Вопрос 23. Как сотруднику милиции вести себя с несовершеннолетними?

Особенностью поведения и восприятия детей является ограниченный жизненный опыт, обостренное восприятие фальши и несправедливости, юношеский максимализм, склонность к наиболее радикальным методам решения проблем, повышенная внушаемость, неумение отделять свои подлинные интересы от мнимых, пониженная способность прогнозировать и понимать последствия собственных действий и устанавливаемых дружеских связей, повышенное критическое восприятие к информации, поступающей от учителей, родителей и других взрослых людей, при одновременном снижении критичности к информации, поступающей из ближайшего окружения (от т.н. референтной группы, чаще всего сверстников).

Эти особенности надо учитывать, общаясь с несовершеннолетними. Следует иметь в виду, что демонстрируемые ребенком хамство, грубость, наглость, стремление показать свое всезнайство на самом деле могут маскировать растерянность, тревогу, незнание и непонимание, как поступить в данной конкретной ситуации.

Если взрослый может реагировать на требования сотрудников милиции положительно, опасаясь санкций, либо, напротив, имея положительный опыт общения с милицией, то для ребенка общение с милицией, чаще всего, ведет к возникновению стрессовой ситуации. В связи с этим следует руководствоваться следующими правилами общения с ребенком:

1) Строгость и жесткость в общении с юным правонарушителем должна уравновешиваться доброжелательностью и стремлением к взаимопониманию с ним. Совместить эти казалось бы взаимоисключающие требования трудно, но возможно.

2) Если Вы применяете к молодому правонарушителю методы психологического подавления негативных установок и ценностей, под воздействием которых он находится, на смену этим методам после достижения Вами поставленной цели должны прийти новые методы, направленные на установление доверия и демонстрации того, что Ваши предшествующие действия были справедливыми и совершались в интересах подростка, а не потому, что Вы злой, раздражительный, наглый. Ваша суровость должна быть нравственно оправдана в глазах ребенка.

3) Так как восприятие ребенком динамика времени отличается от восприятия взрослого (для ребенка прошедшие неделя, месяц, год «длиннее», нежели, чем для взрослого), санкция за правонарушение или поощрение за исправление должны наступать не позднее того момента, пока эти события сохраняют для ребенка свою эмоциональную значимость.

4) Постарайтесь найти общие интересы со своим несовершеннолетним собеседником, показать, что, являясь милиционером, Вы не перестаете быть человеком.

5) Ни в коем случае не обманывайте доверия ребенка. Цените детское доверие! Для того, чтобы несовершеннолетнего, совершившего малозначительное правонарушение, превратить в человека, благосклонно принимающего идеи преступного мира, иногда достаточно обмануть его всего лишь один раз. Тот, кто Вам доверился, и оказался обманут, может перестать верить взрослым людям вообще. Для ребенка обман доверия равносилен предательству. Доверяя Вам, ребенок переносит на Вас все положительные качестве других взрослых людей, даже такие, которыми Вы в настоящее время не обладаете. Обманув его, Вы становитесь его врагом. Враждебным становится и его взгляд на правоохранительные органы в целом. Именно поэтому Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» запрещает вести оперативную работу в отношении несовершеннолетних.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: