Так все-таки Ум или Ом?

Когда мы читаем книги просветленных мастеров, так бывает, что некоторые из нас начинают находить в себе те же ощущения, которые приводит Мастер в качестве своего опыта восприятия мира. Есть два варианта происхождения таких ощущений. Первый (редкий) – это когда действительно практика человека созрела для восприятия того, о чем пишет Мастер, и книга лишь помогает подтолкнуть внимание человека в нужную сторону. Однако чаще всего происходит другой вариант – это психосоматические трюки самости, то есть неосознанное самовнушение. Ум, управляемый самостью, начинает играть с нашим осознанием, генерируя у нас за спиной нужные ощущения псевдореальности. А поскольку наше сознание кроме восприятия ума ничего другого не видело, то его легко одурачить «просветленными» миражами.

Написано, что Небесный Свет должен проливаться сверху? – Вот, пожалуйста, уже проливается. Написано, что энергия Земли должна подниматься снизу? – Так вот, уже поднимается! Соседка снизу про вас сказала, что вы неприятный человек? – А это-то тут причем? Соседка — дура, и ничего не понимает в Божественном Свете. Я ей так и сказал: «еще раз откроешь варежку – прибью». Да, она мне сильно мешает сливаться с Шивой. Может, и вправду придушить ее? Я думаю, что для Господа это не будет такой уж большой потерей, зато я смогу смиренно с ним сливаться и превращаться в Чистый Свет – по совокупности Бог только выиграет. А так я почем зря раздражаюсь на эту тупую тетку с уровнем осознания, как у ее кота, расходую из-за нее Божественный Свет Вселенской Любви понапрасну. Она даже не в силах понять, что я так выгляжу не потому, что я неприятный, а потому, что я пребываю во Вселенской Тоске Воина (как написано в томе №3 на стр. 34). Но разве она такие книги читает?…

Окнами в пространство «твердого» вещества являются наши органы чувств (зрение, слух…), потоки информации из этих окон собираются и обрабатываются мозгом, после этого наша самость, действуя в пространстве ума, искажает, рецензирует эту картину, дает эмоциональную окраску событиям в соответствии с накопленными травмами. Так появляется наше отношение к событиям, к людям и к себе, иными словами — суждения. Откорректированная самостью информация, одновременно с готовым набором наших ответных реакций, попадает в сознание – и к нам приходит понимание, что «Светка сволочь, а Серега предатель, и что надо Светке отомстить, а на Серегу обидеться. Ну, а соседка – просто бестолковое создание. Если бы я был на месте бога, точно не создавал бы соседок снизу».

Так наша самость управляет нашим сознанием. Она говорит нам не только, что произошло (а некоторые факты вообще не допускает к процессу осознавания), но и диктует, почему это произошло, как к этому нам относиться, и что нам надо в этой связи сделать. Как правило, при этом факты искажены, эмоции примитивны, а действия порочны. Как она диктует нам это? Конечно, нами это воспринимается не как разговор с каким-то внешним существом, когда есть возможность подумать над предложением и сказать: «нет, мне такое не подходит». Самость разговаривает с нами на языке эмоций, которые мы испытываем, на языке мыслей, которые мы думаем. Нам кажется, что это и есть наши мысли, что это и есть наши эмоции, и что это именно мы решили предпринять какие-то действия, но на самом деле нет – мы просто исполняем команды самости.

Посмотрите, если бы это было не так, то любому из нас легко было бы выполнить задание «не думать о белой обезьяне». Или мы могли бы выбирать не испытывать раздражение по отношению к соседке снизу. Но разве многие из нас обладают возможностью такого выбора?

Все потому, что выбор делается вместо нас, а нам лишь кажется, что его делаем мы. Даже когда эмоция явно неправедная, и везде об этом написано, и мы сто раз уже про это читали, мы все равно не в состоянии сделать выбор не испытывать эту эмоцию. Вместо свободного выбора самость предлагает нам отличный пакет «все включено» – выгодную ей эмоцию и обоснование праведности этой эмоции. И в результате, мы раздражаемся (как вариант — обижаемся, чувствуем вину и т.д.), но вместо того, чтобы остановиться, посмотреть на это и признаться, что в этом что-то не так, понять, что кто-то внутри нас заставляет ощущать эту эмоцию, мы говорим себе, что со мной как раз все в порядке, а вот соседка полная дура, поскольку не читала Карлсона Кастоедова. Я только что написал «мы говорим себе», но кто этот «мы», кто говорит это себе? Вы? Нет, на самом деле, это не вы так говорите себе, это самость так говорит, а вы всегда считали собой то, что на самом деле является не вами, а ею – вашей самостью. В этом весь фокус. Вы думаете только те мысли, что она вам дает думать. Вы испытываете только те эмоции, которые она вам подкидывает. Вы думаете, что свободны выбирать? Нет такой свободы. Все ваши действия сводятся лишь к одному – исполнять команды самости. Где же в этом процессе собственно вы?

Поэтому естественно, что одной из ключевых практик, приводящих к свободе от самости, является практика остановки мысли – мы ограничиваем власть самости, лишая ее основного механизма, с помощью которого она управляет нашим умом и сознанием. Мысль – важный инструмент. Перед тем, как испытать эмоцию, в уме человека сначала возникает мысль, которая ассоциативно связывает внешнюю ситуацию с прошлым опытом. После такой «сверки» с картой предыдущего опыта запускается соответствующая этой ситуации эмоция.

Вы скажете: «Конечно, любой бы в этой ситуации обиделся». Но это не так – на одну и ту же ситуацию у разных людей реакция разная. Например, реакция на розыгрыш – одни обижаются, другие раздражаются и агрессируют, третьи чувствуют неловкость, четвертые радуются розыгрышу вместе со всеми. А все потому, что предыдущий опыт заставляет разных людей испытывать разные эмоции в ответ на одинаковую ситуацию. И перед тем, как эмоция начинает генерироваться, в уме возникает мысль, сопоставляющая текущую ситуацию с наработанным ранее опытом по этой теме. Одним людям опыт говорит, что их разыгрывают потому, что не уважают или издеваются (ответ на это – обида или агрессия), другим людям опыт говорит, что розыгрыш – это отлично и весело. Третьи начинают смущаться из-за всеобщего внимания.

Если мы будем приучать ум к тишине, мы значительно ослабим этот механизм управления нами. На самом деле, ведь не так важно, как мы отреагируем в той или иной ситуации – разные люди реагируют по-разному, но никто при этом не умирает раньше срока. Гораздо важнее остановить автоматическую генерацию эмоций и действий. И что будет, если мы никак не отреагируем вовсе? Да, ничего не будет. Мир останется прежним, разве что мы получим больше шансов выбраться из-под контроля самости над нашим сознанием, и через это покинуть уготованную нам судьбу (нашу ячейку мира страстей).

К вспомогательным сопряженным техникам можно отнести практику наблюдения источника эмоции (когда эмоция уже зародилась, но еще не достигла полной силы), практику разотождествления себя и того, кто испытывает эту эмоцию (когда эмоция все-таки завладела нашим естеством), практику внутренней улыбки (которая превращает все происходящее с вами в нечто неважное, легкое и мимолетное), практику вознесения этой эмоции Господу (особенно хорошо для тех, кто практикует свою жизнь для Него).

Самость формируется из травм нашего прошлого, и поэтому формирует наше травмирующее настоящее – она подсознательно внушает нам производить действия, которые направлены на поддержание ее власти и в будущем. Поначалу она как предохранительный механизм – мы знаем, что об утюг можно обжечься, он горячий, а пьяного папу надо опасаться, он неадекватен. Но со временем это начинает закрывать от нас другие возможности, превращая нашу жизнь в узкий коридор из возможных событий. Другие события будут недоступны, поскольку самость, действуя в области подсознания (то есть мы это не осознаем), исключит из внешнего разнообразия все то, что не соответствует ее главной миссии – вести нас к истощению жизни, старости, смерти и гниению.

Например, самость начинает ассоциировать любого лысого мужчину (даже трезвого и хорошего) с пьяным папой, и, соответственно, мы открываем для себя истину, что «все лысые мужики – подозрительные сволочи, мир так устроен». И мы никогда не узнаем, что не «мир так устроен», а таким его нам устроила наша самость. Обычно под самостью подразумевается гордость, но на самом деле гордость – это лишь одна из многих функций самости. Гордость заставляет постоянно самоутверждаться в глазах других людей. Но где та субстанция внутри нас, которой необходимо это самоутверждение? Эта субстанция – самость. Так с определенного момента самость начинает работать сама на себя, используя при этом наши жизненные ресурсы. Самость ведет паразитическое существование, управляя нами и расходуя нашу жизнь по своему усмотрению.

Не всегда искажения самости носят характер «враждебного» восприятия окружающего мира. Порой самость преподносит искусственно благостную картину. Например, когда мы очарованы кем-то. Причем сам человек может быть довольно средненький, но мы очарованы им, и не можем никак понять, почему все про него говорят, что он «скользкий тип» и «напыщенный павлин», ведь на «самом деле» он такой изысканный и утонченный.

