Дебиторская задолженность — это сумма задолженности в пользу компании, представленная финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги.
Определения «дебет» и «кредит» латинского происхождения. В переводе на русский язык слово «дебет» означает «он должен», отсюда дебитор – должник или заемщик; кредит – «доверяет», отсюда кредитор – заимодатель, т.е. лицо, давшее деньги или другие ценности другому лицу.
Должник, дебитор (от латинского слова debitum-долг, обязанность) - одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или более лицами.
В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам: дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплати которых не наступил; дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в срок; дебиторская задолженность по полученным векселям; дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом; дебиторская задолженность по расчетам с персоналом; прочие виды дебиторской задолженности.
|
|
На величину дебиторской задолженности компаний влияют:
• общий объем продаж и доля в нем реализации на условиях последующей оплаты (с их ростом растут и остатки дебиторской задолженности);
• условия расчетов с 'покупателями и заказчиками (увеличение сроков, снижение требований по оценке надежности дебиторов ведут к росту дебиторской задолженности);
• жесткость системы взыскания дебиторской задолженности (чем активнее компания во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и трм выше «качество» дебиторской задолженности);
• платежная дисциплина покупателей и общее экономическое состояние тех отраслей, к которым они относятся;
• качество анализа дебиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов.
Классификация задолженности предприятия представлена в таблице 1.
Таблица 1
Классификация задолженности предприятия
Признак | Виды |
Дебиторская задолженность | |
По степени ликвидности | Высоколиквидная |
Среднеликвидная | |
Неликвидная | |
По элементам | Задолженность покупателей |
Векселя к получению | |
Авансы выданные | |
Прочие дебиторы | |
Краткосрочная | |
По срокам образования | Среднесрочная |
Долгосрочная | |
Краткосрочная | |
По обеспеченности гарантиями | Не обеспеченная |
Надежная | |
По степени надежности возврата | Сомнительная |
Безнадежная | |
По степени подверженности планированию | Не планируемая |
Планируемая | |
По возможности осуществления контроля | Не контролируемая |
Контролируемая | |
Кредиторская задолженность | |
По элементам | Задолженность векселям к уплате |
Авансы полученные | |
Задолженность перед персоналом организации | |
Задолженность перед государственными внебюджетными фондами | |
Задолженность перед бюджетом | |
Прочие кредиторы | |
По причинам образования | Среднесрочная |
Долгосрочная | |
Краткосрочная | |
По целесообразности образования | Неоправданная |
Обеспеченная | |
По обеспеченности гарантиями | Не обеспеченная |
Нормальная | |
По степени надежности возврата | Просроченная |
Надлежаще истребованную | |
По характеру погашения | Не срочную |
Срочная | |
По возможности осуществления контроля | Не контролируемая |
Контролируемая |
При удовлетворительном состоянии аналитической работы в компании создаются предпосылки для перехода от. пассивного управления дебиторской задолженностью, сводимого, в основном, к регистрации информации о составе и структуре задолженности, к активному управлению, предполагающему целенаправленное воздействие на условия предоставления кредита покупателям.
|
|
Необходимость грамотного и рационального управления дебиторской задолженностью связана с ее непосредственным влиянием на доходность всей деятельности компании.
Процесс управления дебиторской задолженностью может быть представлен следующим алгоритмом:
• анализ дебиторской задолженности компании в предшествующем периоде;
• определение взаимоотношений с покупателями продукции;
• инкассация дебиторской задолженности;
• выбор форм рефинансирования дебиторской задолженности;
• контроль за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.
Анализ дебиторской задолженности компании в предшествующем периоде включает оценку состояния дебиторской задолженности, ее состава и структуры; формирование аналитической информации, позволяющей прогнозировать дебиторскую задолженность; разработку порядка расчетов и обоснование условий предоставления кредита отдельным покупателям; определение реальной стоимости дебиторской задолженности в условиях меняющейся покупательной способности; контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.
В общем виде изменения объема дебиторской задолженности за отчетный период характеризуются данными баланса. Для внутреннего анализа следует привлечь сведения аналитического учета, раскрывающие данные о величине и структуре дебиторской задолженности, наличии и объемах просроченной задолженности, а также о конкретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создает проблемы с текущей платежеспособностью.
Анализ «возрастной» структуры дебиторской задолженности позволяет оценить состояние расчетов с покупателями, выявить просроченную задолженность, а также выявить динамику погашения задолженности отдельными группами дебиторов. Для анализа дебиторской задолженности целесообразно использовать показатели, характеризующие ее величину и структуру: сроки погашения, долю дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, а также долю сомнительной дебиторской задолженности. Последний показатель характеризует «качество» задолженности. В процессе внутреннего анализа компания определяет сроки задержки платежа и отнесение той или иной задолженности к сомнительной.
Определение величины сомнительной дебиторской задолженности в ее общем объеме позволяет подойти к оценке дебиторской задолженности, целью которой является определение денежного эквивалента, который ожидается в результате погашения (реализации) дебиторской задолженности. В процессе оценки учитываются такие факторы, как сроки и условия расчетов, наличие обеспечения, период просрочки, а также факторы, характеризующие финансовое состояние должника.
|
|
Определение взаимоотношений с покупателями продукции. Для сокращения сроков оборачиваемости дебиторской задолженности следует использовать различные варианты оплаты продукции. В коммерческой практике используется несколько подходов к установлению условий платежа. Компании, выпускающие конкурентоспособную и пользующуюся спросом продукцию, обычно используют предоплату. Для увеличения объема продаж и привлечения новых покупателей предоставляется скидка в зависимости от сроков оплаты. Наиболее распространенной формой расчетов является частичная предоплата, сочетающая предоплату и продажу в кредит. Широко используется такая форма расчетов, как передача на реализацию. Эффективной формой оплаты с постоянными клиентами при долгосрочных коммерческих отношениях является поэтапный расчет за выполненные работы и оказанные услуги. Банковская гарантия используется при заключении внешнеэкономических контрактов с целью минимизации хозяйственных рисков. В этом случае банк возмещает необходимую сумму в случае невыполнения дебитором своих обязательств.
При выборе системы расчетов с покупателями необходимо учитывать, что предоставление им более льготных условий расчетов сопровождается увеличением остатков дебиторской задолженности. Это, в свою очередь, влечет за собой нарастание потребности в источниках финансирования, а, следовательно, и расходов по их привлечению. Увеличение дебиторской задолженности инициирует дополнительные расходы и потери в виде командировочных расходов, расходов связи, а также потерь по безнадежным долгам. Кроме того, рост дебиторской задолженности приводит к потерям, определяемым влиянием инфляционного фактора. С целью максимизации притока денежных средств целесообразно разрабатывать систему моделей договоров с гибкими условиями оплаты и гибким ценообразованием.
(Коммерческий (товарный) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Потребительский кредит (в товарной форме) представляет форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа.)
|
|
Наибольшее распространение в хозяйственной практике получили следующие виды скидок:
• общая (простая) скидка, составляющая 20—30% цены. Используется при покупке товара за наличный расчет, когда цена предусматривает краткосрочный кредит, а покупатель согласен оплатить наличными (сконто). Эта скидка, как правило, соответствует размеру ссудного процента денежного рынка;
• скидка за оборот (бонусная) предоставляется постоянным покупателям на основании специальной договоренности. В контракте устанавливается шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного срока (обычно одного года) и порядок выплаты сумм на основании этих скидок. По некоторым видам оборудования бонусные скидки достигают 15—20%. оборота;
• скидка за количество или серийность (прогрессивная) предоставляется покупателю при условии покупки им заранее определенного, увеличивающегося в объеме количества товара
• дилерские скидки предоставляются производителем его постоянным представителям или посредникам по сбыту, в том числе заграничным;
• специальные скидки вводятся для покупателей, в заказах которых особо заинтересованы продавцы. К этой категории относятся скидки на пробные партии и заказы, имеющие цель заинтересовать покупателя, а также скидки за длительность отношений, с помощью которых производители стремятся удержать постоянных клиентов;
• скрытые скидки — оказание покупателю бесплатных услуг, предоставление бесплатных образцов;
• скидки за возврат ранее купленного у данной компании товара устаревшей модели.
Предоставление скидок целесообразно в следующих ситуациях:
• скидки приводят к расширению продаж и увеличению общей прибыли от реализации данной продукции при условии высокой доли постоянных затрат и высокой эластичности товара;
• система скидок обеспечивает приток денежных средств в условиях их дефицита;
• система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.
Инкассация дебиторской задолженности. Инкассация состоит в увеличении объема и скорости денежных потоков от дебиторской задолженности. Инкассация дебиторской задолженности включает следующие элементы: возраст самого старого долга; общий объем долгов; общий объем просроченных платежей; дату открытия счета; своевременность прежних платежей; платежи, осуществленные после последней даты платежа; величину кредита клиента, которая принята к утверждению; статус клиента, который может потребовать особого отношения; сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
Эффективность процедуры инкассации определяется не столько уменьшением размеров дебиторской задолженности, сколько ростом прибыли за счет увеличения объема продаж и организации надежных отношений с клиентами.
Выбор форм рефинансирования дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента новые формы управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование. Это ускоренный перевод дебиторской задолженности в другие формы оборотных активов компании, такие как денежные средства, высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. В настоящее время основными формами рефинансирования дебиторской задолженности являются факторинг и учет векселей, выданных покупателями продукции.
Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке компанией-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании — «фактор компании», которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга. За осуществление такой операции банк (фактор компания) взимает с компании-продавца определенную комиссионную плату в процентах к сумме платежа. Ставки комиссионной платы дифференцируются с учетом уровня платежеспособности покупателя продукции и предусмотренных сроков ее оплаты.
Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому финансовому институту, другому хозяйствующему субъекту) по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.
Контроль за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Создание и использование механизма внутреннего контроля дебиторской задолженности покупателей позволяет компании минимизировать риски ее недопустимого увеличения или непогашения.
Приемы контроля дебиторской задолженности включают:
• использование метода ABC для группировки клиентов в зависимости от размера дебиторской задолженности для определения приоритетов работы с дебиторами. В категорию «А» включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности (так называемые проблемные кредиты), в категорию «В» — кредиты средних размеров, в категорию «С» — остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности компании;
• лимитирование дебиторской задолженности по покупателям;
• пересмотр соотношения продаж в кредит и по предоплате в зависимости от кредитной истории потребителя;
• ведение оперативного учета методом документальной сверки;
• анализ дебиторской задолженности по видам продукции с целью выявления наименее выгодных с точки зрения инкассации товаров, ориентация на возможно большее число покупателей для уменьшения совокупного риска неуплаты;
• ускорение средней оборачиваемости задолженности индивидуальных дебиторов (сумма поставки, умноженная на число дней с момента получения продукции потребителем до момента инкассации поступивших денежных средств);
• контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности и сбалансированностью тенденций их изменений, предоставление скидок при досрочной оплате с целью повышения коэффициента инкассации;
• контроль за расчетами с покупателями по отсроченным или просроченным задолженностям.