Тема: Приготовление растворов с заданной массовой долей вещества в растворе
Цель работы: 1. Научиться готовить растворы с заданной массовой долей вещества в растворе из твердого вещества и воды;
2. Приготовить раствор с заданной массовой долей вещества в растворе;
3. Ознакомиться с сущностью метода интерполяции; по итогам работы сделать соответствующие выводы.
Материалы и оборудование: Термометр; весы; набор разновесов; шпатели; стеклянные палочки; набор ареометров; цилиндры на 50-100 мл; химические стаканы на 100 мл; дистиллированная вода; соли в кристаллическом виде: карбонат натрия кристаллический (Na2CO3 x 10 H2O), хлорид бария кристаллический (BaCL2 x 2 H2O).
Ход работы:
Необходимо приготовить 300 г 5 %-ного раствора карбоната натрия из кристаллической соды Na2CO3 x 10 H2O и воды. Сначала надо вычислить, какая масса Na2CO3 x 10 H2O требуется для приготовления 300 г 5 %-ного раствора в расчете на безводную соль Na2CO3. Взвесить эту массу на весах с точностью до 0,01 г и перенести в химический стакан. Эта масса называется навеской соли. Рассчитать, какой объем воды необходим для растворения навески. С помощью мерного цилиндра отмерить этот объем воды. Вылить воду в химический стакан с навеской; перемешать содержимое стакана стеклянной палочкой. Измерить термометром температуру приготовленного раствора, и если она не равна температуре, которая указана в таблице 1, довести ее до указанной величины, нагревая или охлаждая раствор. Затем вылить раствор в сухой цилиндр на 100 мл и с помощью ареометра определить его плотность. По окончании измерения (осторожно!) извлечь ареометр из цилиндра, промыть водой, вытереть досуха и убрать в набор. Раствор вылить в приготовленную склянку и сдать лаборанту. По найденной плотности, пользуясь таблицей 1, определить ω (%) Na2CO3 в растворе. Если в таблице нет этой величины плотности, а есть немного меньшая или большая, то использовать метод интерполяции. Сравнить полученную величину с заданной. Рассчитать абсолютную и относительную погрешности по формулам:
∆абс. = ωзаданная – ωопределенная; ∆отн. = ∆абс./ ωзаданная х 100%
Вычислить нормальную и молярную концентрации приготовленного раствора.
Таблица 1.
ω (%) и плотность растворов солей (при 200С)
Процентная концентрация | Плотность растворов солей, г/см3 | ||
NaCL | Na2CO3 | BaCL2 | |
1,005 | 1,009 | - | |
1,013 | 1,019 | 1,016 | |
1,027 | 1,040 | 1,034 | |
1,041 | 1,061 | 1,053 | |
1,056 | 1,082 | 1,072 | |
1,071 | 1,103 | 1,092 | |
1,086 | 1,124 | 1,113 | |
1,101 | 1,146 | 1,134 | |
1,116 | - | 1,156 | |
1,132 | - | 1,179 | |
1,148 | - | 1,203 | |
1,164 | - | 1,228 |
Протокол № 1
Тема: _____________________________________________________________
Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Порядок выполнения лабораторной работы:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Расчетная часть лабораторной работы:
Вывод: ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Пользуясь основной и дополнительной литературой, выполните задания для самостоятельной работы:
1. Что такое растворы?
________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как классифицируют растворы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как называются приборы, с помощью которых можно измерить плотность раствора? Как они устроены?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что такое навеска соли?
________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
5. Для чего используются мерные цилиндры?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. С помощью каких формул вычисляют СМ и СН?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какова сущность метода интерполяции?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. По какой формуле рассчитывают относительную погрешность?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Как вы думаете, с какой целью необходимо измерять температуру раствора перед определением плотности раствора?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какое практическое значение имеют растворы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________