Или как в бородатом анекдоте, когда после сеанса психотерапии человек начал гордиться своим ночным энурезом, т.е. энурез исчез как проблема, но только в уме этого человека. Понятно, что причины энуреза существуют, но психотерапевт вместо вскрытия истоков проблемы просто закрыл ее другой «положительной» проблемой – гордостью за свою исключительность. Произошла компенсация. И все бы ничего, но это не практика, то есть это не процесс разглаживания простыни ума, а процесс ее дальнейшего коверканья.

Конечно, к Господу можно идти и с энурезом, и даже будучи парализованным, однако к Господу не получится идти с самостью, пусть даже с благостной «розовой» самостью.

***

На начальных этапах практики мы находимся внутри нашего ума, т.е. все, что мы осознаем – это находится в поле ума. Поэтому мы не можем отделить себя от самости, увидеть ее работу над нашим сознанием – мы находимся внутри ума, которым распоряжается самость. Ум настолько доминирует в нашей культуре, что на определенном этапе нашего воспитания (!) мы перестаем существовать вне его, т.е. мы перестаем воспринимать мир иначе, чем через ум. Это с детства автоматически делает с нами наше окружение – дети во дворе, детский сад, родители, друзья родителей, бабушки и дедушки и пр. Мы постоянно своим сознанием вынуждены пребывать в уме, поскольку в нашем окружении все находятся в уме. Чтобы происходило общение, чтобы происходило взаимодействие, мы вынуждены помещаться в ум. Со временем остальные возможности бывать в других местах, чем ум, «забываются». Так нас с самого детства социум лепит по своему подобию, мы развиваемся и познаем мир только через ум, и в результате мы просто превращаемся в «ячейку общества», а фактически, в рабов самости и мира страстей.

Мы смотрим телевизор, чтобы насытить наш ум эмоциями и впечатлениями. Мы радуемся, когда «хороший» герой жестоко убивает «плохого», и чем больше мучается «плохой», тем радостнее нам. Мы играем в компьютерные игры сутками, неделями – там мы имеем сверхспособности, друзей, врагов, там мы убиваем и этим повышаем наш статус. Но разве это подлинная радость? И разве это все не безумие?

Старшее поколение скажет: «Да! Да!… этот компьютер – просто безумие!» Но, господа, это явление возникло не само по себе из ничего – это продолжение всего того, частью чего являетесь и вы! Вот тем, кому сейчас больше 40-50 лет, почему вы не играете в компьютерные игры? Потому, что вы духовно возвышенны? Или потому, что ваш усыхающий мозг уже не может переваривать интенсивность современных развлечений? А если вам дать молодые мозги? Вы бы направили этот потенциал на духовные поиски? Или стали бы монстром сетевых баталий? Я думаю, что вы понимаете, к чему я – скоро у вас опять будут молодые мозги, только жаль, вы не вспомните этот разговор, когда будете сутками сидеть в виртуальной 7-D реальности, а ваши родители будут предлагать вам початиться по старинке в аське.

С ростом осознанности цивилизации, социум придумывает все более «умные» протезы нашим неразвитым природным инструментам – это сотовая связь, интернет, GPS, средства передвижения… Если при нынешнем уровне осознанности человечества у нас отобрать все эти «достижения цивилизации», то половина из нас стала бы архатами просто от того, что перестала бы сливать осознание на все эти гаджеты. Но все уравновешено – сильнее «плюс», сильнее и «минус». Сильнее усредненная осознанность человечества – сильнее и разнообразнее соблазны эту осознанность растратить. А знаете, что еще 200 лет назад было мало людей, кому снились цветные сны? Более того, каждый такой сон считался чуть ли не пророчеством. А теперь? Поищите тех, кому они не снятся. А осознанные «сновидения» или всякие там астральные выходы? Еще 20-30 лет назад это было достоянием единиц. Сегодня же молодых людей (до 20-25 лет) с подобным спонтанным опытом – пруд пруди. И они не знают, что с этим делать! Все они унаследовали структуру людей, добившихся многого в прошлом воплощении. Но что сейчас?

Даже все наше недовольство по жизни (подчиненными, начальством, друзьями, обстоятельствами) – это неотъемлемая часть нашего мирка, нашей ячейки, формируемой самостью. Попробуй, хотя бы частично избавь нас от раздражающих факторов, которыми мы якобы так недовольны (например, путем переезда в другой город или путем перехода на другую работу) – и мы тут же начнем их снова искать, сами того не осознавая. Потому, что наше недовольство внешними факторами – на самом деле, это хлеб для самости, которая формирует наше окружение. Так она постоянно обосновывает свою нужность для нас. И мы всегда удовлетворяем ее требования через раздражение, чувство вины, обиды, ревности и т.д., думая при этом, что причины наших недовольств находятся во внешних обстоятельствах и людях.

