дети записали изложение.

Постепенно в ходе обучения предметно-наглядная деятельность третьеклассников при подготовке к изложениям сворачивается, и к концу учебного года они могут успешно пользоваться и традицион­ными видами работ: опорными словами, словосочетаниями, вопрос­ным планом, коллективно составленным планом и другими вербаль­ными средствами без вспомогательных опор.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКА

ГРАММАТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ СВЯЗНЫХ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: