Цель: развитие эмпатического понимания и отработка навыков консультирования клиентов с учетом их гендерных особенностей.
Работа проходит в тройках: консультант, супервизор, клиент.
Клиент, играя роль человека противоположного пола, выбирает одну из предложенных тем для консультирования.
Темы клиенту, играющему роль женского пола:
1. нехватка времени на выполнение домашних дел (стирка, мытье посуды, приготовление пищи и т.д.)
2. муж много пьет, поэтому в семье проблемы
3. муж слишком часто ездит в командировки, оставляя жену одну
Темы клиенту, играющему роль мужского пола:
1. жена не хочет заниматься домашним хозяйством, в доме полный беспорядок во всем
2. жена ревнует клиента к его матери
3. нет времени на то, чтобы заниматься хобби
Консультант внимательно слушает, используя техники нерефлексивного и рефлексивного слушания и техники постановки вопросов. В конце сессии делает резюмирование.
Супервизор молча наблюдает за психологом, отмечая эффективность используемых консультантом техник. По окончании сессии дает обратную связь консультанту.
|
|
Время: 20 минут на каждую сессию.
Тема 8. Техники, направленные на решение проблемы клиента
Содержание темы. При изучении темы студенты должны рассмотреть следующие вопросы:
· консультирование, направленное на решение проблемы клиента
· модель решения проблемы клиента
· техники, способствующие решению проблемы клиента
Методические рекомендации по изучению темы
Специалисты (Palmer St., Neenan M., 2000) предлагают разработанную ими модель решения проблемы клиента, которая включает в себя семь ступеней:
1. Осознание проблемы
2. Определение цели
3. Рассмотрение различных вариантов решения проблемы
4. Оценка эффективности различных вариантов
5. Принятие решения
6. Составление плана решения проблемы
7. Оценка выбранной стратегии
В некоторых случаях для того, чтобы разрешить проблему, клиенту приходится осуществлять выбор одного из двух или более возможных вариантов. Чтобы помочь клиенту, можно использовать прием, описанный в методических рекомендациях к плакату «Весы» (МонинаГ.Б., Лютова-Робертс Е.К., «Как я решаю свои проблемы».СПб, 2006).