Слушание

Процесс внимательного настраивания на сообщения клиента и ответные реакции, соответствующие значению его посланий, упоминались просто как слушание. Именно этот тип слушания способствует социальному взаимодействию на различных уровнях общения, оно — ядро эффективного консультирования. Слушание на простейшем уровне призывает консультанта возвращать содержание и чувства, которые выразил клиент. На другом уровне слушание требует, чтобы консультант расшифровал послание клиента. Процесс расшифровки необходим, потому что человеческое общение часто не является прямым и непосредственным. Когда мы говорим, мы склонны скорее кодировать наши сообщения, чем ясно и непосредственно передавать то, что мы думаем и чувствуем. Этот процесс проиллюстрирован на рисунке 8—1.

Рисунок 8-1. Процесс расшифровки

Слушание является синтезом навыков переформулирования содержания и отражения чувств. Оно позволяет клиенту почувствовать, что его поняли. Однако необходимо подчеркнуть, что слушания самого по себе недостаточно для того, чтобы обеспечить желательный рост и изменение клиента. Оно должно применяться совместно с другими навыками консультирования.

Роджерс говорил о терапевтической ценности слушания во многих своих работах. В одной из книг Роджерс так описывает воздействие слушания:

«В некоторые периоды моей жизни я чувствовал, что меня разрывают неразрешимые проблемы, или что я иду по замкнутому кругу, или в течение одного из периодов мною владели чувства никчемности и отчаяния, так что я был уверен в том, что погружаюсь в психоз. Я думаю, что в эти периоды мне повезло больше, чем большинству других людей, оказавшихся в подобной ситуации; я находил тех людей, которые были способны слушать меня и тем самым спасли меня от хаоса чувств. Мне повезло в том, что эти люди оказались способны расслышать мою сущность намного более глубоко, чем я знал о ней. Эти конкретные люди слушали, не пытаясь судить меня, оценивать или ставить мне диагноз. Они только слушали, разъясняли и отвечали мне на всех уровнях моего общения с ними. Я могу свидетельствовать, что, когда вы находитесь в состоянии психологического бедствия и кто-то действительно слышит вас без того, чтобы судить вас, без того, чтобы пробовать брать на себя ответственность за вас, без того, чтобы пробовать изменить вас, это чертовски хорошо. Тогда, в эти трудные для меня времена, это помогло мне снять напряжение. Это позволило мне вынести пугающие чувства, винy, отчаяние, замешательство, которые были частью моих переживаний. Когда меня слушают и когда меня слышат, я способен посмотреть на свой мир новым взглядом и двинуться дальше. Удивительно, что чувства, которые были невыносимо ужасны, становятся вполне терпимыми, когда кто-то слышит вac. Удивительно, как проблемы, которые кажутся неразрешимыми, оказываются решаемыми, когда кто-то вас слышит; как, казалось бы, совершенно запутанные мысли превращаются в относительно ясные плавные потоки, когда каждая из них понята. Я глубоко ценю моменты такого чувствительного, эмпатического, внимательного слушания.

Как видно из этого описания, такое слушание разительно отличается от ситуаций обычного социального взаимодействия, которые составляют наш повседневный опыт. Прослушивание таких разговоров показывает, что люди редко тратят время или энергию на то, чтобы быть искренне и ощутимо включенными в то, чем делится с ними другой человек.Воз- можно, это объясняет, почему слушание, как описано выше, так мощно воздействует на клиентов — они редко встречают кого-то, кто искренне заинтересован в понимании их мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: