Перед выполнением проектировочных расчетов по определению размеров связей судового корпуса необходимо выполнить прорисовку обводов и компоновку поперечного сечения корпуса судна. Для выполнения этой части работы необходимо определить характерные особенности конструкции проектируемого судна, обуславливаемые архитектурно-конструктивным типом судна, и установить номенклатуру конструктивных элементов, образующих расчетный отсек. Поэтому перед началом работы следует ознакомиться с соответствующим материалами в учебной и специальной литературе.
Прорисовывают два сечения: справа – по грузовому трюму (танку), слева – по машинному отделению, рис. 16. Форма обводов подводной части сечения с заданным коэффициентом полноты cm характеризуется подъемом днища над основной плоскостью (килеватостью), радиусом закругления скулы, наклоном к ДП борта (развалом или завалом борта). В надводной части обводами борта над ГВЛ и погибью палубы. При отсутствии теоретического чертежа прорисовку обводов в средней части можно выполнить следующим образом. Сначала на чертеже или эскизе сечения наносятся линии пересечения базовых плоскостей: внизу горизонтальная основная линия (ОЛ) – пересечение основной плоскости с плоскостью мидель-шпангоута; слева для правой половины или справа для левой половины поперечного сечения вертикальная ось симметрии – штрихпунктирная линия пересечения диаметральной плоскости с плоскостью мидель-шпангоута.
|
|
На расстоянии В/ 2 от ДП проводится вертикальная линия борта, а на расстоянии [ D – (n – 1) h тв] от ОЛ – горизонтальные линии палуб с учетом расстояний между ними h тв и номера палубы n. При наличии развала (завала) бортовая линия проводится на расстоянии В /2 от ДП на уровне ГВЛ под принятым углом наклона борта к вертикали.
В машинном отделении дополнительно над верхней палубой проводятся горизонтальные линии палубы жилой надстройки (по числу ярусов) и палубы рубки, а под нижней палубой – линия платформы в случае ее установки.
Высота трюма сухогрузного судна, приспособленного для перевозки контейнеров, должна составлять без учета набора около 5,5 м при укладке 2-х ярусов контейнеров и 8 м при укладке 3-х ярусов. Высоту твиндека h тв можно взять равной 3,5...4,5 м, что позволяет разместить в нем с учетом высоты комингса 1-2 яруса контейнеров. Высота ярусов надстройки (рубки) должна составлять 2,5-2,8 м. Если вместо надстройки используют рубку, то расстояние боковой стенки рубки от борта должно быть не менее 1,2 м.
Далее определяются и наносятся на чертеж обводы днища и верхней палубы. При килеватом днище с подъемом t, рис. 16, радиус R закругления скулы приближенно можно определить по формуле
|
|
R = , м,
где высота подъема днища t зависит от размеров судна, его назначения, коэффициентов полноты cb и cm и составляет50-200 мм. Если величина t не задана, в первом приближении её можно принять по формуле t = d (1 – cm).
Высота двойного дна рассчитывается по формуле
h д = (L – 40)/570 + 0,04 В + 3,5 d/L и должна быть не менее 0,65 м.
На лесовозах и рефрижераторных судах высота двойного дна берется увеличенной по сравнению с регистровской для размещения дополнительных объемов балласта в днищевых цистернах в порожних рейсах.
Рис. 16. Обводы поперечного сечения судна. Слева – сечение по машинному отделению, справа – сечение по грузовому трюму.
На наливных судах в соответствии с требованиями MARPOL по предотвращению загрязнения морской среды с судов по длине грузовой части должен быть предусмотрен двойной корпус.
Высота двойного дна h д для таких судов должна приниматься как наименьшая из величин
h д = В /15 м, но не менее чем 1 м;
h д = 2 м.
Минимальная ширина двойного борта b д.б должна приниматься как наименьшая из величин:
- для танкеров дедвейтом DW ³ 5000:
b д.б = 0,5 + DWТ /20000 м, но не менее чем 1 м;
b д.б = 2 м;
- для танкеров дедвейтом DW £ 5000:
b д.б = 0,4 + DWТ /20000 м, но не менее чем 0,76 м. В этом случае можно обойтись устройством одинарных бортов, если объем каждого грузового танка не превышает 700 м3.
Второе дно на судне должно простираться от форпиковой до ахтерпиковой переборки и от борта до борта.
Рис. 17. К определению положения наклонного междудонного листа |
Настил второго дна на сухогрузных судах в средней части располагают горизонтально. Крайний пояс второго дна (междудонный лист) может быть как горизонтальным, так и наклонным. Крайний междудонный лист на современных судах в грузовых трюмах принимают горизонтальным, что упрощает установку и соединение с днищем поперечных переборок и бортовых секций, а также размещение грузов. Если его выполняют наклонным, например, в машинном отделении, то необходимо, чтобы его притыкание к скуловому поясу наружной обшивки находилось выше точки А (рис. 17). Глубину льяла желательно иметь не менее половины высоты вертикального киля.
На наливных судах настил второго дна может иметь небольшой уклон к ДП, что облегчает выполнение работ по разгрузке и зачистке танков.
Верхнюю палубу выполняют с погибью, которая равняется В /50, а нижнюю – без неё, плоской.
Ширина грузовых люков универсальных судов следует брать в пределах (0,5-0,7) B, лесовозов – около 0,7 B, навалочных –0,5 B, рефрижераторных – (0,3-0,5) B. Ячеистые контейнеровозы имеют полное раскрытие палубы над грузовыми трюмами, в связи с чем продольные комингсы люков выполняются у них как продолжение продольных переборок внутреннего борта. Палубы накатных судов выполняются без грузовых люков. Для перемещения грузов между палубами эти суда оборудуются пандусами и лифтоподъемниками. Ширина шахты машинного отделения должна быть достаточна для погрузки выгрузки силового и вспомогательного оборудования МО, включая главный двигатель. В первом приближении можно принять равной 0,3 B.