Тема: Определение реакции среды (рН) почвенной вытяжки
Цель работы: 1. Научиться делать почвенные вытяжки; сделать почвенные вытяжки выданных образцов почв.
2. Определить реакцию среды (рН) почвенной вытяжки с помощью индикаторного метода, указать рН почвенной вытяжки (рН=7; рН<7; рН>7).
3. По итогам работы сделать соответствующие выводы.
Материалы и оборудование: Высушенные образцы почв (принесенные студентами или приготовленные лаборантом); фарфоровые ступки, фарфоровые пестики, плоскодонные конические колбы, химические стаканы; дистиллированная вода; весы; индикаторы (универсальная лакмусовая бумага, метиловый оранжевый, фенолфталеин); фильтровальная бумага; воронки; цилиндры; стеклянные палочки.
Ход работы:
Высушенный образец почвы (5-10 г) помещают в фарфоровую ступку и тщательно перетирают с помощью фарфорового пестика. Затем образец почвы переносят в химический стакан и добавляют 50 мл дистиллированной воды и тщательно перемешивают стеклянной палочкой в течение 15-20 минут. Затем почвенную вытяжку фильтруют. Полученный фильтрат – это и есть почвенная вытяжка. Далее берут 3 небольших химических стакана и помещают в них по 1-2 мл почвенной вытяжки. В каждый из стаканов добавляют индикаторы: универсальный лакмус – в первый стакан, метилоранж – во второй стакан, фенолфталеин – в третий стакан. Наблюдают за изменениями окраски индикаторов и делают соответствующие выводы о реакции среды раствора почвенной вытяжки, указывают интервалы рН почвенной вытяжки.
Протокол № 3
Тема: _____________________________________________________________
Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Порядок выполнения лабораторной работы:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспериментальная часть лабораторной работы:
стакан 1 стакан 2 стакан 3
Вывод: ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Пользуясь основной и дополнительной литературой, выполните задания для самостоятельной работы:
1. Что такое почва?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что такое почвенная вытяжка?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как приготовить почвенную вытяжку?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Для чего почву тщательно измельчают при приготовлении почвенной вытяжки?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какая химическая посуда используется для измельчения образцов почвы?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что применяют для фильтрования?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Как правильно фильтровать растворы?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какая почва может иметь щелочную среду?
_____________________________________________________________
9. Как химическим путем снизить избыточную кислотность почвы?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какое практическое значение имеет определение среды почвенной вытяжки?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________