С другой стороны, все эти обстоятельства – это наш шанс понять, что именно внутри нас притягивает в нашу жизнь этих людей и эти ситуации. Это указания на наиболее проблемные зоны нашей простыни ума, требующие скорейшего разглаживания, то есть стирания нашего прошлого опыта, который соответствует этим внешним явлениям. Для этого существует ряд техник, связанных со стиранием личной истории: например, перепросмотр событий жизни. Также обычно помогают техники прощения, техники эмоциональной развязки с событием или человеком, поскольку они высвобождают для нас «оперативные» жизненные силы, которые необходимо направлять на практику более глубоких очищающих техник (например, классический перепросмотр, ревизия прошлого).

Надо отметить, что это общее правило построения эффективной практики – когда оперативно высвобожденное осознание расходуется не на извлечение удовольствий из Самсары и не на обустройство своей жизни в Самсаре, а на освоение более глубоких техник, которые требуют большего внимания или осознанности. Такие техники могут быть недоступны как раз потому, что они предполагают наличие некоторого начального мастерства в фокусировке внимания, в установлении тишины ума и т.д. Даже такая известная техника по стиранию нашего прошлого как перепросмотр, на самом деле для своего исполнения требует немалого начального объема сознания, способного фокусироваться и удерживать внимание на событии прошлого достаточно длительное время. Фактически это медитация с детальным погружением в ряд прошлых событий, которые мы даже не в состоянии вспомнить поверхностным «бытовым» вниманием. Довольно часто люди пытаются выполнить эту технику, но быстро бросают это занятие со словами: «да, ничего не получается, займусь-ка я лучше рисованием или сочиню стих про любовь».

Надо еще отметить, что правильный перепросмотр непосредственно сопряжен с отработкой Кармы. Это многократное эмоциональное переживание какого-то события в нашем прошлом. Оно стирает не просто это событие из нашей эмоциональной сферы, а стирает часть Кармы, полученной в этом событии. Уменьшение отрицательной Кармы всегда сопряжено с негативными ощущениями, то есть со страданиями. В этом и состоит правильность техник препросмотра (как и других правильных техник), которые не приносят самостного наслаждения и радости ума. Перепросмотр оживляет мучительные и тягостные воспоминания, которые приходится проживать многократно – снова и снова, пока не будет исчерпана Карма события.

Безусловно, самость как ваша неотъемлемая, но не осозноваемая часть, также будет понимать, что перепросмотр – серьезная практика, нацеленная против ее подспудного господства над вами. Поэтому со своей стороны она также будет принимать участие в этом процессе – во время упражнения у вас может начинать болеть голова, вы можете резко засыпать (настолько резко, что сами не будете понимать, как это произошло), у вас будут возникать срочные неотложные дела, вам будут приходить уникальные идеи, как можно было бы отлично провести это время – и с пользой для здоровья, и поделать добро людям, и насладиться радужными эмоциями своего «открытого сердца», и посетить церковь, и дома помолиться богу всласть, и даже попрактиковать самую суровую практику – сделать 108 приседаний, а потом уснуть в шавасане, свернувшись калачиком. А можно взять акварель и выплеснуть на бумагу невероятные краски вашего удивительного солнечного настроения! И это все мы можем делать прямо сейчас! Радоваться! Веселиться! Улыбаться! Дарить добро людям! Зачем нам этот тягостный перепросмотр?

Такие настроения и мысли – это и есть работа самости. Но если ей не удастся вас переубедить и вы продолжите свои попытки, то у нее в арсенале еще немало рычагов воздействия – апатия, слабость, упадок сил, депрессия, заболевания. В таких состояниях возникают мысли: «такое плохое самочувствие из-за того, что не надо делать этот дурацкий перепросмотр, ведь все было так хорошо, а теперь так плохо». И стоит только с этим согласиться – тут же все как рукой снимет.

Поэтому практикующий человек должен иметь внутри себя веские основания, чтобы идти сквозь это сопротивление подсознательной части себя. Необязательно эти основания должны быть сформулированы, но они должны быть. Иначе, несмотря на все теоретическое понимание и начитанность, самости легко будет вас переубедить методами «изнутри».

В этом смысле практика похожа на спорт – требуется какое-то преодоление. И если не тренироваться, а веселиться, то результаты тоже будут смешные.

***

Что касается обустройства своей жизни в Самсаре и прочих сопутствующих желаний, время от времени возникающих у практикующего человека, то мы уже упоминали такое правило: куда вы идете, туда вы и придете. Никогда не бывает иначе. Не бывает, что вы шли в одну сторону, а пришли в другую. Если такое с вами произошло, то это означает, что вы думали, что идете в одну сторону, или вам казалось, что вы туда идете, но вследствие нецелостности сознания, на самом деле, вы шли в другую сторону – именно в ту, куда и пришли. Так, человек всегда получает результаты именно своего труда, результаты своих действий, а не козни злых сил, как порой нам кажется. Нам бы хотелось все списать на козни, но это всего лишь еще один самообман.

Дело в том, что большинство из нас пребывает в состоянии «не ведаем, что творим». Поэтому думая, что делаем одно, мы делаем другое, а чувствуем при этом вообще третье. Поэтому результаты наших усилий порой сильно разнятся с теми целями, которые мы декларировали сами себе, и с тем, что мы ожидаем в качестве ответа мироздания на наши продекларированные усилия. Так проявляется нецелостность нашего сознания – центр действия не соединен с центром чувств и не соединен с центром ума. Каждый из них загрязнен и находится зачастую в раздробленном состоянии.

Поэтому если вы расходуете дарованную жизнь на обустройство в мире страстей, то вы в нем и обустроитесь. Не стоит ожидать, что будет что-то другое (скажем, слияние с Шивой). Это не хорошо и не плохо. Вопрос в том, что самость людей часто обманывает человека в подобных усердиях – люди обустраиваются так, как будто им еще здесь жить по меньшей мере пять тысяч лет. Редко кто постоянно понимает временность своего пребывания здесь, в плотном мире. Другой обман состоит в том, что люди частенько обустраиваются в Самсаре под видом того, что идут к Богу. Это не сознательный обман, ведь даже сам человек уверен в том, что он строит жизнь на любви к ближнему, преданности Богу и т.д. Откуда такая уверенность? Из-за непонимания себя – непонимания, кто есть собственное «я». Так человеку кажется, что он идет к Богу. Но он не задает себе вопроса: «а кто именно идет к Богу?». Подлинный ответ на этот вопрос всегда удивляет и даже может ввести в растерянность и замешательство. Принять этот ответ – это еще один мощный вызов на подлинном Пути. Безусловно, несмотря на сотни прочитанных книг, каждый практик заново открывает для себя сакральный смысл этого ответа. Ведь ответ не в словах, ответ в осознании, то есть прямом восприятии некоторых высоких постулатов бытия.

***

Тем временем предмет данного текста в том, как покинуть Самсару, а не в том, как в ней поглубже обустроиться.

То есть мы не решаем здесь задачи обустройства жизни, прежде всего потому, что все наши мотивы обустроиться в мире страстей продиктованы лишь глубинной любовью к Богу и желанием нашей Души пребывать Дома подле него, а не на выселках в заблуждении и страданиях. Это есть то, что будет осознано нами в последнюю очередь, поскольку эта мотивация, задающая тенденции нашего поведения, лежит глубже самых глубоких травм и самой далекой памяти о себе. Эти наши стремления находятся глубже нашего «я», глубже подсознания, самости, гордыни. И этот текст как раз об этом.

Все наши желания получить счастье, радость, обустроенность, устойчивость – это отголосок зова нашей Души. Самость через ум коверкает этот отголосок так, что вместо жажды Пути к Богу мы обнаруживаем в себе желание обустроиться в Самсаре, которую мы считаем единственно реальным миром. На современных птицефермах куры от рождения в инкубаторе до места на полке в магазине никогда не видят небо, не знают о его существовании. Их мир – тесные клетки, искусственное освещение, суррогатный корм, а также время, когда их отправят на конвейер, где им срежут голову циркулярной пилой. Другого мира они просто не знают.

Мы постоянно ищем Любовь Бога там, где можем. И только так, как можем. Но где мы можем ее искать? Там, где мы себя осознаем – в Самсаре. Мы ищем утешение в мире страстей. Как мы ищем? - в виде надежд на встречу с рыцарем на белом коне, на построение счастливой семьи, или в попытках убежать от себя в безумные путешествия и проведения отпусков в каких-то немыслимых местах, или в виде желания справедливости хотя бы в локальном кругу наших знакомых. Это все до-подсознательные, до-самостные попытки вернуть то состояние, которым мы обладали в единении в нашей Души с Богом. Поэтому утешения здесь, в мире страстей, мы никогда не обретем. Ведь пока наше сознание погружено в Самсару, пока оно там ищет себе утешения, оно не сможет воспринимать благодать Бога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: