Дифференциация звуков (система работы)

Остановимся теперь на слогах как особом виде речевого материала, ибо, по нашим наблюдениям, работе со слогами при дифференциации (да и при автоматизации) звуков не уделяется должного внимания: нередко после рассмотрения изолированных звуков переходят к их различению в словах, фразе и тексте — на одном занятии. В результате этого школьники не могут овладеть необходимыми навыками и продолжают смешивать в письме рассмотренные буквы уже после изучения темы. Дифференциацию смешиваемых звуков в слогах следут проводить в полном объеме — в разнообразных позиционных условиях. Только тогда ученики справятся с их дифференциацией в словах любой сложности. Ниже мы предлагаем основные варианты слоговых таблиц с тем, чтобы в соответствующем разделе не повторять единообразный материал при рассмотрении каждой пары смешиваемых букв.

Варианты слоговых таблиц
1. ша - са 2. са - ша 3. ша - са - ша
шо - со со - шо шо - со - шо
шу - су су - шу шу - су - шу
ши - сы сы - ши ши - сы - ши
4. са -ша - са 5. аш - ас 6. ас - аш
со -шо - шо ош - ос ос - ош
су -шу -- су уш - ус ус - уш
сы - ши - сы иш - ис ис - иш
7. аша - аса 8. аса - аша 9. ста - шта
оша - оса оса - оша сто - што
уша - уса уса - уша сту - шту
иша - иса иса - иша сты - шты
10. шва - сва   ела - шла 12. шка - ска
шво - сво ело - шло шко - ско
шву - сву слу - шлу шку - ску
швы - свы слы - шлы шки - ски
13. шас 14. саш 15. аш-ся - не сдашься
шос сош ош-ся - добьёшься
шус суш иш-ся - гордишься
шис сеш еш-ся - наешься

Работа со слогами предполагает следующие упражнения:

§ восприятие на слух;

§ отраженное воспроизведение;

§ чтение таблиц: а) последовательно, б) вразбивку;

§ запись слогов под диктовку.

Примечание: при составлении слоговых таблиц следует учитывать особенности конкретных звуков. Так, для звонких согласных исключаются обратные слоги (типа аж).

Каждую фонетическую тему по дифференциации смешиваемых звуков мы связываем с грамматическими темами в чисто практическом плане. Дети упражняются в образовании слов различных частей речи префиксальным и суффиксальным способом — по образцу (в т.ч. и сравнительной степени наречий и прилагательных), наблюдают чередование согласных в корнях слов и т.п. Все это расширяет языковой опыт учащихся, пропедевтически подготавливает их к изучению последующих грамматических тем, способствует усвоению ряда непродуктивных форм, особенно затрудняющих детей.

Необходимым условием успешной дифференциации смешиваемых фонем в письменной речи является предварительное устранение замен и смешений звуков в речи устной. Обычно исправление нарушений звукопроизношения проводится на индивидуальных логопедических занятиях до включения ученика в групповые занятия по преодолению дисграфии.

Дифференциацию в письменной речи согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство, мы проводим на речевом материале, включающем одновременно и твердые, и мягкие варианты фонем: если качественно проработана с учениками тема «Способы обозначения мягкости согласных на письме», то нет необходимости в раздельной дифференциации твердых и мягких вариантов звука. Лишь для примера мы даем раздельно различение парных Д - Ги Д' - Т'.

Для преодоления сниженной речевой активности детей, замедленности их речевых реакций полезно использовать двигательные реакции, сопряженные с речью (перекидывание мяча, отстукивание ритма — что помечено в конкретных упражнениях).

На любом этапе логопедической работы решаются задачи организации деятельности детей, расширения объема всех форм внимания и памяти, развития лексического запаса и грамматического строя речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: