На раскаленный в ложечке или на шпателе уголь насыпают 0,2-0,3 г удобрения и наблюдают за быстротой сгорания, цветом пламени, запахом. Селитра сгорает очень быстро, вспыхивает. Аммиачная селитра (NH4NO3) сгорает бесцветным пламенем (иногда плавится, кипит и выделяет белый едкий дым с запахом аммиака); натриевая селитра (NaNO3) вспыхивает и быстро сгорает желто-оранжевым пламенем, а калийная селитра (KNO3) – фиолетовым пламенем. Кальциевая селитра (Ca(NO3)2) плавится с шипением и выделением едкого дыма. Кристаллы сульфата аммония ((NH4)2SO4) плавятся и медленно исчезают, выделяя аммиак и едкий белый дым. Мочевина (CO(NH2)2) плавится, дымит, выделяя аммиак. Калийные удобрения на угле не сгорают и никаких характерных реакций не дают. Из фосфорных удобрений только фосфоритная мука на раскаленном угле горит (темнеет) с запахом жженого рога.
Таблица 6.
Цвет, влажность, строение удобрений
Показатели | Видимые изменения |
1. Цвет | Определяют визуально, принимая во внимание, что при транспортировке и хранении цвет меняется |
2. Влажность | Сухие и сыпучие; влажные вследствие высокой гигроскопичности |
3. Строение | Порошкообразные, кристаллические, гранулированные. Кристаллы (или гранулы) могут быть крупными или мелкими) |
Таблица 7
|
|
Растворимость удобрений
Удобрения | |||
Полностью растворимые | Заметно растворимые | Слабо растворимые | Нерастворимые |
Очень хорошо растворяются в воде | Растворяется не менее половины взятого удобрения | Растворяется меньше половины взятого удобрения | Нерастворяется в воде |
Определитель минеральных удобрений (по А.В. Петербургскому):
1. Удобрение в воде полностью или почти полностью растворяется……..2
- Удобрение в воде не растворяется или растворяется незначительно………………………………………………………………...12
2. Раствор удобрения с раствором щелочи при подогревании выделяет аммиак………………………………………………………………………….3
- Раствор удобрения не выделяет аммиака………………………………….6
3. Раствор удобрения с раствором азотнокислого серебра образует осадок, нерастворимый в слабой азотной кислоте…………………………………………………………………………4
- Раствор удобрения осадка не образует, хотя может дать муть…………...5
4. Цвет осадка белый. Сухое удобрение белого или желтоватого цвета……
…………………………………………………………… хлористый аммоний
- Цвет осадка желтый………………………………… аммофос и диаммофос
5. Раствор удобрения с раствором хлористого бария образует белый осадок. Сухое удобрение на раскаленном угле пахнет аммиаком, не плавится и вспышки угля не дает………………………… сульфат аммония
- Раствор удобрения с раствором хлористого бария осадка не образует (хотя и может дать муть), на раскаленном угле быстро плавится, кипит и дает запах аммиака……………………………………… аммиачная селитра
|
|
6. Раствор удобрения с раствором азотнокислого серебра образует белый творожистый осадок, нерастворимый в слабой азотной кислоте………….7
- Раствор удобрения осадка не образует, но может дать муть……………..8
7. Удобрение сухое белого цвета, при загрязнении сероватое…..................
……………………………………………………………….. хлористый калий
- Удобрение, напоминающее неочищенную поваренную соль; кристаллы грязноватые, частично розоватые……………………………. калийные соли
8. Раствор удобрения с раствором щавелевокислого аммония образует белый осадок…………………………………………... известковая селитра
- раствор удобрения осадка не образует, но может дать муть…………….9
9. Сухое удобрение на раскаленном угле выделяет аммиак…….. мочевина
- Сухое удобрение при подогревании аммиака не выделяет……………10
10. Раствор удобрения с раствором хлористого бария образует белый осадок (нерастворимый в уксусной или в слабой соляной кислоте)……..
……………………………………………………………… сернокислый калий
- Раствор удобрения осадка не образует………………………………….11
11. Кристаллы удобрения мелкие, сухие; на раскаленном угле вспыхивает и с шипением сгорает, цвет пламени фиолетовый…….. калийная селитра
- Кристаллы удобрения влажные; при сгорании на раскаленном угле цвет пламени желтый………………………………………… натриевая селитра
12. При добавлении к сухому удобрению (в пробирке) соляной или уксусной кислоты содержимое вскипает и пенится……………………….13
- Содержимое пробирки не вскипает и не пенится или вскипает и пенится незначительно……………………………………………………………….14
13. Удобрение имеет вид белого или грязного порошка………… известняк
14. Цвет сухого удобрения белый…………………………………………..15
- Удобрение иного цвета……………………………………………………..16
15. При приливании к удобрению раствора азотнокислого серебра верхний слой осадка желтеет……………………………………………… преципитат
- Верхний слой осадка не желтеет……………………………………….. гипс
16. Удобрение светло-серого или серого цвета, порошковидное или гранулированное, имеет кислую реакцию (проба на лакмус).. суперфосфат
- Удобрение в виде серо-коричневого землистого порошка…………………
…………………………....... фосфоритная мука + примеси других веществ.
Протокол № 6
Тема: _____________________________________________________________
Цель: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Порядок выполнения лабораторной работы:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Экспериментальная часть лабораторной работы:
Таблица 8.
Качественный анализ удобрения
№ | Показатели | Результаты анализа |
1. | Цвет | |
2. | Влажность | |
3. | Строение | |
4. | Растворимость в воде | |
5. | Присутствие ионов: NH4+ | |
Ca2+ | ||
K+ | ||
Mg2+ | ||
Na+ | ||
Cl- | ||
SO42- | ||
CO32- | ||
PO43- | ||
NO3- | ||
6. | Проба на раскаленном угле | |
7. | Проба на лакмус | |
8. | Прочие реакции | |
9. | Химическая формула удобрения | |
10. | Название удобрения |
Вывод: ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Пользуясь основной и дополнительной литературой, выполните задания для самостоятельной работы:
|
|
1. Что такое удобрения?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какова классификация удобрений по происхождению?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие химические элементы входят в состав удобрений?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. На какие группы можно разделить удобрения по растворимости?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. С помощью какого реактива устанавливают наличие аммиака в удобрении?
__________________________________________________________________
6. Какого цвета осадок образуется при взаимодействии нитрата серебра с раствором, содержащим ион Cl-?
__________________________________________________________________
7. Каково поведение удобрений на раскаленном угле?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какими качественными реакциями можно обнаружить ионы Ca2+ в образце удобрения?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какими качественными реакциями можно обнаружить ионы СО32- в образце удобрения?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какое практическое значение имеют удобрения?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________