Остановимся теперь на слогах как особом виде речевого материала, ибо, по нашим наблюдениям, работе со слогами при дифференциации (да и при автоматизации) звуков не уделяется должного внимания: нередко после рассмотрения изолированных звуков переходят к их различению в словах, фразе и тексте — на одном занятии. В результате этого школьники не могут овладеть необходимыми навыками и продолжают смешивать в письме рассмотренные буквы уже после изучения темы. Дифференциацию смешиваемых звуков в слогах следут проводить в полном объеме — в разнообразных позиционных условиях. Только тогда ученики справятся с их дифференциацией в словах любой сложности. Ниже мы предлагаем основные варианты слоговых таблиц с тем, чтобы в соответствующем разделе не повторять единообразный материал при рассмотрении каждой пары смешиваемых букв.
Варианты слоговых таблиц | |||||
1. | ша - са | 2. | са - ша | 3. | ша - са - ша |
шо - со | со - шо | шо - со - шо | |||
шу - су | су - шу | шу - су - шу | |||
ши - сы | сы - ши | ши - сы - ши | |||
4. | са -ша - са | 5. | аш - ас | 6. | ас - аш |
со -шо - шо | ош - ос | ос - ош | |||
су -шу -- су | уш - ус | ус - уш | |||
сы - ши - сы | иш - ис | ис - иш | |||
7. | аша - аса | 8. | аса - аша | 9. | ста - шта |
оша - оса | оса - оша | сто - што | |||
уша - уса | уса - уша | сту - шту | |||
иша - иса | иса - иша | сты - шты | |||
10. | шва - сва | ела - шла | 12. | шка - ска | |
шво - сво | ело - шло | шко - ско | |||
шву - сву | слу - шлу | шку - ску | |||
швы - свы | слы - шлы | шки - ски | |||
13. | шас | 14. | саш | 15. | аш-ся - не сдашься |
шос | сош | ош-ся - добьёшься | |||
шус | суш | иш-ся - гордишься | |||
шис | сеш | еш-ся - наешься |
Работа со слогами предполагает следующие упражнения:
|
|
§ восприятие на слух;
§ отраженное воспроизведение;
§ чтение таблиц: а) последовательно, б) вразбивку;
§ запись слогов под диктовку.
Примечание: при составлении слоговых таблиц следует учитывать особенности конкретных звуков. Так, для звонких согласных исключаются обратные слоги (типа аж).
Каждую фонетическую тему по дифференциации смешиваемых звуков мы связываем с грамматическими темами в чисто практическом плане. Дети упражняются в образовании слов различных частей речи префиксальным и суффиксальным способом — по образцу (в т.ч. и сравнительной степени наречий и прилагательных), наблюдают чередование согласных в корнях слов и т.п. Все это расширяет языковой опыт учащихся, пропедевтически подготавливает их к изучению последующих грамматических тем, способствует усвоению ряда непродуктивных форм, особенно затрудняющих детей.
Необходимым условием успешной дифференциации смешиваемых фонем в письменной речи является предварительное устранение замен и смешений звуков в речи устной. Обычно исправление нарушений звукопроизношения проводится на индивидуальных логопедических занятиях до включения ученика в групповые занятия по преодолению дисграфии.
|
|
Дифференциацию в письменной речи согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство, мы проводим на речевом материале, включающем одновременно и твердые, и мягкие варианты фонем: если качественно проработана с учениками тема «Способы обозначения мягкости согласных на письме», то нет необходимости в раздельной дифференциации твердых и мягких вариантов звука. Лишь для примера мы даем раздельно различение парных Д - Ги Д' - Т'.
Для преодоления сниженной речевой активности детей, замедленности их речевых реакций полезно использовать двигательные реакции, сопряженные с речью (перекидывание мяча, отстукивание ритма — что помечено в конкретных упражнениях).
На любом этапе логопедической работы решаются задачи организации деятельности детей, расширения объема всех форм внимания и памяти, развития лексического запаса и грамматического строя речи.