Согласно Правилам Морского Регистра судоходства определим категорию, марку и свойства применяемой стали. Выбор стали для элементов конструкции корпуса, в том числе подверженных длительному воздействию низких температур, производится для различных групп связей, исходя из степени ответственности конструкции, расчетной температуры эксплуатации конструкции и фактической толщины конструктивных элементов. Должны быть приняты во внимание экономические факторы (стоимость материала) и весовые характеристики корпуса.
Расчетные температуры судовых конструкций выражаются через минимальную температуру окружающей среды TА в районе эксплуатации проектируемого судна в зависимости от категории ледовых усилений. Приближенно температуру TА можно определить в зависимости от предполагаемой ледовой категории судна, приняв ее равной (1.2.3.3):
0ºС – для судов категории Ice1 и без ледовых усилений.
-10ºС – для судов ледовой категории Ice2 и Ice3;
-30ºС – для судов ледовой категории Arc4;
|
|
-40ºС – для судов ледовых категорий от Arc5 до Arc9.
Элементы конструкции корпуса в зависимости от уровня напряженности, наличия значительной концентрации напряжений, сложности оформления и изготовления узлов, предполагаемых последствий их разрушения для безопасности судна в целом подразделены на 3 группы, по которым определяется номер группы связей в средней части корпуса (подробнее см. табл. (1.2.3.7-1):
Ширстрек, палубный стрингер, скуловой пояс, листы настила верхней палубы в углах люков, непрерывные продольные комингсы ВП – 3 группа;
Прочие поясься настила ВП, поясья обшивки днища и настила второго дна, включая горизонтальный киль; верхний пояс обшивки продольных переборок и подпалубных цистерн, продольные балки ВП, верхней части продольных переборок и днища, обшивка и набор в виде сварных балок в районе I ледовых усилений судов категорий Аrc5-Arc9 – 2 группа;
Поясья бортовой обшивки, продольных переборок, за исключением верхнего пояса, обшивка и набор в виде сварных балок в районе I ледовых усилений судов категорий Ice1-Ice3, Arc4, набор из катаного профиля судов ледового плавания всех категорий – 1 группа.
В районах судна вне средней части номер группы связей понижается на единицу.
Толщина элементов конструкций может быть определена по прототипу либо принята в учебных целях равной 15-20 мм для связей III группы и 8-15 мм для остальных связей.
С учетом этого определяем категорию стали для проектируемого судна, исходя из заданной ледовой категории судна (Ice2) и принятой толщины металла по таблицам и графикам Правил Регистра (см рис. (1.2.3.1-):
1 группа связей: –10 °C(толщина 8-20 мм) – A; А32;
|
|
2 группа связей: А; А32;
3 группа связей: D; А32.
Исходя из возможных вариантов для всех конструкций принимаем судостроительную сталь повышенной прочности категории – А32.
Согласно Правилам Регистра данная марка стали имеет предел текучести RеH =315 МПа. В качестве расчетных характеристик материала конструкции корпуса принимаются:
σn - расчетный нормативный предел текучести по нормальным напряжениям, который рассчитывается по формуле:
σn =235/η, МПа, где
η - коэффициент использования механических свойств стали, определяемый в таблице (1.1.4.3) Правил Регистра. η =0,78:
σn =235/0,78=301 МПа.
τn - расчетный нормативный предел текучести по касательным напряжениям:
τn=0,57∙ σn =0,57∙301,2=172 МПа.
Химический состав и механические свойства стали.
Химический состав и механические стали повышенной прочности определяются по таблице
- раскисление – спокойная;
- состояние поставки – с термомеханической обработкой (ТМ);
Химический состав – (см. табл. 6)
Таблица 6
Химический состав в процентах (%)
Название | % | Название | % | Название | % |
Cmax | 0,18 | Cumax | 0,35 | Nb | 0,02-0,05 |
Mnmin | 0,90-1,60 | Crmax | 0,2 | V | 0,05-0,1 |
Simax | 0,5 | Nimax | 0,4 | Timax | 0,02 |
Pmax | 0,04 | Momax | 0,08 | ||
Smax | 0,04 | Almin | 0,015 |
- механические свойства при растяжении:
Временное сопротивление R m, МПа 440 – 590;
Предел текучести R ен, МПа 315;
Относительное удлинение А5, % 22;
- испытания на ударный изгиб:
t0 испытания, 0С -300С;
работа удара для продольных образцов, Дж 31;
работа удара для поперечных образцов, Дж 22;
Минимальное относительное удлинение при испытаниях на растяжение стандартных образцов полной толщины от 10 до 30 мм находится в пределах (17 – 20)%.