В соответствии с приведенными выше рекомендациями определим протяженность отдельных районов судна.
Длина форпика
L ф £ 0,06 L = 0,06×147,4 = 8,84 м.
Так как сплошные флоры устанавливаются в оконечностях через шпацию, то длина форпика должна быть кратной величине принятой там шпации, т.е. 0,6 м. Число шпаций в форпике
n шп. ф = L ф/ a 0 ф = 8,84/0,6 = 14,74 шп.
Принимаем в форпике 14 шпаций и, соответственно, длину форпика
L ф = × n шп. ф = 0,6×14 = 8,4 м.
Принимаем длину ахтерпика равной 12 шпаций
L ахт= a 0 ахт.×12 шп. = 0,6×12 = 7,2 м.
На наливных судах машинное отделение располагают в корме и длина МО, согласно приведенным ранее рекомендациям, может быть определена при k = 0,14:
L MO = k×L = 0,14×147,4 = 20,6 м.
n р.шп. МО = 22,4/ a р.н. МО = 20,6/16 = 12,9 р. шп.
Принимаем в машинном отделении 12 р. шп. Тогда
L MO = a р.н. МО× n р.шп. МО = 12×1,6 = 19,2 м.
Определим длину переходного района
L п.р = 0,2 L – L ф = 0,2×147,4 – 8,4 = 21,1 м.
Грузовая часть нефтеналивных судов должна быть отделена от форпика и машинного отделения коффердамами. Поэтому устраиваем за таранной переборкой носовой коффердам длиной
|
|
L н.кфд = 2 а 0п.р = 1,4 м;
и перед машинным отделением – кормовой коффердам длиной
L к.кфд = 2 а 0 = 1,6 м.
Длина грузовых помещений (танков) на судне
L гр.ч.= L – (L ф + L МО + L ахт + L н.кфд + L к.кфд).
L гр.ч.= 147,4 – (8,4 + 19,2 + 7,2 + 1,4 + 1,6) = 109,6 м.
Определим далее число и размеры танков, которые зависят от числа продольных и поперечных переборок.
Учитывая относительно небольшие размеры рассматриваемого танкера, устанавливаем на судне одну продольную переборку.
Согласно табл. 4 при длине судна L =147,4 м при кормовом расположении машинного отделения на судне должно быть установлено не менее 7 поперечных переборок. С учетом обязательных переборок этому числу переборок соответствует размещение по длине грузовой части пяти и более танков.
При L = 147,4 м длина танка должна быть не более L т £ 0,15 L = 0,15×147,4 = 22,1 м.
Так как L п.р= 21,1 м, принимаем в переходном районе один танк с длиной уменьшенной на длину носового коффердама. Тогда по длине переходного района за пределами выделенного носового коффердама может уложиться
(21,1 – 1,4)/ a р.н. п.р = 19,7/1,4 = 14,1 р.шп.
Принимаем длину первого танка равной 14 рамных шпаций с кормовой переборкой на границе переходного района
L т1 = а р.н. п.р.×14 a р.н. п. = 1,4×9 = 19,6 м.
Число рамных шпаций на оставшейся длине грузовой части судна
n р.шп. ср.ч = (L гр.ч – L т1)/ a р.н. ср.ч = (109,6 – 19,6)/2,4 = 37,5 р.шп.
Примем длину этой грузовой части 38 рамным шпациям и разместим на ней пять нефтетанков длиной 7 р.шп. (L т = 7×2,4 = 16,8 м) и перед кормовым коффердамом отстойный танк (слоп танк) длиной 3 р. шп. (L т = 3×2,4 = 7,2 м).
|
|
С учетом округлений по числу рамных шпаций длина средней части получается равной
L гр.ч.= 5×16,8 + 7,2 + 19,6= 110,8 м.
Получаем откорректированную длину проектируемого судна:
L откорр. = L гр.ч + L ф + L МО + L ахт. + L н.кфд + L к.кфд =
= 110,8 + 8,4 + 19,2 + 7,2 +1,4 +1,6 = 148,6 м.
Установим водонепроницаемые переборки на границах танков и отсеков и определим их положение по длине судна в зависимости от номера шпангоута. Конструктивные шпангоуты по длине судна располагаются через одну практическую шпацию. Местоположение начального шпангоута совпадает с носовым перпендикуляром и имеет нулевой номер, последний находится на кормовом перпендикуляре. Расположение помещений в привязке к системе практических шпангоутов приведено в табл. 4 и рис. 15.
Определяем местоположение миделевого сечения. Теоретическое местоположение мидель-шпангоута находится посредине длины судна, т.е.
x = 148,6/2 =74,3 м.
Практическое – определяется положением ближайшего к xL /2 шпангоута. Как видно из табл. 5, искомый шпангоут находится в четвертом танке. Определим номер этого шпангоута.
79,8 – 74,3 = 5,5 м; 5,5/0,8 = 6,9 шп.
Таблица 5
Размеры и расположение помещений по длине судна
Наименование отсека | Длина отсека, м | Число практических шпаций | Расположение по длине судна (номера концевых шпангоутов) | Отстояние кормовой переборки отсека от носового перпендикуляра, м |
Форпик | 8,4 | 8,4/0,6 = 14 | 0 – 14 | 8,4 |
Носовой коффердам | 1,4 | 1,4/0,7 = 2 | 14 – 16 | 10,5 |
1 танк | 18,9 | 19,6/0,7 = 28 | 16 – 44 | 29,4 |
2 танк | 16,8 | 16,8/0,8 = 21 | 44 – 65 | 46,2 |
3 танк | 16,8 | 16,8/0,8 = 21 | 65 – 86 | |
4 танк | 16,8 | 16,8/0,8 = 21 | 86 – 107 | 79,8 |
5 танк | 16,8 | 16,8/0,8 = 21 | 107 – 128 | 96,6 |
6 танк | 16,8 | 16,8/0,8 = 21 | 128 – 149 | 113,4 |
Слоп танк | 7,2 | 7,2/0,8 = 9 | 149 – 158 | 120,6 |
Кормовой коффердам | 1,6 | 1,6/0,8 = 2 | 158 – 160 | 122,2 |
МО | 19,2 | 20,8/0,8 = 26 | 158 – 184 | 141,4 |
Ахтерпик | 7,2 | 7,2/0,6 = 12 | 184 – 196 | 148,6 |
ИТОГО | 148,6 | – |
Таким образом, ближайший к миделю шпангоут находится на расстоянии 7 шпаций от кормовой переборки 4 танка. Следовательно,
N = 107 – 7 = 100 шпангоут.
Ближайший к миделевому сечению рамный шпангоут будет иметь номер 101.
Рис. 15. Размеры и расположение помещений по длине судна