Лабораторная работа № 1

Тема: Приготовление растворов с заданной массовой долей вещества в растворе

Цель работы: 1. Научиться готовить растворы с заданной массовой долей вещества в растворе из твердого вещества и воды;

2. Приготовить раствор с заданной массовой долей вещества в растворе;

3. Ознакомиться с сущностью метода интерполяции; по итогам работы сделать соответствующие выводы.

Материалы и оборудование: Термометр; весы; набор разновесов; шпатели; стеклянные палочки; набор ареометров; цилиндры на 50-100 мл; химические стаканы на 100 мл; дистиллированная вода; соли в кристаллическом виде: карбонат натрия кристаллический (Na2CO3 x 10 H2O), хлорид бария кристаллический (BaCL2 x 2 H2O).

Ход работы:

Необходимо приготовить 300 г 5 %-ного раствора карбоната натрия из кристаллической соды Na2CO3 x 10 H2O и воды. Сначала надо вычислить, какая масса Na2CO3 x 10 H2O требуется для приготовления 300 г 5 %-ного раствора в расчете на безводную соль Na2CO3. Взвесить эту массу на весах с точностью до 0,01 г и перенести в химический стакан. Эта масса называется навеской соли. Рассчитать, какой объем воды необходим для растворения навески. С помощью мерного цилиндра отмерить этот объем воды. Вылить воду в химический стакан с навеской; перемешать содержимое стакана стеклянной палочкой. Измерить термометром температуру приготовленного раствора, и если она не равна температуре, которая указана в таблице 1, довести ее до указанной величины, нагревая или охлаждая раствор. Затем вылить раствор в сухой цилиндр на 100 мл и с помощью ареометра определить его плотность. По окончании измерения (осторожно!) извлечь ареометр из цилиндра, промыть водой, вытереть досуха и убрать в набор. Раствор вылить в приготовленную склянку и сдать лаборанту. По найденной плотности, пользуясь таблицей 1, определить ω (%) Na2CO3 в растворе. Если в таблице нет этой величины плотности, а есть немного меньшая или большая, то использовать метод интерполяции. Сравнить полученную величину с заданной. Рассчитать абсолютную и относительную погрешности по формулам:

абс. = ωзаданная – ωопределенная; ∆отн. = ∆абс./ ωзаданная х 100%

Вычислить нормальную и молярную концентрации приготовленного раствора.

Таблица 1.

ω (%) и плотность растворов солей (при 200С)

Процентная концентрация Плотность растворов солей, г/см3
NaCL Na2CO3 BaCL2
  1,005 1,009 -
  1,013 1,019 1,016
  1,027 1,040 1,034
  1,041 1,061 1,053
  1,056 1,082 1,072
  1,071 1,103 1,092
  1,086 1,124 1,113
  1,101 1,146 1,134
  1,116 - 1,156
  1,132 - 1,179
  1,148 - 1,203
  1,164 - 1,228

Протокол № 1

Тема: _____________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Порядок выполнения лабораторной работы:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Расчетная часть лабораторной работы:

Вывод: ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Пользуясь основной и дополнительной литературой, выполните задания для самостоятельной работы:

1. Что такое растворы?

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Как классифицируют растворы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как называются приборы, с помощью которых можно измерить плотность раствора? Как они устроены?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что такое навеска соли?

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

5. Для чего используются мерные цилиндры?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. С помощью каких формул вычисляют СМ и СН?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какова сущность метода интерполяции?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. По какой формуле рассчитывают относительную погрешность?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Как вы думаете, с какой целью необходимо измерять температуру раствора перед определением плотности раствора?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какое практическое значение имеют растворы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: