Полученные в экспериментальных пробах результаты оцениваются по двум основным параметрам – особенности коррекции ошибок и их характеру.
По тому как дети исправляют свои ошибки, можно выделить следующие формы коррекции:
- самостоятельная коррекция;
- после акцентирования внимания экспериментатора («Ты все сделал правильно?»);
- после повторного предъявления инструкции;
- в ситуации речевого программирования выполняемого задания с помощью шепота или громкой речи ребенка или речевого программирования его действий экспериментатором;
- с использованием помощи экспериментатора в виде наводящих вопросов, критических замечаний;
- коррекция ошибок отсутствует, но их появление осознается ребенком в виде адекватной эмоциональной реакции (смущения, досады.)
Характерные типы ошибок при выполнении экспериментальных проб.
«Конфликтная» проба.
- доминирование заученного двигательного стереотипа над инструкцией;
- импульсивные движения, повторяющие действия экспериментатора (эхопраксии);
|
|
- импульсивные преждевременные реакции, возникающие без условного сигнала и протекающие как «рефлекс на время».
2. Проба на смену руки:
-ошибки переключения, проявляющиеся либо в повторении элементов внутри серии или смешение первой и второй серий (персеверации), либо в изолированном выполнении каждого последовательного элемента действия; очень часто ошибки выступают лишь в виде тенденций к персеверации элемента внутри серии, когда ребенок после элемента «кулак», прежде чем поставить ладонь ребром, ставит кулак на бок и только после этого распрямляет пальцы;
- ошибки программирования (нарушения заданной последовательности положений руки) в виде перестановки элементов внутри серии, упрощения программы (потеря отдельных элементов), включения новых элементов.
Проба на исследование пространственной организации движений
- зеркальное воспроизведение пространственного положения рук;
- ошибки расположения рук в горизонтальном и сагиттальной областях.
Проба на исследование зрительно-пространственных операций.
-отсутствие на рисунке существенных отличительных признаков;
- нарушение пространственного соотношения между элементами;
- искажение предметного образа.