Поведение удобрения на раскаленном угле

На раскаленный в ложечке или на шпателе уголь насыпают 0,2-0,3 г удобрения и наблюдают за быстротой сгорания, цветом пламени, запахом. Селитра сгорает очень быстро, вспыхивает. Аммиачная селитра (NH4NO3) сгорает бесцветным пламенем (иногда плавится, кипит и выделяет белый едкий дым с запахом аммиака); натриевая селитра (NaNO3) вспыхивает и быстро сгорает желто-оранжевым пламенем, а калийная селитра (KNO3) – фиолетовым пламенем. Кальциевая селитра (Ca(NO3)2) плавится с шипением и выделением едкого дыма. Кристаллы сульфата аммония ((NH4)2SO4) плавятся и медленно исчезают, выделяя аммиак и едкий белый дым. Мочевина (CO(NH2)2) плавится, дымит, выделяя аммиак. Калийные удобрения на угле не сгорают и никаких характерных реакций не дают. Из фосфорных удобрений только фосфоритная мука на раскаленном угле горит (темнеет) с запахом жженого рога.

Таблица 6.

Цвет, влажность, строение удобрений

Показатели Видимые изменения
1. Цвет Определяют визуально, принимая во внимание, что при транспортировке и хранении цвет меняется
2. Влажность Сухие и сыпучие; влажные вследствие высокой гигроскопичности
3. Строение Порошкообразные, кристаллические, гранулированные. Кристаллы (или гранулы) могут быть крупными или мелкими)

Таблица 7

Растворимость удобрений

Удобрения
Полностью растворимые Заметно растворимые Слабо растворимые Нерастворимые
Очень хорошо растворяются в воде Растворяется не менее половины взятого удобрения Растворяется меньше половины взятого удобрения Нерастворяется в воде

Определитель минеральных удобрений (по А.В. Петербургскому):

1. Удобрение в воде полностью или почти полностью растворяется……..2

- Удобрение в воде не растворяется или растворяется незначительно………………………………………………………………...12

2. Раствор удобрения с раствором щелочи при подогревании выделяет аммиак………………………………………………………………………….3

- Раствор удобрения не выделяет аммиака………………………………….6

3. Раствор удобрения с раствором азотнокислого серебра образует осадок, нерастворимый в слабой азотной кислоте…………………………………………………………………………4

- Раствор удобрения осадка не образует, хотя может дать муть…………...5

4. Цвет осадка белый. Сухое удобрение белого или желтоватого цвета……

…………………………………………………………… хлористый аммоний

- Цвет осадка желтый………………………………… аммофос и диаммофос

5. Раствор удобрения с раствором хлористого бария образует белый осадок. Сухое удобрение на раскаленном угле пахнет аммиаком, не плавится и вспышки угля не дает………………………… сульфат аммония

- Раствор удобрения с раствором хлористого бария осадка не образует (хотя и может дать муть), на раскаленном угле быстро плавится, кипит и дает запах аммиака……………………………………… аммиачная селитра

6. Раствор удобрения с раствором азотнокислого серебра образует белый творожистый осадок, нерастворимый в слабой азотной кислоте………….7

- Раствор удобрения осадка не образует, но может дать муть……………..8

7. Удобрение сухое белого цвета, при загрязнении сероватое…..................

……………………………………………………………….. хлористый калий

- Удобрение, напоминающее неочищенную поваренную соль; кристаллы грязноватые, частично розоватые……………………………. калийные соли

8. Раствор удобрения с раствором щавелевокислого аммония образует белый осадок…………………………………………... известковая селитра

- раствор удобрения осадка не образует, но может дать муть…………….9

9. Сухое удобрение на раскаленном угле выделяет аммиак…….. мочевина

- Сухое удобрение при подогревании аммиака не выделяет……………10

10. Раствор удобрения с раствором хлористого бария образует белый осадок (нерастворимый в уксусной или в слабой соляной кислоте)……..

……………………………………………………………… сернокислый калий

- Раствор удобрения осадка не образует………………………………….11

11. Кристаллы удобрения мелкие, сухие; на раскаленном угле вспыхивает и с шипением сгорает, цвет пламени фиолетовый…….. калийная селитра

- Кристаллы удобрения влажные; при сгорании на раскаленном угле цвет пламени желтый………………………………………… натриевая селитра

12. При добавлении к сухому удобрению (в пробирке) соляной или уксусной кислоты содержимое вскипает и пенится……………………….13

- Содержимое пробирки не вскипает и не пенится или вскипает и пенится незначительно……………………………………………………………….14

13. Удобрение имеет вид белого или грязного порошка………… известняк

14. Цвет сухого удобрения белый…………………………………………..15

- Удобрение иного цвета……………………………………………………..16

15. При приливании к удобрению раствора азотнокислого серебра верхний слой осадка желтеет……………………………………………… преципитат

- Верхний слой осадка не желтеет……………………………………….. гипс

16. Удобрение светло-серого или серого цвета, порошковидное или гранулированное, имеет кислую реакцию (проба на лакмус).. суперфосфат

- Удобрение в виде серо-коричневого землистого порошка…………………

…………………………....... фосфоритная мука + примеси других веществ.

Протокол № 6

Тема: _____________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Порядок выполнения лабораторной работы:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Экспериментальная часть лабораторной работы:

Таблица 8.

Качественный анализ удобрения

Показатели Результаты анализа
1. Цвет  
2. Влажность  
3. Строение  
4. Растворимость в воде  
5. Присутствие ионов: NH4+  
Ca2+  
K+  
Mg2+  
Na+  
Cl-  
SO42-  
CO32-  
PO43-  
NO3-  
6. Проба на раскаленном угле  
7. Проба на лакмус  
8. Прочие реакции  
9. Химическая формула удобрения  
10. Название удобрения  

Вывод: ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Пользуясь основной и дополнительной литературой, выполните задания для самостоятельной работы:

1. Что такое удобрения?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какова классификация удобрений по происхождению?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие химические элементы входят в состав удобрений?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. На какие группы можно разделить удобрения по растворимости?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. С помощью какого реактива устанавливают наличие аммиака в удобрении?

__________________________________________________________________

6. Какого цвета осадок образуется при взаимодействии нитрата серебра с раствором, содержащим ион Cl-?

__________________________________________________________________

7. Каково поведение удобрений на раскаленном угле?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какими качественными реакциями можно обнаружить ионы Ca2+ в образце удобрения?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какими качественными реакциями можно обнаружить ионы СО32- в образце удобрения?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какое практическое значение имеют удобрения?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: