Оценивается сформированность у обследуемого операций вербально-логического мышления.
Инструкция. «Внимательно послушай рассказ и объясни в чем его смысл, чуму он учит».
Примерный текст
Муравей и голубка
Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его и он начал тонуть.
Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей забрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил за ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
- Почему голубка бросила ветку в ручей?
- Почему муравей укусил охотника?
- Как ты думаешь, можно сказать, что этот рассказ о помощи, или нельзя?
- Кто кому помог?
- Только ли голубка помогла муравью?
- А муравей помог голубке?
Каждый следующий вопрос задается тогда, когда после предыдущего не достигается адекватность, полнота и точность понимания смысла рассказа. Однако если ребенок испытывает затруднения и в этом случае, то рассказ следует поделить на смысловые куски и попросить его выделить в каждом из них главное.