Тема: Определение реакции среды растворов индикаторным методом
Цель работы: 1. Ознакомиться с сущностью индикаторного метода определения среды растворов.
2. Определить реакцию среды предложенных (выданных) растворов веществ с помощью индикаторного метода.
3. Оформить результаты работы в виде таблиц; заполнить приведенные в работе таблицы, сделать соответствующие выводы.
Материалы и оборудование: Пробирки или небольшие химические стаканы; индикаторы (универсальная индикаторная бумага, метиловый оранжевый, фенолфталеин); растворы соляной, серной, уксусной кислот; гидроксидов натрия, калия, аммония (водный раствор аммиака); солей: хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида цинка; водопроводная вода; дистиллированная вода.
Ход работы:
В 3 пробирки или небольших химических стакана наливают 1-2 исследуемого раствора (кислот, оснований, солей или воды). Затем добавляют туда индикаторы (универсальный – в одну, метилоранж – в другую, фенолфталеин – в третью). Отмечают окраску индикатора и записывают данные в таблицу (см. ниже). Результаты каждого опыта объясняют. В объяснении следует записать уравнение диссоциации (для кислот или оснований), гидролиза (для солей). Отмечают значение рН. рН – это водородный показатель. рН = -lg[H+], то есть, чем больше концентрация Н+, тем меньше значение рН.
Результаты работы:
По результатам работы заполните таблицу 2 в протоколе.
По результатам работы заполните таблицу 3 в протоколе.
Протокол № 2
Тема: _____________________________________________________________
Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Порядок выполнения лабораторной работы:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспериментальная часть лабораторной работы:
Таблица 2.
Исследование реакции среды растворов веществ индикаторным методом
№ | Растворы веществ | Окраска индикаторов | рН | ||
Универсальный лакмус | Метилоранж | Фенолфталеин | |||
1. | Соляная кислота | ||||
2. | Серная кислота | ||||
3. | Уксусная кислота | ||||
4. | Гидроксид натрия | ||||
5. | Гидроксид калия | ||||
6. | Гидроксид аммония | ||||
7. | Хлорид натрия | ||||
8. | Карбонат натрия | ||||
9. | Хлорид цинка | ||||
10. | Вода водопроводная | ||||
11. | Вода дистиллированная |
Таблица 3.
Окраска индикаторов в различных средах
№ | Среда | Окраска индикаторов | рН | ||
Универсальный лакмус | Метилоранж | Фенолфталеин | |||
1. | Нейтральная | ||||
2. | Кислая | ||||
3. | Щелочная |
Вывод: ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Пользуясь основной и дополнительной литературой, выполните задания для самостоятельной работы:
1. Чем определяется реакция среды растворов?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что такое индикаторы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. На чем основан индикаторный метод определения реакции среды растворов?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какую окраску имеет универсальная лакмусовая бумага в нейтральной, кислой, щелочной среде?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какую окраску имеет метилоранж в нейтральной, кислой, щелочной среде?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какую окраску имеет фенолфталеин в нейтральной, кислой, щелочной среде?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что такое рН раствора? Для чего его используют?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какую среду имеет раствор столового уксуса? Как в этом растворе изменится окраска индикаторов: универсального, метилоранжа, фенолфталеина?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какую среду имеет раствор моющего средства? Как в этом растворе изменится окраска индикаторов: универсального, метилоранжа, фенолфталеина?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какое практическое значение имеет определение реакции среды растворов? Приведите примеры.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________