Работа начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. Основными задачами изучения этой темы, таким образом, будут:
§ дальнейшее развитие и уточнение пространственных представлений, их выражение посредством данной категории служебных слов;
§ преодоление аграмматизмов как в импрессивной, так и экспрессивной речи школьников.
Тема. Предлоги.
Цель. Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов.
1. Выполнить различные действия по указанию логопеда:
Положите книги на стол, где лежат книги? (На столе.) Возьмите книги. Откуда взяли книги? (Со стола.) Положите книги в стол. Где они сейчас? (В столе.) Возьмите их. Откуда взяли книги? (Из стола.) Спрячьте книги под стол. Где они? (Под столом.) Выньте книги. Откуда их вынули? (Из-под стола.)
2. Построиться по указанию логопеда:
Коля за Леной. Рита за Колей.
Рита перед Леной.
Рита между Леной и Колей... и т.д.
Ответить на вопросы:
За кем ты стоишь?
Впереди кого ты стоишь?
Перед кем...?
Позади кого ты стоишь?
Между кем...?
Рядом с кем...?
3. Встать в одну шеренгу. Рассчитаться по порядку. Запомнить свой порядковый номер. При назывании какого-либо номера по предварительному уговору делают шаг вперед:
а) названный номер;
б) впереди стоящий (предыдущий номер);
в) следующий за названным (последующий).